Понятия, задачи, основные принципы и методы планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:04, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение понятия, задач, основных принципов и методов планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и значение планирования;
- исследовать задачи и принципы планирования на предприятии торговли;
- рассмотреть процесс планирования на предприятии;
- изучить основные методы планирования деятельности торгового предприятия;
- проанализировать процесс планирования на предприятии и выработать рекомендации по его совершенствованию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и значение планирования
1.2 Задачи и принципы планирования на предприятии
1.3. Процесс планирования на предприятии
2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Краткая характеристика предприятия
3.2 Анализ системы планирования на предприятии
3.3 Рекомендации по совершенствованию процесса планирования на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Понятие задачи принципы и методы планирования.rtf

— 324.46 Кб (Скачать документ)

     При использовании таких моделей в плановом процессе необходимо соблюдать следующие требования:

     - модель в качественном отношении должна быть адекватна экономической задаче, т.е. отражать сущность исследуемого объекта или явления;

     - выбранная математическая форма описания экономических взаимосвязей (уравнение регрессии) должна в наибольшей степени соответствовать закономерностям развития планируемого показателя;

     - исходная база данных, включаемых в модель, должна быть однородна, сопоставима и достаточна как по объему информации, так и по длительности исследуемого периода;

     - в модель должны включаться не все, а наиболее существенные факторы для решения данной задачи, при этом факторы должны быть количественно измеримы;

     - параметры, рассчитанные по экономико-математической модели, должны иметь четкую экономическую интерпретацию.

     Планирование показателей на основе расчета экономико-математических моделей в общем виде складывается из нескольких этапов, представленных на рис. 2.2.

     Экономико-математические модели применяются не только для описания экономического явления, но и для формализации экономических задач, поэтому возникает необходимость в критерии оптимальности решения задач в показателе, использование которого при сравнении различных вариантов решения торговых задач позволяет выбрать наилучший вариант.

     Наряду с выбором критерия оптимальности важное значение при постановке планово-управленческой задачи имеет вопрос об ограничениях, отражающих условия осуществления торгового процесса, исходя из заданных товарных, трудовых ресурсов, торговых мощностей, объема и структуры спроса и т. п. Например, при планировании объема розничного товарооборота ограничения должны учитывать объем спроса, товарное предложение, торговые мощности.  

     

     Рис. 2.2. Этапы планирования показателей при использовании экономико-математических моделей 

     Планирование торговли не может ограничиваться изучением хозяйственной деятельности и возможностей только самих торговых организаций. Необходимо также изучать экономику района деятельности торговой организации, без чего невозможно обоснованно планировать товарооборот, торговую сеть и другие показатели торговой деятельности. Для этого используются такие социально-экономические показатели, как производственный профиль района, численность и состав населения, транспортная доступность и т. д.

     Комплексный характер планирования в торговле выражается в охвате всех сторон хозяйственной деятельности, максимального количества воздействующих на нее факторов, в отражении социально-экономической эффективности торговли.

 

      3. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 

     3.1 Краткая характеристика предприятия 

     Закрытое акционерное общество "Артель старателей "Амур"  
(ЗАО "Артель старателей "Амур") зарегистрировано в Хабаровском крае, Аяно-Майском районе, п. Аян постановлением Главы администрации Аяно-Майского района №121 от 23.07.1993г. Центральный офис расположен в  
г. Хабаровске, Восточное шоссе, 10.

     Продмаркет "Тамара" является структурным подразделением  
Зао "Артель старателей "Амур" и занимается, согласно устава общества, розничной торговлей.

     На предприятии применяется линейно-функциональная (комбинированная) структура управления. Она построена на основе сочетания и взаимодействия линейной и функциональной структур. По данному принципу построены практически все организационные структуры управления в торговле и общественном питании.

     Производственно-организационную структуру управления продмаркета "Тамара" изобразим в виде схемы (рис. 3.1).

     Генеральный директор предприятия осуществляет общее руководство и разрабатывает стратегию развития ЗАО.

     Коммерческий директор предприятия осуществляет общее руководство отделом оптово-розничной торговли и подчиняется непосредственно генеральному директору предприятия.

     Заместитель коммерческого директора осуществляет общее руководство отделом оптово-розничной торговли в отсутствие коммерческого директора, заключает договора с поставщиками, контролирует работу продмаркета "Тамара".

     Директор продмаркета "Тамара" осуществляет общее руководство магазином, ведет табельный учет рабочего времени работников магазина.

     Бухгалтер осуществляет учет реализованных товаров, ежемесячно готовит товарный отчет для центральной бухгалтерии. 

     

 

       
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 3.1. Производственно-организационная структура управления продмаркета "Тамара" 

     Товароведы осуществляют составление заявок на товар, производят приемку товара, отслеживают правильность оформления получаемых продуктов, соблюдение сроков и условия хранения скоропортящихся продуктов, достоверность сертификации товаров.

     Продавцы участвуют в процессе розничной продажи продовольственных товаров.

     Магазин обслуживает городских жителей, расположен в жилой зоне  
(в "спальном" районе), поэтому он призван удовлетворять наиболее массовые и постоянные потребности в товарах по основным группам продовольственных и некоторых непродовольственных товарах повседневного спроса. По форме товарной специализации это неспециализированный магазин, а по методу продажи товаров - магазин самообслуживания.

     По ценовому уровню реализуемых товаров он относится к магазинам среднего уровня цен.

     Товары в магазине размещены по следующим принципам: покупателям предоставлена возможность быстро ориентироваться в ассортименте товаров; созданы условия комфортности пребывания в магазине: имеются столики для укладывания товаров покупателем; предоставляется информация о новых товарах; торговые площади используются достаточно оптимально; обеспечивается сохранность материальных ценностей. 

     3.2 Анализ системы планирования на предприятии 

     Планирование сбыта продукции сети магазинов "Тамара" проводится на основании работы отдела сбыта. Основными задачами отделами сбыта является определение:

     - количества продукции к реализации;

     - потребителей продукции;

     - способов сбыта;

     - способов продвижения продукции на рынке.

     Первым шагом для составления плана сбыта является сбор исходной информации, которая дает наиболее полное представление о положении на рынке.

     Исходя из имеющихся оценок продаж руководство отдела сбыта определяет максимально возможную емкость рынка для продукции, а также возможности организации распределения продукции на рынках.

     На основании оптимальной продуктовой программы, дифференцированной по видам и ценам на продукцию, в отделе сбыта разрабатывают детальный план сбыта. Он содержит целевые натуральные и стоимостные показатели по отдельным группам продуктов, рынкам, группам потребителей и каналам сбыта на весь планируемый период и его отдельные временные отрезки.

     Одновременно с разработкой сбытовой программы, планируется и складской запас продукции (его оптимальные размеры).

     В процессе планирования осуществляется разбивка показателей сбыта по группам покупателей, что позволяет определить наиболее перспективные сегменты рынка, приспособить в целях увеличения сбыта потребительские характеристики продукции к запросам покупателей.

     Данные по количеству и частоте заказов являются ориентирами для ценообразования и применения рекламных средств.

     Также проводится оценка каналов сбыта, которая необходима для того, чтобы достичь оптимальных возможностей распределения продукции и продвижения ее потребителю.

     Если поставщик не способен осуществить поставку товара к назначенному сроку, покупатель может без каких-либо штрафных санкций отказаться от приема товара в более поздний срок.

     Расчетной базой оперативно-сбытового планирования служат календарно-плановые нормативы: размеры партий, длительность реализации партии и др.

     На основании применяемой системы планирования и рассчитанных календарно-плановых нормативов сбытовые подразделения разрабатывают для отдельных подразделений предприятия программы по реализации продукции на квартал с разбивкой по месяцам.

     В соответствии с выбранной планово-учетной единицей устанавливается количественное задание по реализации продукции отдельным подразделением, которое может конкретизироваться по участкам с доведением до каждого рабочего места.

     План экономического и социального развития рассматриваемого торгового предприятия состоит в из пяти разделов:

     - розничный и оптовый товарооборот и товарное обеспечение;

     - финансовый план;

     - развитие материально-технической базы;

     - социально развитие коллективов;

     - план по труду.

     Планы разрабатываются в виде долгосрочных - до 10 лет, среднесрочных - от трех до пяти лет, текущих - до одного месяца.

     В основе планирования - товарооборот по каждой ассортиментной группе товаров.

     Оптовый и розничный товарооборот прогнозируется в следующей последовательности:

     оценивают ожидаемое выполнение плана за текущий год;

     исчисляют среднегодовые темпы товарооборота за два-три года, предшествовавших периоду прогноза;

     на основании анализа первых двух позиций экспертным методом устанавливают в процентах темпы роста (снижения) продажи отдельных товаров (товарных групп на прогнозируемый период).

     Умножением объема ожидаемого товарооборота за текущий год на прогнозируемый темп роста продажи рассчитывают возможный товарооборот в прогнозируемом периоде.

     Необходимые товарные ресурсы состоят из ожидаемого товарооборота и товарных запасов.

     Товарные запасы могут измеряться в натуральном и денежном выражении или в днях оборота.

     Товарные запасы планируют на основе экстраполяции данных по четвертому кварталу за ряд лет.

     Товарное обеспечение определяют путем сравнения потребности в необходимых товарных ресурсах и их источников.

     Необходимые товарные ресурсы рассчитывают как сумму товарооборота, вероятного прироста товарных запасов за минусом естественной убыли товаров и их уценки.

     Финансовый план рассматриваемого торгового предприятия включает кассовый план, кредитный план и сметы доходов и расходов.

     Кассовый план составляю по квартально, в кредитном плане определяют потребность в различных видах кредита, в смете доходов и расходов - по статьям доходы и поступления денежных средств, расходы и отчисления средств.

     Объектами планирования материально-технической базы является торговая сеть, техническое оснащение, складское хозяйство, то есть планируются общая потребность в торговой площади, торговых предприятиях, их размещение и специализация, потребность в механизмах и оборудовании, необходимые складские емкости.

     Показатели социального развития коллектива включают разработку планов повышения квалификации, улучшения условий труда и охраны здоровья работников, жилищных и культурно-бытовых условий, развития общественной активности.

     Достаточно сложным разделом является план по труду.

     Необходимо подчеркнуть, что в торговле результатом труда выступает не продукт, а услуга, здесь преобладают затраты живого труда в связи с затруднением механизации большинства трудоемких процессов.

Информация о работе Понятия, задачи, основные принципы и методы планирования