Финансовый анализ предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание

Целью анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является оценка его текущего состояния, а также определение того, по каким направлениям нужно вести работу по улучшению этого состояния. При этом желаемым является такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также расходы по его расширению и возобновлению.

Работа состоит из  1 файл

фин анализ.doc

— 972.50 Кб (Скачать документ)

- о формировании  более мобильной структуры активов,  способствующей ускорению оборачиваемости  средств предприятия;

- об отвлечении  части текущих активов на кредитование покупателей, дочерних предприятий и прочих дебиторов, что свидетельствует о фактической мобилизации оборотного капитала из производственного процесса;

- о свертывании  производственной базы;

- о запаздывающей  корректировке стоимости основных  фондов в условиях инфляции.

При наличии  долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений необходимо дать оценку их эффективности  и ликвидности ценных бумаг, находящихся  в портфеле предприятия.

Абсолютный и  относительный рост текущих активов  может свидетельствовать не только о расширении производства или воздействии фактора инфляции, но и замедлении оборачиваемости капитала, что вызывает потребность в увеличении его массы. Поэтому нужно изучить показатели оборачиваемости оборотного капитала в целом и на отдельных стадиях кругооборота.

При изучении структуры  запасов и затрат необходимо выявить  тенденции изменения производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров.

Увеличение удельного  веса производственных запасов может  быть следствием:

- наращивания  производственной мощности предприятия;

- стремления  защитить денежные средства от  обесценивания в условиях инфляции;

- нерационально  выбранной хозяйственной стратегией, вследствие которой значительная  часть оборотного капитала заморожена  в запасах, ликвидность которых может быть не высокой.

При изучении структуры  текущих активов большое внимание уделяется состоянию расчетов с  дебиторами. Высокие темпы роста  дебиторской задолженности свидетельствуют  о том, что данное предприятие  активно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своей продукции. Кредитуя их, предприятие фактически делится с ними частью своего дохода. В то же время, если платежи за продукцию задерживаются, предприятие вынужденно брать кредиты для обеспечения своей деятельности, увеличивая собственные финансовые обязательства перед кредиторами. Поэтому основной задачей ретроспективного анализа дебиторской задолженности является оценка ее ликвидности, то есть возвратности долгов предприятию, для чего нужна ее расшифровка с указанием сведений о каждом дебиторе, сумме задолженности, давности образования и ожидаемых сроках погашения. Необходимо так же оценить скорость оборота капитала в дебиторской задолженности и скорость оборота денежных средств, сопоставляя ее с темпами инфляции.

Необходимым элементом  анализа финансового состояния  неплатежеспособных предприятий является исследование финансовых результатов  деятельности и использовании прибыли. Если предприятие убыточно, то это  свидетельствует об отсутствии источника  пополнения собственных средств и о "поедании" капитала. Следовательно, при данной ситуации, необходимо пополнить источники пополнения собственных средств. Отношение суммы собственного капитала к сумме убытков предприятия показывает скорость его "поедания".

В том случае, если предприятие получает прибыль и является при этом неплатежеспособным, нужно отслеживать использовании прибыли. При наличии значительных отчислений в фонд потребления эту часть прибыли в условиях неплатежеспособности предприятия можно рассматривать как потенциальный резерв пополнения собственных оборотных средств предприятия. Необходимо также использовать возможности предприятия по увеличению суммы прибыли за счет наращивания объемов производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, улучшения качества и конкурентоспособности продукции. По результатам анализа должны быть приняты конкретные меры по улучшению структуры баланса и финансового состояния неплатежеспособных субъектов хозяйствования.

В особо тяжелой  ситуации для предприятия, в рамках антикризисного управления можно предложить разработать бизнес-план финансового оздоровления предприятия.

Окончательно  принятый бизнес-план финансового оздоровления оформляется в виде единого документа  и приложений к нему. Бизнес-план финансового оздоровления для внутреннего пользования должен включать четкое описание ожидаемых проблем, трудностей и способов их разрешения. Бизнес-план для совместного ознакомления может быть и закрытым.

Таким образом, проведя анализ деятельности хозяйственной  предприятия, находящегося в кризисной ситуации неплатежеспособности, необходимо изучить возможные пути выхода из кризиса, в следствии чего можно выбрать конкретный путь улучшения положения. Во многих случаях, в основном это относится к предприятиям на грани банкротства, предлагается включить механизм антикризисного управления. Для этого необходимо управлять различными сторонами хозяйственного процесса.

Пути выхода из кризиса всегда зависят от причин вызвавших данную ситуацию.

При свертывании  хозяйственной деятельности можно рекомендовать повышать спрос с помощью комплекса маркетинговых инструментов (реклама, продвижение продукции и т.д.). Необходимо более ответственно относиться к поставщикам и посредникам, заботиться о собственном имидже, с целью привлечения к себе поставщиков сырья.

Если предприятие  расширяет свою деятельность, в зависимости  от причин, можно порекомендовать  более жесткое управление организацией, с целью укрепления дисциплины, более  продуманного использования результатов  хозяйственной деятельности и распределения прибыли. Необходимо вырабатывать особенную ценовую политику, цена не должна быть слишком высокой, так как она сделает товар неконкурентоспособным, особенно если он не высокого качества. А низкая цена приведет к непокрытою себестоимости работ и убыткам.

При слишком  высокой доли заемных средств  в источниках финансирования хозяйственной  деятельности необходимо отказаться от использования заемных средств  и создать условия для накопления собственных.

Если предприятие  убыточно, то это свидетельствует об отсутствии источника пополнения собственных средств и о "проедании" капитала. Следовательно, при данной ситуации, необходимо пополнить источники пополнения собственных средств. В том случае, если предприятие получает прибыль и является при этом неплатежеспособным, нужно отслеживать использовании прибыли.

Рекомендации  по оздоровлению экономической деятельности предприятия ЗАО «Логотип» можно  выделить в следующие этапы.

1. Первый этап.

На этом этапе  необходимо подготовить план финансового  оздоровления фирмы.

Так как предприятие  работает в условиях рынка конкуренции, то нужно учитывать, что основные инструменты, которыми оно располагает  для выхода из экономического кризиса  и восстановления своих позиций  на рынке сбыта готовой продукции  являются - цена, качество и реклама.

Состояние ресурсов:

кадры:

Необходима замена кадров на более квалифицированные  и сокращение персонала для снижения затрат на производство и повышения  конкурентоспособности выпускаемой  продукции.

- финансы:

В связи с  тем, что предприятие находится в сложной финансовой ситуации, кредитование крайне затруднительно (никто не решиться дать деньги, зная, что в любой момент предприятие могут признать банкротом и ликвидировать). Собственные финансы отсутствуют. Необходимо любым способом привлечь дополнительные средства для дальнейшей реализации хозяйственной деятельности.

сырье и материалы:

На момент создавшейся  ситуации отсутствует необходимое  для бесперебойной работы количество сырья. В распоряжении лишь старые запасы или материалы низкого качества. Необходимо восстановить связи с поставщиками и посредниками, заинтересовать их в необходимости дальнейшего поддержания экономических связей

продукция:

Вся продукция, находившаяся на складах и пригодная  для реализации невысокого качества. В связи с тем, что предприятие длительное время простаивает, рынок сбыта частично утерян, а возврат к старым позициям на рынках сбыта готовой продукции возможен только при снижении цены (это было возможно при снижении затрат на себестоимость, сокращении рабочих мест и замену кадрового состава более компетентным).

Для решения  задач первого этапа предприятию  необходимо оказать финансовую или  товарную помощь от посредников, поставщиков  или заинтересованных клиентов.

2. Второй этап

На этом этапе  необходимо увеличить объёмы производства и реализации. Путем тщательно спланированной работы в области маркетинга предприятию откроется такая возможность, как улучшение позиций на рынках сбыта продукции.

Ограничением  для получения более высоких  результатов является нехватка оборотных средств.

На этом этапе  необходимо спланировать стабилизацию производства путем:

создания более  совершенной системы управления,

улучшения качества продукции.

3.Третий этап

Потихоньку, мелкими шагами раскачивая производство, предприятию, возможно, удастся установить удовлетворяющие объемы по выпуску продукции и произвести полное погашение кредиторской задолженности.

Для того, чтобы решить существующие проблемы, стоящие на сегодняшний  день перед предприятием, директору ЗАО "Логотип" необходимо более четко планировать работу маркетинговой службы (более основательно изучать рынки сбыта, искать незаполненные ниши, изучать рынок сырья, тщательнее заниматься вопросами ценовой политики), а также развивать на заводе финансовый менеджмент.

Выводы

Результатом третьего раздела дипломного проекта стало:

· в результате комплексного анализа финансово-экономической  деятельности и диагностики  банкротства с  использованием специальных  финансовых моделей  был сделан вывод  о глубоком финансовом кризисе и о  высокой вероятности наступления банкротства;

· были определены цели и задачи антикризисного управления, решение  которых позволит улучшить финансово-хозяйственноее положение исследуемого предприятия;

· были предложены мероприятия, направленные на устранение негативного влияния факторов, обуславливающих кризисное развитие;

· на основании анализа  первопричин ухудшения  состояния и рассмотрев возможности выхода из кризиса за счет внутренних мероприятий  был сделан вывод  о невозможности  выхода из кризиса  только за счет внутренних резервов;

· была предложена программа  санации, которая  предусматривает  объединение двух российских предприятий, работающих в одной  отрасли на различных  этапах полиграфического в данном случае производства, с организацией открытого  акционерного общества, одним из главных участников которого станет зарубежная фирма, стремящаяся выйти на российский рынок. В результате такой реорганизации российские предприятия получат дополнительные ресурсы, которые будут направлены на улучшение и обновление производственной базы, пополнение оборотных средств;

· было проведено обоснование  собственности нового акционерного общества с учетом того, что  два российских предприятия  находятся в сложном  финансовом положении; был разработан план формирования уставного  капитала;

· была проведена предварительная экономическая оценка эффективности предлагаемого проекта с использованием общепризнанных методов оценки реальных инвестиционных проектов и дан анализ полученных результатов;

· была предложена стратегия  управления капиталом  нового предприятия;

· в случае реализации предлагаемого проекта (программы  санации) будут получены следующие результаты:

1. сохранение и рост  стоимости производственных  предприятий;

2. сохранение и появление  новых рабочих  мест;

3. в условиях не  совсем благоприятного налогового климата в России будет сохранен налогоплательщик и будут увеличены налоговые платежи;

4. внедрение новых  технологий в РФ  и предложение  полиграфических  услуг на высоком  качественном уровне  по невысоким ценам.

Для принятия окончательного решения о реализации проекта санации необходимо провести более детальные и глубокие исследования рынка полиграфической продукции в РФ, уровня предлагаемой продукции, оценить конкурентов, создать маркетинговую стратегию и тактику вхождения на рынок, оценить возможные риски и предусмотреть способы их страхования.

Информация о работе Финансовый анализ предприятия