Прогнозирование спроса, структуры и объёма продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 13:05, курсовая работа

Описание

Цель работы:

· освоение методов изучения спроса;

· освоение методов прогнозирования спроса;

· использование исследований спроса в принятии маркетинговых решений.

Переход к рыночной экономике и связанные с ним коренные изменения хозяйственных отношений – разгосударствление и приватизация предприятий, замена директивного управления свободным предпринимательством – неизбежно ставят российские предприятия перед необходимостью работать по-новому, по законам и требованиям рынка, приспосабливая все стороны своей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности к меняющейся рыночной ситуации и запросам потребителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

Изучение покупательского спроса как основа изучения рынка потребительских товаров…………………………………………………………………………………4

Общая характеристика методов прогнозирования, применяемых в маркетинговых исследованиях……………………………………………………….5

Прогнозирование будущих нужд и запросов потребителей……………………8

Составление прогнозов сбыта…………………………………………………….17

Виды прогнозов……………………………………………………………………19

Методы составления прогнозов…………………………………………………..23

Порядок составления прогноза сбыта в маркетингово ориентированной компании……………………………………………………………………………….27

Изучение и оценка потребительского спроса на товар. Структура обувного рынка…………………………………………………………………………………...28

Динамика цен на обувь…………………………………………………………….31

Технология продаж………………………………………………………………...31

Анализ обеспеченности населения обувными товарами и выявление предпочтений и настроений покупателей……………………………………………34

Заключение………………………………………………………………………....36

Список литературы………………………………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 554.50 Кб (Скачать документ)

4. Разработана  динамическая модель механизма  согласования размера и структуры  закупок и реализации товаров  с изменяющимся спросом.

5. Построена игровая модель согласования интересов торговой фирмы, ее отделов и поведения покупателей на рынке ценообразования.

Практическая  значимость исследования заключается  в том, что разработанные теоретические  и методические положения доведены до практических моделей и алгоритмов, в результате чего появляется возможность дать количественное обоснование размеров партий заказов, закупок и продаж, повышается достоверность расчетов.

Апробация результатов  исследования. По теме диссертации  автором опубликовано 5 печатных работ. Основные результаты исследования были представлены в докладах на VI и VII Международных  научно-практических конференциях «Системный анализ в проектировании и управлении».

Структура и  объем работы. Диссертация состоит  из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения общим объемом 158 страниц.

8

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется цель и задачи исследования, предмет и объект исследования, обосновывается научная новизна и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе "Системы и методы управления запасами продукции торговой фирмы, проблемы исследования" определены причины возникновения запасов в деятельности торговой фирмы и трудности внедрения научных методов управления. Рассмотрены основные показатели расчета размера заказа (объем сбыта, издержки хранения запасов, издержки выполнения заказа, издержки вследствие дефицита). Определены проблемы управления запасами торговой фирмы и дана их краткая характеристика. Особое внимание уделено политике закупок, как центральной, которая в значительной мере обеспечивает эффективность работы торговой фирмы.

Во второй главе "Существующие подходы к управлению деятельностью торговой фирмы " дана общая характеристика торговых фирм, реализующих товары длительного хранения, определена экономическая сущность функционирования торговой фирмы. Показаны важность и предпосылки анализа розничных продаж, классифицированы и рассмотрены методы планирования товарооборота, определены задачи оптимизации системы товароснабжения.

В третьей главе "Статистические модели управления закупочно-сбытовой политикой торговой фирмы" предложены методы прогнозирования объема сбыта товаров на основе анализа временных рядов и с использованием функции спроса, отражающей зависимость величины спроса от цены товара, уровня доходов населения, факторов сезонности и конкуренции. Модифицирована функция спроса и проведены экспериментальные расчеты. В детерминированной статической форме построена экономико-математическая модель оптимизации использования складских площадей. Разработан метод решения задачи определения рационального числа поставщиков на основе расчета таксономического показателя.

9

В четвертой  главе "Согласование интересов на рынке закупок, продаж и цен в  условиях неполной информации о стоимостных  показателях"

разработаны механизмы  управления запасами в условиях отсутствия надежной информации об издержках выполнения заказа и издержках хранения запасов, которые включают:

1) модель механизма  согласования размера закупок  и реализации товаров с постоянным  спросом;

2) динамическую  модель механизма согласования  размера и структуры закупок  и реализации товаров с изменяющимся спросом.

Показана возможность  использования первой модели для  решения обратной задачи — определения  допустимого объема издержек выполнения заказа. Вторая модель расширена за счет включения в нее ограничений  на допустимые размеры денежных средств, выделяемых на закупку товаров, и площади для хранения запасов. Осуществлена реализация алгоритмов согласования закупок и реализации товаров и сделаны конкретные выводы и рекомендации по совершенствованию политик управления запасами. Исследованы модели ценообразования торговой фирмы, показаны их недостатки и предложен игровой подход к установлению цен на новую продукцию.

В заключении сформулированы основные выводы и результаты работы.

В приложениях  приведены организационная структура, общее описание, программный продукт и отчетные материалы ЗАО "Строитель - Квадро", используемые для экспериментальной реализации предложенных моделей.

10

Глава 1. Системы  и методы управления запасами продукции  торговой фирмы, проблемы исследования

1.1. Постановка  вопроса

В экономике  методы исследования операций первоначально  получили применение в различных  областях производственной деятельности, включая управление запасами, планирование производства и распределение рабочей  силы. Впоследствии они были перенесены на совершенствование работы торговли, розничной и оптовой.

Теоретическим проблемам управления запасами, разработке методов и моделей за последние 30-40 лет уделялось значительное внимание как в научных работах отечественных, так и зарубежных исследователей. Исследования последних значительно преобладают. Среди зарубежных ученых необходимо отметить труды Винтера П.Р. [10, 99, 100], Букана Дж., Кенигсберга Э. [8], Холта С.С., Модильяни Ф., Мута Д.Ф., Саймона Н.А. [91], Вагнера Х.М. [96]. Среди отечественных авторов можно выделить труды Неймарка А.И. [5], Соколицина С.А., Кузина Б.И. [62], Первозванского А.А. и Первозванской Т.Н. [51], Рыжи-кова Ю.И. [56] и др.

В практическом плане внедрения методов и  моделей управления запасами результаты существенно скромнее, особенно в Российской Федерации. Это объясняется несколькими причинами, среди которых в первую очередь можно назвать:

• сложную связь  управления запасами со всем производственным и торговым циклом изготовления и  продажи изделий, т.е. невозможность  отделения политик управления запасами от политик управления закупками, производством, сбытом и транспортировкой продукции;

• значительную неопределенность в информационной базе, необходимой для реализации задач управления запасами, в частности, в прогнозировании спроса на продукцию фирмы;

11

• незнание пользователями моделей и методов научного управления запасами, их недоверие к ним и  большие затраты, необходимые для  внедрения научной системы управления в практику фирмы;

• и, наконец, обычно огромная отпугивающая номенклатура закупаемой, производимой и реализуемой продукции.

Данное исследование охватывает проблемы управления запасами товаров торговой фирмы, занимающейся закупкой и продажей товаров, пользующихся непрерывным спросом и хранящихся в течение продолжительного времени.

Такая торговая фирма в наиболее общем варианте включает в себя:

• сеть магазинов  розничной и оптовой торговли;

• сеть складов  продукции, в которых хранится закупленная  продукция.

Логистическая цепь основных взаимосвязей такой торговой фирмы представлена на рис. 1.1.

Поставщики

продукции

Склады готовой

продукции

Магазины фирмы

Розничные и

оптовые

потребители

продукции

Рис. 1.1. Укрупненная  цепь производственных взаимосвязей торговой

фирмы

Проблемы управления запасами торговой фирмы несколько  проще, чем управление запасами на промышленном предприятии, так как в торговой фирме обычно отсутствует стадия производственного цикла и связанные с ней промежуточные запасы. Однако она остается достаточно сложной. В управлении запасами торговой фирмы в нашем исследовании преимущество отдается практической стороне вопроса - разработке адекватных и достаточно простых моделей и методик управления запасами и практике их реализации.

12

Управление запасами является неотъемлемой частью почти  любой торговой операции. Интерес, который проявляется в настоящее время к этому предмету, свидетельствует о признании руководителями фирм неизбежности наличия товарных запасов. Наличие хотя бы одного из следующих факторов приводит к необходимости иметь запасы:

• колебание  спроса на продукцию;

• колебание  сроков поставки продукции;

• наличие некоторых  издержек, связанных с колебаниями  численности рабочей силы;

• наличие некоторых  издержек, связанных с дефицитом (отсутствием запаса) или запаздыванием  доставки;

• определенные условия спроса и производительности оборудования поставщика продукции, требующие выпуска продукции партиями и др.

В большинстве  ситуаций, возникающих в торговой деятельности, наблюдается совместное появление этих факторов. Данные факторы  можно отнести к трем причинам, по которым необходимо создавать запасы в торговой фирме.

Первая причина - это невозможность точного прогнозирования  спроса на продукцию. Поскольку спрос  не точно прогнозируется, то оказывается  невозможным заранее заказывать поставки так, чтобы они полностью компенсировали спрос. Из-за этого, невозможно точно прогнозировать и время выполнения заказа, и даже объем выполняемого заказа.

Вторая причина - это ограниченность возможностей поставщика. Для системы закупок  влияние этого фактора может  проявляться и косвенно — в задержке поставок, и в зависимости срока поставок от объема заказа. Особенно важно, что производственные мощности поставщика могут быть неравномерны во времени (например, из-за сезонности) или не быть почти постоянными, но не настолько большими, чтобы обеспечить "пиковое" значение интенсивности спроса. Недопустимость поставок "малыми дозами" также можно относить к особенностям работы поставщика.

13

Третья причина  имеет более тонкий характер и  связана с экономической закономерностью, именуемой эффектом концентрации.

В применении к  управлению запасами этот эффект состоит  в уменьшении затрат на единицу продукции  с ростом объема заказа. Причины  возникновения такого эффекта многообразны. Например, если поставщик для производства поставляемой продукции должен пойти на перестройку производственного процесса, то он вправе включить в оплачиваемые затраты элемент себестоимости, связанный с начальными затратами на перестройку процесса изготовления продукции. При этом затраты будут включать компоненту, зависящую только от факта начала нового производства, и компоненту, связанную с текущими производственными затратами, приблизительно пропорционально объему заказанной продукции. Суммарная кривая будет иметь вид параболы, а удельные затраты при этом, очевидно, имеют тенденцию к убыванию, характерному для проявления эффекта концентрации. Эффект концентрации имеет место также при поставке продукции на торговую фирму за счет концентрации конструктивно однородной продукции в одном заказе.

Наличие альтернативных подходов в управлении запасами продукции в торговле направило развитие научных исследований по пути разработки методов и моделей их реализации.

Альтернативность  выбора политик управления запасами продукции приводит к тому, что  в управлении запасами основные решения касаются ответов на два важнейших вопроса:

1. Когда закупать  продукцию торговой фирме?

2. Сколько закупать  продукции?

Эти вопросы  управления запасами товарной продукции  фирмы достаточно просты, однако они  сложны для реализации, требуют достаточных  обоснований как теоретических, так и практических.

Несмотря на множественность публикаций по проблеме управления запасами в торговой фирме, она находится еще в начальной  стадии своего развития.

14

Об этом свидетельствует  недостаточность использования  теории в практической реальности.

До настоящего времени нет общей теории управления запасами продукции торговой фирмы, отсутствует системное представление  об истинной роли запасов. Это объясняется  тем, что управление запасами готовой  продукции не изолированный процесс, он тесно взаимосвязан с основной деятельностью торговой фирмы: закупками и сбытом продукции. Поэтому определение политик, наилучшим образом способствующих раскрытию роли запасов, является задачей исключительной сложности. По этой причине при решении большинства практических задач управление запасами трактуется как независимый процесс, на который наложены ограничения, определяемые основными показателями торговой деятельности, например, уровнем обслуживания, временем выполнения заказа, ограниченным размером наличного капитала и площадями для хранения запасов и т. п. Другими словами, торговая деятельность в целом проявляется лишь в тех случаях, когда она соприкасается с процессом управления запасами, что позволяет при определении требуемой политики управления запасами избегать непреодолимых трудностей, связанных с рассмотрением всей торговой операции.

Хотя только наличие запасов обеспечивает сбыт или выполнение других основных функций  торговли, запасы можно рассматривать  как фактор, который в разумных пределах можно заменять капиталовложениями в транспортные средства, рабочую силу и промышленное оборудование. Например, можно изучать управление запасами на некоторой торговой фирме, рассматривая систему "закупки - запасы". Содержание достаточного количества запасов продукции обеспечивает сбыт продукции при больших издержках хранения запасов. С другой стороны, для удовлетворения максимального спроса поставщику продукции можно увеличить количество оборудования (и, таким образом, иметь более низкий коэффициент его использования) и обеспечить соответствующий уровень обслуживания при меньших запасах. Иногда не оборудование, а рабо-

Информация о работе Прогнозирование спроса, структуры и объёма продаж