Рейтинговая оценка страховых компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:15, реферат

Описание

Одна из характерных черт современного страхового рынка — наличие конкурирующих между собой страховых организаций. Страховщики, которые стремятся работать в долгосрочной перспективе, должны уделять большое внимание изучению конкурентов и предлагаемых ими страховых продуктов в целях определения своего места на страховом рынке, возможностей для расширения клиентской базы и совершенствования своих услуг, а также для разработки стратегии фирмы. В ходе этих мероприятий страховая компания выявляет свои сильные и слабые стороны.

Работа состоит из  1 файл

Рейтинговая оценка страховых компаний.docx

— 17.01 Кб (Скачать документ)

Рейтинговая оценка страховых  компаний

Одна  из характерных черт современного страхового рынка — наличие  конкурирующих между собой страховых организаций. Страховщики, которые стремятся работать в долгосрочной перспективе, должны уделять большое внимание изучению конкурентов и предлагаемых ими страховых продуктов в целях определения своего места на страховом рынке, возможностей для расширения клиентской базы и совершенствования своих услуг, а также для разработки стратегии фирмы. В ходе этих мероприятий страховая компания выявляет свои сильные и слабые стороны.  

В условиях рынка не только потенциальные страхователи, но и инвесторы, собственники страховых организаций и государственные органы заинтересованы в получении независимой, объективной оценки работы страховщика. Рейтинги служат одним из вариантов анализа, позволяющим получить комплексную оценку финансового состояния страховой организации и произвести их сравнение. Под термином «рейтинг надежности страховой организации» будем понимать субъективную оценку одним или несколькими экспертами результатов деятельности страховщика, его способности выполнить свои обязательства в долгосрочном периоде. Эксперт или группа экспертов при составлении рейтинга надежности страховых организаций обосновывает свое мнение о надежности и финансовой устойчивости страховой компании, причем целью рейтинга является обеспечение прозрачности результатов деятельности страховых компаний, качества предлагаемых ими услуг, а в долгосрочной перспективе рейтинг должен стать надежным сертификатом страховой компании, удостоверяющим качество ее работы на страховом рынке.

Для России рейтинговая оценка объектов рынка, в том числе страховых организаций,  считается абсолютно новым элементом, спрос на который начал формироваться только во второй половине 90-х годов. Высокая рейтинговая оценка страховщика может стать мощным средством привлечения страхователей, в противном случае — сильным ударом по его имиджу в отличие от страховой рекламы.

Таким образом, рейтинговая оценка представляет собой способ комплексной оценки финансового состояния объектов рынка, в том числе страховых организаций. Для более адекватной и достоверной оценки финансового состояния объектов рынка необходимо наличие на рынке нескольких независимых рейтинговых агентств, осуществляющих присвоение рейтинговых оценок на основе разработанных ими уникальных методик, что позволяет минимизировать ошибки, возникающие при присвоении рейтинговой оценки.

Информационной  базой для присвоения рейтинговой оценки могут служить бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, данные интервью с менеджерами, заполненные специально разработанные анкеты и данные других документов рейтингуемой организации.

Для того чтобы определить совокупность показателей, которая будет использована при построении рейтинга надежности страховых организаций, необходимо установить, какие факторы влияют на финансовую устойчивость и надежность страховой организации.Согласно статье 25 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в качестве факторов, обеспечивающих финансовую устойчивость и платежеспособность страховщика, определены следующие:

— экономически обоснованные страховые тарифы;

—  страховые  резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования;

— собственные  средства;  — перестрахование.

Страховые резервы – один из самых главных факторов финансовой устойчивости страховых компаний. Они отражают величину неисполненных обязательств страховщика по заключенным им со страхователями договорам. Важно, чтобы размер страховых резервов полностью покрывал размер предстоящих выплат по действующим договорам страхования.  Собственный капитал является дополнительной гарантией финансовой устойчивости. Однако этот источник теряет свое значение с ростом объемов страховых операций.

Перестрахование. Стоимость отдельных объектов страхования достигает значительных сумм. Прием на страхование таких объектов также представляется опасным для финансовой устойчивости страховщика, так как покрытие крупных убытков может потребовать полного изъятия средств страховых резервов и собственного капитала.  

Таким образом, учитывая наличие перечисленных выше факторов, обеспечивающих финансовую устойчивость страховщика, в ходе анализа страховой деятельности и присвоения рейтинговой оценки страховой организации целесообразно проанализировать следующие группы показателей:

1. Показатели  достаточности страховых резервов — коэффициенты достаточности страховых резервов по видам страхования.

2. Показатели  достаточности собственных средств:

— отношение  собственных средств к сумме  страховых резервов;

— отношение  размера собственных средств к нетто-премии отражает достаточность собственных средств для выполнения обязательств перед держателями полисов.

3. Показатели  зависимости от перестраховочного  портфеля:

— доля взносов по видам страхования, переданных в перестрахование, в

общей сумме полученных взносов;

— доля выплат по видам страхования, покрытых за счет перестраховщиков,

в общей  сумме страховых выплат;

— доля перестраховщиков в страховых резервах по видам страхования.

4. Показатели  инвестиционной деятельности:

— доходность инвестиций;

— доходность страховых резервов по видам страхования.

5. Показатели  общей платежеспособности:

— соотношение  фактического и нормативного размера маржи платежеспособности;

— соотношение  суммы собственных средств и  страховых резервов и суммарной  стоимости активов;

— соотношение  собственных средств и суммарной  стоимости активов;

— соотношение  собственных средств и нестраховых обязательств.

6. Показатели  ликвидности:

— коэффициент  текущей ликвидности;

— коэффициент  абсолютной ликвидности;

— соотношение  текущих активов и краткосрочных  обязательств;

— соотношение  кредиторской задолженности и суммарной стоимости активов.

7. Показатели  рентабельности и достигнутых  результатов:

— рентабельность собственных средств;

— рентабельность страховых резервов.

Методика  построения рейтинга надежности страховых организаций включает следующие основные этапы:

— анализ групп показателей, характеризующих ту или иную сторону финансовой устойчивости страховой организации, и расчет значений коэффициентов;

— перевод  полученных значений коэффициентов  в пятибалльную шкалу;

— определение  промежуточного значения рейтинга по каждой группе показателей;

— корректировка  промежуточных значений рейтинга по группам показателей с учетом мнения экспертов;

— определение  итогового значения рейтинга, составленного на базе количественных и качественных показателей.

Результатом проведения рейтинговой оценки является полный рейтинговый отчет, содержащий присвоенный рейтинг, а также  подробное экспертное заключение, в  котором описываются факторы, влияющие на надежность предлагаемого компанией  перестраховочного покрытия. В зависимости  от качества перестраховочного покрытия компании будет присвоен рейтинг  от А++ - высокий уровень надежности с позитивными перспективами до D - неудовлетворительный уровень надежности. При этом к традиционному рейтинговому значку будет приписана приставка, указывающая на то, что данный рейтинг является не оценкой надежности страховщика, а оценкой надежности перестраховочного покрытия.

Информация о работе Рейтинговая оценка страховых компаний