Экономические методы управления и их развитие в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию экономических методов управления в условиях рыночных отношений.
Для достижения поставленной цели определены задачи:
изучить сущность экономических методов управления;
изучить ценовую политику как метод управления предприятием;
изучить экономические методы управления персоналом;
проанализировать основные показатели деятельности предприятия;
разработать план мероприятий по совершенствованию управления предприятием руководствуясь экономическими методами управления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы экономических методов управления…………...5
1.1 Сущность экономических методов управления……………………………….5
1.2 Ценовая политика как метод управления……………………………………...7
1.3 Экономические методы управления персоналом…………………………….12
Глава 2. Экономические методы управления гостиницей «Октябрьская»……..17
2.1 Общая характеристика гостиницы…………………………………………….17
2.2 Анализ основных показателей деятельности гостиницы «Октябрьская»…..21
2.3 Применение экономических методов в управлении предприятием………...27
Глава 3. Разработка мероприятий, направленных на совершенствование управления экономическими методами……..…………………...…….………….36
3.1 Теоретическое обоснование совершенствования управления на основе внедрения экономических методов управления…..………..…………………….36
3.2 Разработка плана мероприятий по внедрению экономических методов………………………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………………………41
Приложение А………………………………………………………………………43
Приложение Б……………………………………………………………………….44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по РГБ Овечкиной М.С..docx

— 101.35 Кб (Скачать документ)

2. Наиболее распространен в современных условиях метод ценообразования, называемый в экономической литературе «целевым», ориентирован на себестоимость. Этот метод предполагает установление полной цены с учетом издержек производства и сбыта плюс целевая норма прибыли. При начислении расчетной цены на сложное или комплектное промышленное оборудование устанавливается цена общей поставки и каждой отдельной части с учетом технических услуг по проектированию, монтажу и пуску оборудования в эксплуатацию. Целевое ценообразование является разновидностью более общего (и более трудоемкого) метода на основе принципа безубыточности. Уровень желаемой целевой прибыли в этом случае взаимосвязан с конкретными инвестициями и уровнем производства, реализуемого с учетом его точки безубыточности.

3. Скользящая  цена в момент заключения договора  может устанавливаться путем пересмотра базисной цены с учетом изменения статей расходов в процессе исполнения этого договора. Особое значение в этом случае приобретает установление структуры цены, определяющей процентное соотношения в ней отдельных статей расходов (постоянных, на материалы, на зарплату и т.д.). Структура цены позволяет судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции на рынке и об источниках прибыли.

4. В условиях  жесткой конкуренции все большее  число предприятий (компаний) устанавливают  цены на основе воспринимаемой  ценности. Ключом к ценообразованию в этом случае служит восприятие ценности товара покупателем, а не издержки продавца. Ценообразование на основе ценности означает, что продавец не может проектировать товар и разработать маркетинговую программу, прежде чем будет установлена цена на него.

5. Ценообразование  на основе учета конкуренции  (поведения конкурентов).

6. Ценообразование  в рамках внутрифирменного расчета  строится на иных принципах.  Цены в этом случае выполняют  свои функции в модифицированном  виде, так как внутрифирменный  расчет не имеет коммерческого  характера. По существу внутрифирменные  цены являются результатом хозяйственной политики в интересах предприятия (корпорации) в целом и носят в основном расчетный характер.

Установление  этих показателей и их оценка при анализе хозяйственной деятельности предприятия по технологическому циклу изготовления продукции в условиях развитой внутрифирменной специализации и кооперации производства связаны с рядом трудностей, основными причинами которых являются:

1)    различие в уровне накладных  расходов в отделениях, филиалах  и дочерних компаниях, связанных  между собой единством технологического цикла производства и сбыта продукции (услуг);

2)    различие в подходах к внутрифирменному  ценообразованию.

При этом механизм внутрифирменного ценообразования  оказывает непосредственное влияние на оценку хозяйственной деятельности всех структурных образований предприятия, так как через этот механизм обеспечивается согласование интересов отделений с общекорпоративными интересами и формируются стимулы для улучшения работы. И от того, как выполняются эти функции, во многом зависит эффективность экономического механизма внутрифирменного управления и результативность предприятия в целом.

В практике отработки и внедрения механизма  внутрифирменного ценообразования сложились следующие подходы (методы) определения внутрифирменных цен:

1. Внутрифирменные  цены, основанные на издержках  производства.

2. Внутрифирменные  цены, основанные на рыночных  ценах.

3. Внутрифирменные  цены, основанные на фактической  цене конечной продукции.

4. Внутрифирменные  цены, формируемые на договорной  основе.

5. Смешанные  методы внутрифирменного ценообразования [4, c.408].

 

 

1.3. Экономические методы управления персоналом

 

   Экономические методы выступают  в качестве различных способов  воздействия руководителей на  персонал для достижения поставленных  целей. При позитивном использовании  экономических методов конечный  результат проявляется в хорошем  качестве продукции и высокой  прибыли. При неправильном использовании  экономических законов, их игнорировании  или пренебрежении ими можно  ожидать низких или негативных  результатов (убытки, затоваривание,  неплатежи, забастовки, банкротство). Классификация методов управления  персоналом предполагает их разделение  организационные, административные, экономические, правовые и социально  – психологические. Совокупность  методов взаимосвязана и сложно  разделить один метод от другого,  поэтому они чаще всего применяются  комплексно.

Классификация экономических методов  управления персоналом:

  1. Плановое ведение хозяйства: а) свободное предпринимательство; б) план экономического развития; в) портфель заказов; г) критерий эффективности; д) конечные результаты.

   Плановое ведение хозяйства – главный закон функционирования любого предприятия (организации), которое имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономических методов имеет иной характер, чем в административной экономике. Так, вместо централизованного планирования утверждается, что предприятие – свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнёром других предприятий в общественной кооперации труда. План экономического развития – основная форма обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Госзаказ трансформируется в портфель заказов предприятия с учётом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения [14, c.163].

   Для достижения поставленных целей необходимо чётко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в увязке перечисленных категорий и мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.   

  1. Хозяйственный расчёт: 1) самостоятельность; 2) самоокупаемость; 3) самофинансирование; 4) экономические нормативы; 5) фонды стимулирования.

   Хозяйственный расчёт –  метод ведения хозяйства, основанный  на соизмерении затрат предприятия  на производство продукции с  результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка) полном  возмещении расходов на производство  за счёт полученных доходов,  обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов  и материальной заинтересованности  работников в результатах труда.  Он позволяет сочетать интересы  предприятия с интересами подразделений  и отдельных работников. Хозрасчёт  основан на самостоятельности,  когда предприятия (организации)  являются юридическими лицами  и выступают на рынке свободными  производителями продукции (работ,  услуг). Самоокупаемость предприятия  определяется отсутствием бюджетного  финансирования дотационности в  покрытии убытков, т. е. оно  полностью окупает свои затраты  за счёт доходов и в случае  длительной убыточности объявляется  банкротством. Самофинансирование  – главный принцип расширенного  воспроизводства и развития предприятия  за счёт собственной прибыли   [13, c.53].

  1. Оплата труда: 1) должностной оклад для служащих; 2) тарифная ставка для рабочих; 3) дополнительная зарплата; 4) вознаграждение; 5) премия. Оплата труда – основной мотив трудовой деятельности и денежный измеритель стоимости рабочей силы; обеспечивает связь между результатами труда, его процессом, отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормативной продолжительности.

   Руководитель  предприятия с помощью 5-ти  перечисленных компонентов оплаты  труда может регулировать материальную  заинтересованность работников  с экономически возможными расходами  на производство по статье  «заработная плата», применять различные системы оплаты труда – сдельную или повременную, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечить рост их жизненного уровня.   

  1. Рабочая сила: 1) рынок труда; 2) спрос (потребность); 3) наличие (численность); 4) стоимость рабочей силы; 5) уровень жизни.

   Рабочая сила – главный  элемент любого трудового процесса, обеспечивающий переработку предметов  труда с помощью средств труда  в конечный продукт. Это всегда  главная ценность любого предприятия  или организации.

   Рынок труда – неотъемлемая  часть рыночной экономики. Представляет  собой совокупность экономических  отношений, складывающихся в сфере  обмена. Он является составной  частью механизма формирования  и изменения пропорций общественного  воспроизводства, предопределяет  распределение рабочей силы пропорционально  структуре общественных потребностей  и уровню материального воспроизводства,  обеспечивает поддержание равновесия  между спросом на труд и  предложением рабочей силы, формирует  резервы в сфере общения и  позволяет увязать экономические  интересы субъектов трудовых  отношений.   

  1. Рыночное ценообразование: 1) стоимость; 2) цена; 3) себестоимость; 4) доход; 5) прибыль.

           Рыночное ценообразование – регулятор товарно-денежных отношений и важный экономический инструмент в соизмерении расходов и доходов, цены и себестоимости продукции. Стоимость товара отражает общественно-необходимые затраты труда на производство и определяет отношение валовой стоимости товаров, произведённый в государстве за год, к количеству товаров. Цена – денежный эквивалент стоимости, формируется дважды: сначала путём калькуляции затрат (расчётная стоимость), а затем в результате рыночных отношений купли-продажи товара (продажная стоимость). Если цена завышена, то товар не продаётся, если занижена, то приносит убытки предприятию.  

  1. Ценные бумаги: 1) акции; 2) облигации; 3) векселя; 4) кредитные карты; 5) дивиденды.

   Ценные бумаги – главный  инструмент фондового рынка. Неденежный  эквивалент имущественного права  на собственность, реализация  которого осуществляется путём  их предъявления к оплате или  продажи. Ценные бумаги – неотъемлемая  часть фондового рынка. До реформы  экономики они не играли значительной  роли в условиях государственной  монополии и социалистического  производства.

   Руководитель предприятия может  использовать механизм ценных  бумаг для достижения экономических  интересов, роста благосостояния  сотрудников и формирования корпоративных  отношений.      

  1. Налоговая система: 1) на фонд оплаты труда; 2) подоходный налог; 3) НДС; 4) налог на прибыль; 5) прочие.

   Налоговая система –  важный экономический механизм  пополнения казны государства  путём взимания налогов с предприятий  и граждан. Она задаётся государством, существует вне предприятия, оказывает  непосредственное воздействие на  персонал, но всегда оставляет  руководителю поле для манёвра  даже в условиях фискальной  системы налогообложения.

  1. Формы собственности: 1) государственная (федеральная); 2) муниципальная; 3) частная; 4) общественная; 5) интеллектуальная.

   Формы собственности –  важная экономическая категория,  определяющая характер взаимоотношений  внутри предприятия. 

  1. Фазы воспроизводства: 1) производство; 2) обмен; 3) распределение; 4) потребление.

   Фазы общественного воспроизводства  составляют основу товарно-денежных  отношений между людьми в процессе  производства, обмена, распределения  и потребления товаров [5, с.78].

 

 

 

 

Глава 2. Экономические методы управления гостиницей «Октябрьская»

    1. Общая характеристика гостиницы

 

Гостиница «Октябрьская» была построена в 1999г. и предназначена для предоставления основных и дополнительных услуг. Гостиница «Октябрьская» расположена в центральном районе города Волгограда. Гостиница расположена по адресу ул. Коммунистическая, д. 5а. Рядом с гостиницей находятся кинотеатр «Победа», железнодорожный вокзал, автовокзал, Волгоградский государственный цирк, Новый экспериментальный театр, городской парк культуры и отдыха, ресторан, поэтому расположение гостиницы считается выгодным. В непосредственной близости находятся основные маршруты городского транспорта, музеи, центральный универмаг, областная и городская администрации, площадь Павших борцов, Центральная набережная, другие общественные и культурные объекты.

Гостиница «Октябрьская» представляет собой четырехэтажное здание. На первом этаже здания располагаются административные помещения, служба приема и размещения, а также ресторан. Гостиничные  номера расположены на втором - четвертом  этажах.

Организационно-правовая форма гостиничного предприятия - общество с ограниченной ответственностью. В настоящее время  на рынке гостиничных услуг организационно-правовая форма предприятия типа общества с ограниченной ответственностью является наиболее распространенной.

Информация о работе Экономические методы управления и их развитие в условиях рыночных отношений