Финансовый анализ деятельности предприятия на примере ОАО "Тепличное"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является проведение финансового анализа деятельности открытого акционерного общества «Тепличное» и разработка мероприятий для повышения эффективности его деятельности.
Предметом изучения в данной работе является деятельность ОАО «Тепличное». Объектом же изучения будут являться финансовые результаты деятельности предприятия, а также связанные с ними различные показатели и коэффициенты.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………...3
1.Теоретические и методические основы финансового анализа деятельности
предприятия ………………………………………….…………………………………..…..5
1.1.Экономическая сущность, цель и значение финансового
анализа в современных условиях…………………………………………………………....5
1.2.Виды финансового анализа……………………………………………………………...6
1.3.Классификация методов и приемов финансового анализа…………………………….7
1.4. Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия……………………………………………………………………………….......9
2.Финансовый анализ деятельности ОАО «Тепличное»……………………………….....12
2.1.Краткая характеристика ОАО «Тепличное»…………………………………………..12
2.2.Анализ формирования прибыли…………………………………………………….….22
2.3.Анализ показателей рентабельности…………………………………………………...26
2.4.Анализ ликвидности и платежеспособности…………………………………………..28
2.5.Анализ финансовой устойчивости…………………………………………………..…32
2.6.Анализ деловой активности…………………………………………………………….40
2.7. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса за 2009 год…………….………...44
3.Предложения по улучшению финансовых результатов деятельности
ОАО «Тепличное» ………………………………………………………………………….50
3.1.Выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности………………………..50
3.2.Общие предложения по улучшению деятельности ОАО «Тепличное»…….……….55
Заключение ……………………………………………………………….…………………57
Список используемых источников и литературы…………

Работа состоит из  1 файл

финансовый анализ.docx

— 158.16 Кб (Скачать документ)
 

       Таким образом, аналогично рентабельности продаж, после роста рентабельности производства в 2008 году на 8,7% (0,211084- 0,12369 = 0,087) в 2009 году происходит спад на 0,8% (0,211084 – 0,203223 = 0,007861) вследствие резкого снижения рентабельности продукции животноводства.

         Проведенный анализ показывает, что выручка от продаж возросла, но рентабельность продаж и  продукции в 2009 году начала  снижаться. Это произошло за  счет снижения объемов производства  животноводческой отрасли: произошло  уменьшение массы телят и поросят  при рождении, уменьшение голов  приплода телят, спад производства  яиц и меда, снижение количества  роев пчел и полностью прекращение  добычи рыбы в 2008 и 2009 годах.

         Для увеличения рентабельности  продаж и продукции необходимо  применять новые технологии, повышающие  качество производимой продукции  (особенно в сфере животноводства). 

    2.2.Анализ формирования прибыли 

     В процессе анализа используются различные  показатели прибыли, рассмотрение динамики которых является важной частью финансового  анализа.

     Далее в таблице представлен анализ формирования прибыли на предприятии - ОАО «Тепличное».

     Данные  для анализа прибыли представлены в форме №2 бухгалтерской отчетности – Отчете о прибылях и убытках.  

Таблица 10 - Анализ формирования прибыли

Наименование  показателя Значение  показателя, тыс. руб. Абсолютные  изменения (по годам), тыс. руб. Темп  роста (по годам), %
2007 г. 2008г. 2009г. 2008/

2007

2009/

2008

2009/

2007

2008/

2007

2009/

2008

2009/

2007

Выручка (нетто)

 от продажи  товаров, продукции, работ, 

услуг

220522 266275 312577 45753 46302 92055 121 117 142
Себестоимост 

проданных товаров, продукции, работ, услуг

196308 219865 259783 23557 39918 63475 112 118 132
Валовая прибыль – форма №2 код 029 24214 46410 52794 22196 6384 28580 192 114 218
Прибыль от продаж – форма №2 код 050 24214 46410 52794 22196 6384 28580 192 114 218
Прочие  операционные доходы – форма №2 код 090 8805 11861 11230 3056 -1064 1992 135 91 123
Прочие  операционные расходы – форма  №2 код 100 6912 19265 20807 12353 1109 13462 279 106 295
Прибыль до налогообложения – форма №2 код 140 
19163 30505 31871 11342 1366 12708 159 104 166
Иные  платежи из прибыли – форма  №2 код 150 - 82 39 - -43 - - 48 -
Чистая  прибыль – форма №2 код190 19163 30423 31832 11260 1409 12669 159 105 166
 

      Таким образом, мы видим, что предприятие  является прибыльным, так как ежегодно себестоимость ниже выручки. На анализируемом предприятии в 2008 году по сравнению с 2007 годом возросла выручка от реализации продукции на 45753 тыс. руб. или на 21%, а в 2009 по сравнению с 2008 годом выручка возросла на 46302 тыс. руб. Соответственно, возросла  прибыль от продаж на 92% в 2008 году по сравнению с предыдущим, и на  14% в 2009.

      Ежегодно  росли прочие расходы. Так операционные расходы увеличились в 2008 году по сравнению с 2007 годом в 2,79 раз, а  в 2009 году по сравнению с 2008 годом  увеличились на 6%, а в целом  они составили в 2007 году  6912 тыс. руб., в 2008 – 19265 тыс.руб. и в 2009 – 20374 тыс.руб. Операционные доходы увеличились в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 35%, в 2009 году по сравнению с 2008 произошло их уменьшение на 9%, а в целом они составили в 2007 году  8805 тыс. руб., в 2008 – 11861 тыс.руб. и в 2009 – 10797 тыс.руб.

      Для наглядного представления роста  чистой прибыли представим динамику ее роста.  

      

      Рисунок 2 – Динамика изменения чистой прибыли

      Таким образом, можно сказать, что усиленный рост чистой прибыли наблюдался в 2008 году (увеличение произошло с 19163тыс. руб. до 30423тыс. руб., что составило увеличение на 11260 тыс. руб. или на 59 %). В 2009 году прибыль увеличилась незначительно, на 1409 тыс. руб. или на 4,6%.

      Также не мало важно понять, какая именно из отраслей предприятия (животноводство или растениеводство) больше дают прибыль  предприятию и какая из них  требует больших затрат. 

Таблица 11 - Динамика затрат на 1 руб. произведенной продукции

Показате

Ли

2007 год 2008 год 2009 год
растениеводство животноводство Всего растениеводство животноводство всего растениеводство животноводство Всего
Выручка, тыс.руб. 155428 65094 220522 178648 87627 266275 209876 102701 312577
Себестоимость, тыс.руб. 132165 64143 196308 133448 86417 219865 156362 103421 259783
Затраты на 1 руб. произведенной продукци 0,85 0,99 0,89 0,75 0,99 0,83 0,75 1,01 0,83
 

   Затраты на 1 рубль произведенной продукции  находим по формуле: 

   З на 1 руб. продукции =                                                                    (10) 

     Где С – себестоимость, тыс.  руб.

   В – выручка, тыс. руб. 

     Мы  видим, что затраты на 1 руб. произведенной  продукции уменьшаются, а значит, растет прибыль. Так, в 2007 году затраты на 1 рубль произведенной продукции составляют 89 копеек, а прибыль от каждого рубля произведенной продукции равна 11 копейкам. В 2009 году эти цифры соответственно равны 83 и 17 копейкам. Однако, если провести анализ затрат по отраслям, то получим, что такие результаты достигаются за счет продукции растениеводства,  продукция животноводства в 2007 и 2008 годах является низко рентабельной, а в 2009 году и вовсе нерентабельной.

     Таким образом, предприятию необходимо обратить внимание на снижение себестоимости  продукции животноводства, чтобы  повысить общую рентабельность продукции. Основными источниками резервов снижения себестоимости продукции  являются более полное использование  производственных мощностей, повышение  уровня производительности труда, экономного использования энергоресурсов и  материалов, а также рациональное использование трудовых ресурсов. 

     2.3 Анализ показателей рентабельности 

     Рентабельность, в отличие от прибыли, полнее отражает окончательные результаты хозяйствования, так как показывает соотношение  эффекта с наличными или потребленными  ресурсами. 

     Рассмотри основные показатели, характеризующие  рентабельность:

     Коэффициент рентабельности продаж -  показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле.

     Рентабельность  продаж будем рассчитывать в целом  по предприятию, то есть, складываем показатели животноводства и растениеводства: 

     Рентабельность  продаж = 1 –                                                                                 (11) 

     Где С – полная себестоимость продукции, тыс. руб.

     В – выручка, тыс. руб.

     Чистая  рентабельность собственного капитала - отношение чистой прибыли предприятия  к выручке (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

     Для расчета будем пользоваться данными  Отчета о прибылях и убытках (ф.№2) 

     Чистая  рентабельность = =                                                                          (12) 

     Где ЧП – чистая прибыль

     В (Н) – Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

     Рентабельность  всего капитала показывает эффективность  использования всего имущества  предприятия. Ее снижение свидетельствует  о падающем спросе на товар фирмы  или о перенакоплении активов. 

     Рентабельность  капитала = =                                                                       (13) 

     Где С – себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг

     Коэффициент рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования  капитала и показывает, сколько предприятие  имеет чистой прибыли с рубля  авансированного в капитал.

     Для расчета данного показателя будем  использовать данные как бухгалтерского баланса, так и данные отчета о  прибылях и убытках. 

     Рентабельность  собственного капитала =  =                                     (14) 

     Где КиР – капитал и резервы

     Валовая рентабельность позволяет оценить  долю валовой прибыли на один рубль  выручки.

     Для расчета используем данные Отчета о  прибылях и убытках. 

     Валовая рентабельность = =                                                                       (15) 

     Где П(У) -

     В (Н) – Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

     Затратоотдача показывает, сколько прибыли (убытка) от реализации приходится на рубль  затрат от деятельности ОАО (данные формы №2): 

            Затратоотдача = =                                                                                        (16) 
 

Таблица 12 - Анализ показателей рентабельности

Показатели 2007 год 2008

 год

2009

год

Абсолютное  отклонение(по годам)
2008/

2007

2009/

2008

2009/

2007

Рентабельность  продаж 0,11 0,1743 0,1689 0,06 -0,0054 0,06
Чистая  рентабельность 0,09 0,11 0,10 0,03 -0,01 0,01
Рентабельность  капитала 0,10 0,14 0,12 0,03 -0,02 0,02
Рентабельность  собственного капитала 0,16 0,20 0,17 0,04 -0,03 0,01
Валовая рентабельность 0,11 0,17 0,17 0,06 -0,01 0,06
Затратоотдача 0,12 0,21 0,20 0,09 -0,01 0,08
 

     Рентабельность  продаж в 2008 году увеличилась на 0,06% а в 2009 году произошло незначительное снижение на 0,0054 - что свидетельствует  о спросе на продукцию ОАО «Тепличное». Однако рост данного показателя может  являться и свидетельством или роста  цен на продукцию при постоянных затратах на производство реализованной  продукции, или снижения затрат на производство при постоянных ценах.

Информация о работе Финансовый анализ деятельности предприятия на примере ОАО "Тепличное"