Провести рейтинговую оценку предприятия, используя метод многомерного сравнительного анализа.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание

Цель работы: Используя метод многомерного сравнительного анализа провести рейтинговую оценку предприятий города Прокопьевска.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- изучение теоретических основ проведения рейтинговой оценки предприятий;
-изучение теоретических основ многомерного анализа;
- проведение многомерного анализа по нескольким показателям.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы проведения рейтинговой оценки предприятий 5
1.1 Ранговое рейтингование 5
1.2 Рейтинговая оценка показателей эффективности 7
1.3 Многомерные сравнения в анализе хозяйственной деятельности12
2. Проведение рейтинговой оценки предприятий Прокопьевского и Киселевского месторождений с использованием метода многомерного сравнительного анализа 17
2.1 Краткая характеристика ООО «Шахта Зенковская» 17
2.2 Краткая характеристика ООО «Шахта Красногорская»19
2.3 Краткая характеристика ООО «Шахта Киселевская»20
2.4 Рейтинговая оценка предприятий по методу многомерного сравнительного анализа 22
Заключение 26
Список использованной литературы27

Работа состоит из  1 файл

5315 рейтинговая оценка.docx

— 263.42 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

3

1. Теоретические основы проведения рейтинговой оценки предприятий

5

1.1 Ранговое рейтингование

5

1.2 Рейтинговая оценка показателей  эффективности

7

1.3 Многомерные сравнения  в анализе хозяйственной деятельности

12

2. Проведение рейтинговой  оценки предприятий Прокопьевского и Киселевского месторождений с использованием метода многомерного сравнительного анализа

17

2.1 Краткая характеристика ООО «Шахта Зенковская»

17

2.2 Краткая характеристика ООО «Шахта Красногорская»

19

2.3 Краткая характеристика ООО «Шахта Киселевская»

20

2.4 Рейтинговая оценка предприятий  по методу многомерного сравнительного  анализа

22

Заключение

26

Список использованной литературы

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В анализе финансово-хозяйственной  деятельности предприятий часто  встает вопрос о сравнимости результатов  деятельности различных хозяйствующих  единиц. Этот вопрос может иметь  два аспекта. Первый из них связан со сравнением нескольких предприятий  или разных подразделений одного предприятия на основе некоторых  объективных показателей, выбранных  аналитиком из соображений важности этих величин для комплексной  оценки деятельности хозяйствующих  субъектов. Такое сравнение можно  назвать внешним.

Второй аспект касается проблемы соответствия достигнутых предприятием результатов  некоторому эталону, с которым результаты сравниваются. В качестве эталона  могут выступать, например, бюджетное  или плановое задание, которое предприятие  должно было выполнить в течение  анализируемого периода времени, результаты базового периода или просто представление  о некоем аналогичном "идеальном" предприятии.

Эффективность хозяйственной деятельности характеризуется сравнительно небольшим  кругом показателей. Но на каждый такой  показатель оказывает влияние целая  система факторов. Для системного подхода характерны комплексная оценка разноплановых факторов, целевой подход к их изучению. Знание факторов производства, умение определить их влияние на принятые показатели эффективности позволяют воздействовать на уровень показателей посредством управления факторами, создать механизм поиска резервов.

При многомерном сравнительном  анализе проводится сопоставление  результатов деятельности нескольких предприятий по нескольким показателям. Многомерный сравнительный анализ используется для определения рейтинга каждого предприятия в совокупности предприятий.

Цель работы: Используя метод многомерного сравнительного анализа провести рейтинговую оценку предприятий города Прокопьевска.

Из поставленной цели вытекают следующие  задачи:

- изучение теоретических основ  проведения рейтинговой оценки  предприятий;

-изучение теоретических основ  многомерного анализа;

- проведение многомерного анализа по нескольким показателям.

Предметом исследования является деятельность угольных предприятий Прокопьевского – Киселевского месторождений.

Объектом исследования является ООО  «Шахта Зенковская», ООО «Шахта Красногорская», ООО «Шахта Киселевская».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  проведения рейтинговой оценки  предприятий

1.1 Ранговое рейтингование

Слово "рейтинг" обозначает выстраивание некоторых единиц в определенном порядке, в соответствии с заранее  установленными правилами и критериями. В анализе финансово-хозяйственной  деятельности предприятий рейтингование позволяет расположить подобранные определенным образом предприятия в одном ряду на основании значений некоторых показателей их деятельности. Сравнение предприятия с родственными ему по отраслевой принадлежности или масштабам деятельности дает возможность определить его место среди конкурентов, т.е. приписать ему определенную значимость (ранг) среди других хозяйствующих единиц.

Существует множество способов определения таких рангов. Наиболее распространенными являются рейтинги, которые ранжируют предприятия  по объемным показателям, содержащимся в бухгалтерской отчетности. Рейтингование может проводиться как на основе абсолютных значений важнейших (по мнению аналитика) статей отчетности, так и на основе относительных величин бухгалтерских коэффициентов.

В качестве абсолютных показателей  обычно берутся:

- объем продаж (выручка);

- величина активов (итог баланса);

- чистая прибыль;

- уровень затрат.

На основе абсолютных показателей  строится большинство рейтингов, публикуемых  западными информационными агентствами (например, Forbes, Fortune, Business Week), a также наиболее известные из российских рейтингов, например, регулярно публикуемый журналом "Эксперт" рейтинг "200 крупнейших предприятий России".

Сказать, что эти рейтинги плохи, нельзя, поскольку они на основе довольно объективных критериев  показывают, "кто есть кто" в  экономике страны или мира. К их достоинствам следует отнести простоту расчета, а также относительную объективность (которая ограничивается только достоверностью бухгалтерских данных, представленных для анализа). Однако для целей микроэкономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий рейтинги, построенные на объемных показателях, не дают практически ничего, поскольку не позволяют сравнивать предприятия разных отраслей и разных масштабов деятельности. Действительно, сравнивать небольшой магазин и супермаркет ни по одному из вышеперечисленных абсолютных критериев некорректно. Кроме того, очевидно, что некорректным будет и сравнение, скажем, производственного и торгового предприятия по критериям величины активов, прибыли и затрат, даже если объем продаж у них одинаков.

Гораздо больше аналитической информации дают рейтинги, построенные на относительных  или удельных показателях. Именно их рекомендуется использовать при  проведении рейтинговой оценки различных  хозяйствующих субъектов. В качестве таких показателей могут выступать  показатели ликвидности, оборачиваемости, деловой активности, структуры капитала и другие, кажущиеся аналитику  наиболее важными для оценки деятельности предприятия. Если аналитик имеет доступ к управленческой информации хозяйствующего субъекта, то могут использоваться также и коэффициенты, которые  нельзя рассчитать по официальной бухгалтерской  отчетности (например, выработка на одного работающего или на одного производственного рабочего).

Проранжировать несколько предприятий по какому-то одному признаку не составляет никакого труда: очевидно, что чем выше прибыльность - тем лучше, чем больше продолжительность периода оборачиваемости определенного вида активов - тем хуже. Однако при попытке рассматривать несколько показателей аналитик уже сталкивается с немалыми трудностями.

 

 

1.2 Рейтинговая оценка  показателей эффективности

При одномерном сравнительном анализе  сопоставляются один или несколько  показателей одного объекта или  несколько объектов по одному показателю. При многомерном сравнительном  анализе проводится сопоставление  результатов деятельности нескольких предприятий по нескольким показателям. Многомерный сравнительный анализ используется для определения рейтинга каждого предприятия в совокупности предприятий.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

- единство объемных, стоимостных,  качественных, структурных показателей;

- единство периодов времени,  за которые производится сравнение;

- сопоставимость условий производства;

- сопоставимость методики исчисления  показателей.

Основными способами приведения показателей  в сопоставимый вид являются нейтрализация  воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому  базису, а также использование  средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов  перерасчета и т. д.

Экономические явления, которые изучаются  в анализе хозяйственной деятельности предприятия, имеют, как правило, количественную определенность, которая выражается в абсолютных и относительных  величинах.

Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т. д., безотносительно  к размеру других явлений.

Относительные показатели отражают соотношение  величины изучаемого явления с величиной  какого-либо другого явления или  с величиной этого явления, но взятой на другое время или по другому  объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной  величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т. д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100). В анализе хозяйственной деятельности используют разные виды относительных величин: планового задания, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности, эффективности.

Для проведения рейтинговой оценки можно использовать следующие показатели:

- коэффициент критической ликвидности;

- коэффициент текущей ликвидности;

- коэффициент автономии.

Полученные при расчетах значения данных коэффициентов классифицируются следующим образом (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Каждому из показателей соответствует  рейтинг в баллах (табл. 1.2).

Таблица 1.2

 

Для определения обобщающей оценки необходимо классность каждого показателя (табл. 1.1) умножить на его рейтинговое значение (табл. 1.2) и определить общую сумму баллов по трем коэффициентам. В зависимости от итоговой суммы баллов, классность предприятия определяется по следующей шкале:

I класс: от 100 до 150 баллов;

II класс: от 151 до 220 баллов;

III класс: от 221 до 275 баллов;

IV класс: свыше 275 баллов.

К первому классу относятся предприятия  с устойчивым финансовым положением, что подтверждается наилучшими значениями, как отдельных показателей, так  и рейтингом в целом.

Ко второму классу относятся  предприятия, финансовое состояние  которых устойчиво в общем, но имеются незначительные отклонения от лучших значений по отдельным показателям.

К третьему классу относятся предприятия  повышенного риска, имеющие признаки финансового напряжения, для преодоления  которых у предприятий есть потенциальные  возможности.

К четвертому классу относятся предприятия  с неудовлетворительным финансовым положением и отсутствием перспектив его стабилизации.

Результаты анализа представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Данные таблицы 1.3 показывают, что анализируемое предприятие относится ко второму классу, финансовое состояние которого устойчиво в общем, однако имеются незначительные отклонения от лучших значений по отдельным показателям.

В основу рассмотренной методики заложены жесткие оценки предприятия. Это  вызывает затруднения в оценке классности, когда сумма баллов близка к пограничным  значениям. В связи с этим методикой  предусматривается подсчет ряда дополнительных показателей, таких  как коэффициент рентабельности, коэффициент оборачиваемости, коэффициент  соотношения заемных и собственных  средств. Каждому из перечисленных  показателей присваивается определенное число баллов, затем сумма баллов по группе основных показателей уточняется. Этот вариант обобщающей оценки финансового  состояния не является единственным или лучшим.

Для сравнения рассмотрим методику рейтинговой оценки эмитента, предложенную А.Д. Шереметом. Рейтинговая оценка учитывает все основные параметры деятельности предприятия. При ее построении используются данные о производственном потенциале, рентабельности и эффективности использования всех видов ресурсов, состоянии и размещении средств, их использовании и другие данные. Выбор показателей должен осуществляться согласно целям оценки и потребностям в аналитической оценке. При этом выделяются четыре группы показателей:

- показатели оценки прибыльности  хозяйственной деятельности (общая  рентабельность, чистая рентабельность, рентабельность собственного капитала, общая рентабельность производственных  фондов);

- показатели оценки эффективности  управления (чистая прибыль на  один рубль объема продажи,  прибыль от продажи на один  рубль объема продажи, прибыль  до налогообложения на один  рубль объема продажи);

- показатели оценки деловой  активности (отдача всех активов,  отдача основных фондов, оборачиваемость  оборотных фондов, оборачиваемость  запасов, оборачиваемость дебиторской  задолженности, оборачиваемость  наиболее ликвидных активов, отдача  собственного капитала);

- показатели оценки ликвидности  и рыночной устойчивости (коэффициент  текущей ликвидности, коэффициент  критической ликвидности, индекс постоянного актива, коэффициент автономии, обеспеченность запасов собственными оборотными средствами).

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение  предприятий по каждому показателю финансового состояния, рентабельности и деловой активности с условным эталонным предприятием, имеющим  наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. База сравнения представляет собой сложившиеся высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов.

Алгоритм сравнительной рейтинговой  оценки представлен последовательностью  действий:

1. Исходные данные представляются  в виде матрицы (а ij) по строкам (i) номера показателей, по столбцам (j) номера предприятий.

2. По каждому показателю находится  максимальное значение и заносится  в столбец условного эталонного  предприятия.

3. Исходные показатели матрицы  стандартизируются в отношении  соответствующего показателя эталонного  предприятия по формуле:

 

хij = аij / max аij  (1.1)

 

4. Для каждого анализируемого  предприятия значение его рейтинговой  оценки определяется по формуле:

 

Rj = (1 - X1j )+(1 – X2 j )+…+(1 – X nj ),  (1.2)

Информация о работе Провести рейтинговую оценку предприятия, используя метод многомерного сравнительного анализа.