Проверка достоверности учета производства и реализации готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:05, доклад

Описание

Цель проверки производства и продажи готовой продукции заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей выручки от продажи, себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.

Работа состоит из  1 файл

аудит продаж и расходов.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

    В случае выявления нарушений классификации  расходов необходимо проверить, как  это отразилось на себестоимости выпускаемых изделий и финансовых результатах. При отсутствии организации аналитического учета необходимо рекомендовать применение и соблюдение должной детализации расходов.

    6. Расходы подлежат распределению  и списанию в соответствии  с порядком, установленным учетной политикой. Аудитором выявляется вариант списания расходов, закрепленный учетной политикой предприятия. Выбранный критерий должен соответствовать цели выявления наиболее точной себестоимости продукции объекта учета затрат. Это могут быть следующие критерии:

    - доля суммы прямых расходов  по виду продукции в общей  сумме прямых расходов текущего  периода;

    - доля отдельных элементов, формирующих  сумму прямых расходов по виду  продукции (материальные расходы,  расходы на оплату труда и  др.) в их общей сумме текущего периода;

    - доля выручки от продажи продукции  определенного вида в общем  объеме выручки, полученной от  продажи всей продукции, и т.д.

    Проверяя  закрытие счета учета общехозяйственных  расходов, аудитору необходимо помнить, что в соответствии с действующими нормативными документами организация в учетной политике определяет способ формирования себестоимости продукции (работ, услуг) по полной фактической себестоимости продукции (работ, услуг) либо неполной себестоимости. В первом случае расходы включаются в себестоимость продукции, работ, услуг пропорционально выбранной базе, определенной учетной политикой. При втором варианте общехозяйственные расходы подлежат списанию на финансовые результаты, т.е. сч. 90 «Продажи», при этом в Отчете о прибылях и убытках (ф. №2) данные расходы должны быть отражены по строке «Управленческие расходы».

    Затем необходимо проверить правильность списания расходов основного производства и их распределения между готовой  продукцией и незавершенным производством (НЗП).

    Инструкцией по применению Плана счетов установлено, что остаток на сч. 20 «Основное производство» на конец отчетного периода показывает стоимость НЗП.

    Для определения фактической себестоимости  изготовленной продукции в зависимости  от конкретных условий деятельности организации (особенностей технологического процесса, организации производства и т.д.) используются различные методы. Методика определения себестоимости изготовленной продукции должна быть закреплена в учетной политике организации. Как правило, используется один из двух методов.

    1. При помощи инвентаризации определяется  фактическая себестоимость НЗП.

    Стоимость НЗП в массовом и серийном производстве может (в соответствии с принятой учетной политикой) отражаться в  балансе по нормативной производственной себестоимости, по прямым статьям расходов, по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. Если организация выбирает метод отражения по нормативной производственной себестоимости, то готовая продукция и отгруженные товары должны также отражаться по нормативной себестоимости.

    Затраты, не относящиеся к НЗП, должны быть списаны в учете аудируемого  лица с кредита сч. 20 в дебет 43 «Готовая продукция», 46 «Выполненные этапы  по незавершенным работам».

    2. Определяется размер затрат, относящихся  к стоимости продукции, изготовленной в отчетном периоде и подлежащей списанию с кредита сч. 20 в дебет 43, 46 (количество продукции умножается на сумму расходов в единице готовой продукции).

    При списании завершенной производством  продукции вспомогательного производства со сч. 23 в конце отчетного периода собранные на нем затраты должны быть разделены экономическим субъектом на:

  • затраты, относящиеся к производственной деятельности;
  • затраты, использованные в деятельности обслуживающего производства;
  • затраты, относящиеся к реализуемым данным хозяйством продукции.

    При списании завершенной производством  продукции обслуживающего производства со сч. 29 в конце отчетного периода  собранные на нем затраты должны быть  разделены аудируемым лицом  на:

  • затраты, относящиеся к реализуемым на сторону работам, услугам;
  • затраты, относящиеся к выпущенным обслуживающим производством материальным ценностям и продукции;
  • затраты, относящиеся к потребленным внутри основного производства работам, услугам.

    Правильность  распределения расходов проверяется  путем сопоставления расчетов, сделанных аудитором, с расчетами проверяемого предприятия.

    Если  аудитором будут выявлены нарушения, аудитором оценивается их существенность и влияние на финансовую отчетность.

    На  следующем этапе необходимо проверить  документальное оформление, порядок учета расходов по обычным видам деятельности в разрезе экономических элементов, установленных ПБУ 10/99 «Расходы организации»: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты.

    Аудиторские процедуры в отношении первых четырех элементов достаточно подробно представлены при рассмотрении соответствующих  глав учебного пособия. Обратим внимание на рассмотрение аудиторских процедур при проверке составляющих пятого элемента затрат – прочие расходы.

    Проверяя  правильность отражения в учете  данных расходов, необходимо проверить  документальное обоснование и экономическую  обоснованность произведенных затрат, так как зачастую в составе  прочих учитываются расходы, обоснованность которых необходимо подтвердить путем сбора дополнительных аудиторских доказательств. Рассмотрим некоторые виды прочих расходов, требующие особого внимания аудитора.

    Р а с х о д ы   н а   а р е н д у. Аудитору необходимо проверить наличие договора аренды, проанализировать условия договора и его соответствие нормам ГК РФ. Дополнительно аудитору должны быть представлены документы, подтверждающие прием-передачу имущества от арендодателя к арендатору и, наоборот, в случае, если срок аренды истек. В ходе проверки изучается состав расходов аудируемого лица, связанных с содержанием арендованного имущества (например, ремонт, страхование и др.), и сопоставляется с обязательствами их осуществления по договору с арендодателем. Особое внимание уделяется расходам на содержание и ремонт, осуществленным арендатором.

    У с л у г и   с в я  з и. Как правило, включение услуг  связи в расходы происходит на основании договора с оператором связи и выставленного счета  за оказанные услуги, однако для  обоснования услуг сотовой связи  необходимо проверить наличие утвержденного руководителем организации списка должностей работников, имеющих право пользования услугами связи, либо соответствующего пункта в трудовом договоре. Однако, по мнению Минфина РФ, необходимо еще и наличие подробной детализации счета абонента (например, письмо от 19.01.09 № 03-03-07/2).

    Р а с х о д ы  н а  о  б у ч е н и е. Экономическим  субъектом могут осуществляться расходы на обучение по основным и  дополнительным общеобразовательным  и профессиональным образовательным  программам в целях подготовки специалистов или повышения их квалификации. Данные расходы могут быть учтены при налогообложении прибыли, но при соблюдении некоторых условий. Документами, подтверждающими принятие данных расходов к бухгалтерскому и налоговому учету, являются:

  • договор с соответствующим образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию, либо иностранным образовательным учреждением, имеющим соответствующий статус;
  • договор экономического субъекта с работником предприятия (либо потенциальным работником) на оплату обучения и обязанностью трудоустройства на период не менее года;
  • программы подготовки и повышения квалификации персонала.

    Аудитор должен получить доказательства экономической  обоснованности расходов. Для этого  могут быть получены разъяснения руководства аудируемого лица о необходимости проведения соответствующих расходов и изучены программы, по которым проводятся подготовка и переподготовка специалистов. Дополнительно можно выявить наличие документов, подтверждающих получение образования (сертификаты, дипломы, свидетельства и др.).

    П р е д с т а в и т  е л ь с к и е  р а  с х о д ы. Состав представительских  расходов не определяется нормативными документами по бухгалтерскому учету. Определение и состав данных расходов определяется только Налоговым кодексом РФ. К представительским расходам относятся расходы на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

    Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода для целей налогообложения включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

    Документами, подтверждающими обоснованность принятия данных расходов к бухгалтерскому и налоговому учету, как правило, являются:

  • приказ о проведении представительского мероприятия;
  • акт о списании представительских расходов (должен содержать информацию о дате и месте проведения деловой встречи (приема), приглашенных лицах, участниках со стороны организации, а также о величине расходов);
  • первичные документы, подтверждающие осуществленные расходы (счета, путевые листы, товарные чеки, чеки ККМ и др.).

    Р а с х о д ы  н а  р  е к л а м у. Для доказательства обоснованного включения расходов экономическим субъектом должны быть представлены договор с организацией, проводящей рекламные мероприятия, акт выполненных работ (оказанных услуг), а также доказательства проведения мероприятия (например, эфирная справка, распечатка экрана, копии журнальных страниц с рекламой и др.). В случае проведения собственными силами рекламной кампании (раздача рекламных буклетов, листовок, образцов продукции и др.) аудитору необходимо проверить наличие акта о проведении рекламной акции. Кроме того, аудитором должна быть проверена правильность учета данных расходов для целей налогообложения налогом на прибыль и НДС.

    К о н с у л ь т а ц  и о н н ы е  у с л  у г и. Подтвердить оказание консультационных (информационных, юридических) услуг помогут следующие документы (в которых необходимо точно и подробно сформулировать, какие услуги оказываются исполнителем):

    - договор;

    - задание заказчика;

    - акт сдачи-приемки услуг;

    - отчет об оказанных услугах;

    - счет-фактура.

    Консультационные услуги могут оказываться в форме конференций, форумов, семинаров. Причем проводиться они могут как на территории РФ, так и за границей и включать в себя культурную программу, питание, расходы на проезд, проживание, суточные, оформление визы и т.д. В этом случае (организация консультационных услуг в форме семинара) для подтверждения расходов аудитору должны быть представлены:

    - договор;

    - план (содержание) семинара;

    - акт оказанных услуг по его  проведению.

    Практика  показывает, что зачастую под конференциями либо семинарами за рубежом завуалированы туристические поездки сотрудников аудируемого лица, поэтому аудитором проводится анализ содержания указанных документов для подтверждения обоснованности затрат. По консультационным услугам, оказанным в устной форме, в акте должен быть подробно указан перечень вопросов проведенной консультации.

    М а р к е т и н г о  в ы е  у с л у г и. При выявлении аудитором расходов на проведение  маркетинговых исследований необходимо проанализировать условия  договора и определить цели, объект исследований, территорию, на которой были произведены исследования, используемые для решения поставленных задач методы (для этих целей к договору может быть приложена Программа исследований), порядок приема-сдачи результатов исследования.

Информация о работе Проверка достоверности учета производства и реализации готовой продукции