Проверка достоверности учета производства и реализации готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:05, доклад

Описание

Цель проверки производства и продажи готовой продукции заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей выручки от продажи, себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.

Работа состоит из  1 файл

аудит продаж и расходов.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

    С целью доказательства обоснованности расходов и снижения налоговых рисков аудитору необходимо  обратить внимание на следующие моменты.

    Во-первых, результаты проведенных работ должны быть оформлены актом выполненных  работ, а также Отчетом о результатах  проведения маркетинговых исследований, так как в случае возникновения споров с налоговиками именно отчет подлежит обязательному исследованию судом, как необходимый документ для оформления такого вида работ (например, Постановление ФАС МО от 07.12.2005 № КА-А40/12121-05, Постановление ФАС СЗО от 29.05.2006 № А56-26389/2005).

    Во-вторых, в документах должна содержаться  конкретная информация об оказываемых  услугах, а формулировки не должны носить обезличенный характер, т.е. недостаточно формулировки «выполнение маркетинговых услуг по исследованию рынка …» без представления документов, раскрывающих фактическое содержание результатов оказанных услуг, например отчета (например, Постановление ФАС ЗСО от 05.04.2006 № Ф04-1866/2006 (21004-А45-40)).

    В-третьих, результаты маркетинговых исследований должны использоваться в деятельности аудируемого лица, вне зависимости от результатов исследований.

    Ю р и д и ч е с к и  е  у с л у г и. При проверке данных расходов необходимо учитывать  требования ФПСАД №17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях».

    Аудитор должен выполнить определенные процедуры, чтобы получить сведения о судебных делах и претензионных спорах, в которых участвует аудируемое лицо и которые могут существенно  повлиять на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. К таким процедурам относятся:

    а) направление необходимых запросов руководству аудируемого лица, включая  получение заявлений и разъяснений  от руководства;

    б) проверка решений соответствующего органа, осуществляющего общее руководство  деятельностью аудируемого лица;

    в) ознакомление с перепиской аудируемого  лица с организацией, оказывающей  ему юридические услуги;

    г) проверка затрат аудируемого лица на юридические услуги;

    д) использование информации о деятельности аудируемого лица, включая информацию, полученную от сотрудников юридической службы аудируемого лица.

    Если  аудитором выявлено наличие судебных дел или претензионных споров либо имеется уверенность, что они  могут иметь место, он с согласия аудируемого лица должен обратиться непосредственно к организации, оказывающей аудируемому лицу юридические услуги. Такое обращение способствует получению достаточных надлежащих аудиторских доказательств осведомленности руководства аудируемого лица о наличии возможных существенных судебных дел и претензионных споров, а также об обоснованности сделанных руководством оценок финансовых последствий таких дел и споров.

    Письмо  в адрес организации, оказывающей  аудируемому лицу юридические услуги, должно быть подготовлено, подписано  руководством аудируемого лица и отправлено непосредственно аудитором. Указанное письмо должно содержать запрос о предоставлении юридической организацией аудитору информации об оказываемых аудируемому лицу юридических услугах. Если аудитор не уверен, что юридическая организация ответит на запрос общего характера, письмо должно содержать:

  1. перечень судебных дел и претензионных споров, в которых участвует аудируемое лицо;
  2. оценку руководством аудируемого лица последствий судебных дел и претензионных споров для аудируемого лица, в том числе финансовых;
  3. просьбу о подтверждении юридической организацией обоснованности такой оценки, а также о предоставлении аудитору дополнительных сведений, если юридическая организация посчитает направленный ей перечень неполным или неточным.

    Аудитор должен проанализировать текущее положение по возможным существенным юридическим вопросам вплоть до даты подписания аудиторского заключения. В некоторых случаях аудитору может потребоваться получить от юридической организации информацию, отражающую последние изменения по возможным существенным юридическим вопросам.

    При определенных обстоятельствах (например, в случае сложности дела или при  наличии разногласий между руководством аудируемого лица и организацией, оказывающей этому аудируемому  лицу юридические услуги) может возникнуть необходимость встречи аудитора с представителями этой организации с целью обсуждения вероятного исхода судебного дела или претензионного спора. Такая встреча должна проходить с разрешения руководства аудируемого лица и, желательно, в присутствии представителя руководства аудируемого лица.

    Если  руководство аудируемого лица отказывается дать аудитору разрешение на обращение  к организации, оказывающей этому  аудируемому лицу юридические услуги, то такой отказ следует рассматривать  как ограничение объема аудита, что, как правило, приводит к выражению мнения аудитора с оговоркой или к отказу от выражения мнения. Если юридическая организация отказывается ответить на запрос надлежащим образом и аудитор не имеет возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства путем выполнения альтернативных процедур, аудитор должен определить, ограничивается ли тем самым объем аудита и должен ли он на основании этого выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения. 
 

    5.3. Проверка  прочих расходов 

    При проверке бухгалтерского учета и  отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности прочих расходов аудитору необходимо руководствоваться требованиями ПБУ 10/99 «Расходы организации».

    В течение отчетного периода по дебету сч. 91 «Прочие доходы и расходы» могут быть учтены  следующие виды расходов.

    1. Расходы, связанные с предоставлением  за плату во временное пользование  (временное владение и пользование)  активов организации. При этом  аудитором оценивается величина  и состав расходов, произведенных организацией, и необходимость их осуществления в соответствии с условиями договоров.

    2. Расходы, связанные с предоставлением  за плату прав, возникающих из  патентов на изобретения, промышленные  образцы и других видов интеллектуальной  собственности.

    3. Расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций. Аудитору необходимо проверить наличие документов, являющихся основанием для учета указанных расходов, – устав, договор о совместной деятельности; уточнить правильность оценки расходов, осуществленных организацией, и др.

    4. Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием  основных средств и иных активов,  отличных от денежных средств  (кроме иностранной валюты), товаров,  продукции. При этом проверяются  обоснованность произведенных расходов, а также корреспонденции со счетами учета соответствующих доходов, что позволяет оценить правильность формирования финансовых результатов от выбытия активов.

    5. Проценты, уплачиваемые организацией  за предоставление ей в пользование  денежных средств (кредитов, займов). Аудиторами анализируются условия договоров, на основании которых начисляются проценты, их размер, периодичность выплат, необходимость капитализации и др.

    6. Расходы, связанные с оплатой  услуг, оказываемых кредитными  организациями. Оценивается состав, размер расходов, порядок учета  и их соответствие условиям договора банковского счета.

    7. Отчисления в оценочные резервы,  создаваемые в соответствии с  правилами бухгалтерского учета  (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности. В соответствии с ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденного  приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 106н, величина резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально–производственных запасов, других оценочных резервов является оценочным значением.

    Изменением  оценочного значения признается корректировка  стоимости актива (обязательства) или  величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

    Изменение величины оценочного резерва определяется аудируемым лицом независимо от размера  прибыли (убытка) от деятельности аудируемого  лица.

    Состав  аудиторских процедур в отношении  оценочных значений определяется Федеральным  правилом (стандартом) аудита №21 «Особенности аудита оценочных значений».

    При проверке оценочных значений аудитору необходимо:

    а) провести общую и детальную проверку процедур, используемых руководством аудируемого лица при расчете  оценочного значения, например правомерность  отнесения задолженности к сомнительной или наличие признаков обесценения ценных бумаг, не котирующихся на бирже;

    б) использовать независимую оценку для  сравнения с оценкой, проведенной  руководством аудируемого лица;

    в) проверить последующие события, в том числе события после отчетной даты, чтобы подтвердить правильность сделанного расчета, т.е. проанализировать события, произошедшие с момента окончания отчетного периода и до момента подписания аудиторского заключения. К таким событиям можно отнести погашение задолженности, ранее отнесенной к сомнительной.

    Аудитор должен проверить, было ли оценочное  значение проверено и утверждено руководством соответствующего уровня, а также оформлен ли расчет с приложением  надлежащих документов.

    8. Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организацией (или организации) убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией (или должником). При наличии соответствующих расходов аудитору необходимо проверить наличие соответствующих условий в договорах, расчетов штрафных санкций, решений суда и других документов.

    9. Дебиторская задолженность, по  которой срок исковой давности  истек, другие долги, не реальные  для взыскания, включаются в  расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации. При этом необходимо проверить наличие приказа руководителя о списании задолженности и документов, которые являются основанием для списания задолженности:

     - наличие изданного государственным органом акта, в связи с которым исполнение обязательств невозможно полностью или частично (ст. 417 ГК РФ, на основании указанного акта и бухгалтерской справки);

     - при ликвидации юридического  лица – на основании выписки  об исключении из реестра, или подтверждения ликвидационной комиссией недостаточности средств покупателя банкрота, или решения суда об окончании процедуры банкротства;

     - в случае смерти гражданина-дебитора  – на основании справки о  смерти.

    10. Перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно–просветительского характера и иных аналогичных мероприятий. При наличии соответствующих сумм необходимо проверить документы, подтверждающие соответствующие расходы, оценить правильность учета соответствующих расходов для целей НДС и налога на прибыль.

    11. Прочие расходы. 

    Аудитору  необходимо проверить ведение аналитического учета по каждому виду расходов организации, их документальное оформление, обоснованность и учет для целей налогообложения. Результаты проведенных аудиторских процедур фиксируются в рабочей документации. 
 

Продавец не обязан платить НДС с полученной компенсации убытков

Письмо Минфина России от 28.07.10 № 03-07-11/315 «Об уплате НДС с суммы компенсации убытков, причиненных покупателем»

Сумма компенсации  убытков, причиненных покупателем  из-за его отказа принять и оплатить товар, у продавца НДС не облагается. Такой выгодный для налогоплательщиков вывод следует из письма Минфина России от 28.07.10 № 03-07-11/315 (ответ на частный запрос).

Свою позицию  чиновники из финансового ведомства  обосновали просто. По кодексу в  налоговую базу по НДС включают только те суммы, которые связаны с оплатой товаров (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). А компенсация убытков продавца, причиненных действиями покупателя, к оплате товара непосредственно не относится, поэтому начислять на нее НДС, а также выставлять счет-фактуру компании не следует. Полученные от покупателя суммы компенсации продавцу необходимо включить в состав внереализационных доходов при расчете налога на прибыль (п. 3 ст. 250 НК РФ). Покупателю же списывать в расходы выплаченную компенсацию возмещения ущерба следует только при наличии доказательств, что в результате нарушения продавец действительно понес убытки.

Информация о работе Проверка достоверности учета производства и реализации готовой продукции