Финансовое состояние предприятия (на примере ОАО "Быстроном")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание

Рыночные условия хозяйствования поставили коммерческие организации (предприятия) перед фактором открытой сферы деятельности в системе неопределенности и повышенного риска. С одной стороны, такие предприятия получили право свободно распоряжаться собственными средствами, самостоятельно заключать хозяйственные контракты и сделки на внутреннем и внешнем рынках, что заставило их самостоятельно заниматься поиском надежных потенциальных партнеров и качественно оценивать их финансовую устойчивость и платежеспособность. С другой стороны, предприятия с большим интересом стали относиться к оценке собственных возможностей: могут ли они отвечать по своим обязательствам; эффективно ли используют имущество; окупаются ли вложенные в активы средства; целесообразно ли расходуется чистая прибыль и др.

Содержание

Введение.
1. Теоретические основы оценки финансового состояния предприятия.
1.1. Экономическая сущность, принципы и задачи анализа финансов.
1.2. Информационные основы для проведения оценки финансового состояния предприятия.
2. Основные направления совершенствования финансового состояния предприятия.
2.1. Методика российского проведения анализа и расчета основных показателей финансового состояния предприятия.
2.2. Зарубежная оценка финансового состояния предприятия.
3. Оценка финансового состояния ОАО «Быстроном»
. 3.1. Общая характеристика ОАО «Быстроном».
3.2. Анализ финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия.
3.3. Оценка деловой активности и рентабельности предприятия.
3.4. Пути совершенствования финансового состояния ОАО «Быстроном»
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

фин анализ быстронома.docx

— 206.53 Кб (Скачать документ)

Расходы на электроэнергию и прочие коммунальные услуги составляют 5% от денежных операционных расходов. В отчетный период расходы на электроэнергию выросли на 81% до 46 043 тыс. руб. Этот рост связан в основном с увеличением потребления электроэнергии. Увеличению затрат на электроэнергию также способствовал рост тарифов на потребляемую электроэнергию. В 2011 году тарифы на электроэнергию для торговых предприятий в выросли нa 13-27%..

Амортизационные отчисления, включенные в себестоимость реализации зтовара, выросли на 27% — с 93 402 тыс. друб.в 2010 году до 118 559 тыс. руб.в 2011году. Этот рост объясняется главным образом вводом новых магазинов.

Учетная политика Группы предусматривает  перенос на будущее расходов на маркетинговые работы, понесенных за период, в части превышения затрат на маркетинг за текущий период.

В 2009 году Группа начала списывать ранее капитализированные расходы на маркетинг.

В отчетном году запасы товара значительно увеличились на всех магазинах, при этом наибольший рост показали Северск и Томск.

Таблица №8. Коммерческие и административные расходы Группы за годы, закончившиеся 31 декабря 2011, 2010 и 2009 годов.

тыс. руб.

Годы, закончившиеся 31 декабря

2011год по сравнению с 2010 годом

2010 год по сравнению с 2009 годом

2011

2010

2009

%

%

Заработная плата

103 811

76 918

73 742

35,0

4,3

Прочие административные расходы

30 719

36 476

25 797

(15,8)

41,4

Профессиональные услуги

28 274

21 738

13 321

30,1

63,2

Налоги кроме налога на прибыль

27 528

16 105

18 318

70,9

(12,1)

Амортизация основных средств

4 217

3 775

3 782

11,7

(0,2)

Итого

194 549

155 012

134 960

25,5

14,9


В 2011 году коммерческие и административные расходы «Быстронома» увеличились на 26% — с 155 012 тыс. руб. в 2010 году до 194 549 тыс. руб. в 2011 году. Данное увеличение объясняется главным образом ростом расходов по заработной плате, налогами, за исключением налога на прибыль и расходами на профессиональные услуги.

В отчетный период расходы на оплату труда административного персонала «Быстронома» увеличились на 35% с 76 918 тыс. руб. в 2010 году до 103 811 тыс. руб. в 2011 году, что объясняется, в основном, увеличением численности административного персонала, запланированной индексацией заработной платы на всех предприятиях.

Прочие административные расходы включали в себя расходы на аренду, услуги связи, расходы на ремонт и техническое обслуживание и прочие расходы. За отчетный период прочие административные расходы сократились по сравнению с 2010 годом на 16% главным образом в связи с уменьшением расходов на транспортные услуги.

Таблица №9. Элементы прочих административных расходов за 2011, 2010 и 2009 годы

тыс. руб.

Годы, закончившиеся 31 декабря

2011 год по сравнению с 2010 годом

2010 год по сравнению с 2009 годом

2011

2010

2009

%

%

Прочие административные расходы

30 719

36 476

25 797

(15,8)

41,4

Расходы на аренду

3 685

3 587

4 609

2,7

(22,2)

Ремонт и техническое обслуживание

1 170

1 030

1 541

13,6

(33,2)

Услуги связи

1 616

1 420

1 749

13,8

(18,8)

Прочие расходы

24 248

30 439

17 898

(20,3)

70,1


В 2010 году расходы на профессиональные услуги увеличились на 30%, с 21 738 тыс. руб. в 2009 году до 28 724 тыс. руб. в 2011  году. Данное увеличение расходов объясняется юридическими и консультационными услугами.

Помимо налога на прибыль «Быстроном» также несла расходы по налогу на имущество, а также другие налоги. В 2011 году «Быстрономом» было начислено 27 528 тыс. руб. федеральных и региональных налогов, без учета налога на прибыль. При этом по сравнению с 2010 годом сумма налоговых расходов увеличилась на 71%.

Сумма налога на имущество, значительно увеличилась в результате ввода в эксплуатацию магазинов. Выплаты по другим налогам существенно выросли с 1 979 тыс. руб. в 2010году до 9 630 тыс. руб. в 2011 году. Рост объясняется перерасчетом налога на прибыль за предыдущие периоды.

В 2011 году прочие расходы составили 75 864 тыс. руб., в то время как в 2010 они составляли 32 955 тыс. руб. В течение отчетного периода «Быстроном»  признал убыток от обесценения основных средств на сумму 40 763 тыс. руб. Кроме того, в 2010 году «Быстроном» пересчитал обязательства по НДС за предыдущие годы, и в результате было дополнительно доначислено налоговых обязательств по НДС на общую сумму 8 600 тыс. руб. Отчасти возросшие расходы были компенсированы уменьшением расходов на благотворительность на 51% и некоторых других операционных расходов.

Таблица №10. Статьи доходов и расходов, связанные с осуществлением финансовой и инвестиционной деятельности за 2011, 2010 и 2009 годы,

тыс. руб.

Годы, закончившиеся 31 декабря

2011год по сравнению с 2010 годом

2010 год по сравнению с 2009 годом

2011

2010

2009

%

%

Финансовые расходы

(42 717)

(18 870)

(4 417)

126,4

327,2

Прибыль/(убыток) от инвестиционной деятельности

(23 711)

14 197

(217 591)

Положительные/отрицательные курсовые разницы

765

1 364

(2 685)

(43,9)


В 2011 году «Быстроном»  признал чистый убыток от инвестиционной деятельности в размере 23 711 тыс. руб. .

В течение отчетного периода «Быстроном» получил доходы от вложений в ценные бумаги, предназначенные для торговли. Данные инвестиции оцениваются по справедливой стоимости с признанием ее изменения в отчете о прибылях и убытках. В 2011 году стоимость данных инвестиций увеличилась на 11 446 тыс. руб.

Кроме того, «Быстроном» владеет долями в инвестиционном фонде Росфонд. Данная инвестиция классифицируется как инвестиция, имеющаяся в наличии для продажи, и учитывается по справедливой стоимости. В 2011 году «Быстроном» продала= принадлежащие ей часть паев стоимостью 137 000 тыс. руб., в результате чего в отчете о совокупных доходах и расходах была отражена прибыль от реализации в размере 20 289 тыс. руб. Справедливая стоимость оставшихся инвестиций, имеющихся в наличии для продажи, увеличилась на 33 340 тыс. руб. Данное увеличение, было отражено непосредственно в составе отчета об изменениях в капитале в составе резерва по переоценке инвестиций.

В 2010 году Группа получила процентные доходы по банковским депозитам на сумму 8 329 тыс. руб., что на 6 359 тыс. руб. меньше чем в 2010 году, что было вызвано закрытием некоторых банковских депозитов.

В течение 2011 года сумма расходов по налогу на прибыль составила 124 840 тыс. долл. США, что на 15% выше показателя 2010 года. Увеличение расходов по налогу на прибыль объясняется главным образом более высоким уровнем прибыли до налогообложения. Эффективная ставка налога на прибыль (соотношение текущего и отложенного расхода по налогу на прибыль к прибыли до налогообложения по МСФО) в 2011году составляла 26% (2010: 37%), в то время как нормативная ставка налога на прибыль, установленная в России в 2010 году, составляла 20%. Разница между нормативной и эффективной ставкой возникла главным образом в связи с большим числом не принимаемых к вычету при исчислении налогооблагаемой прибыли статей расходов и прочими постоянными разницами.

Полученная выручка от реализации продукции отличной от золота и от услуг выросла в 2011 году на 44% и составила 37 506 тыс. руб. по сравнению с 26 136 тыс. руб., полученными в предыдущем периоде. Данная выручка включает выручку от реализации произведенной электроэнергии, услуг по транспортировке, транспортной обработке грузов и их хранению, услуг аренды, а также прочей реализации. Увеличение выручки от прочей реализации вызвано в основном увеличением продажи электроэнергии. На продажу электроэнергии третьим сторонам приходится наибольшая часть выручки от прочей реализации — 13 497 тыс. руб.

Таблица №11. Расчет Группой скорректированной чистой прибыли, скорректированной рентабельности активов, скорректированной рентабельности собственного капитала и скорректированной рентабельности инвестированного капитала за годы, закончившиеся 31 декабря 2011, 2010 и 2009 годов.:

тыс. руб., если иное не указано

Годы, заканчивавшиеся 31 декабря

2011 год по сравнению с 2010 годом

2009 год по сравнению с 2009 годом

2011

2010

2009

%

%

Чистая прибыль, принадлежащая 
акционерам материнской компании

332 169

184 578

51 507

80,0

258,4

+ Убыток/(доход) от выбытия 
инвестиций

(20 289)

34 232

(13 770)

(159,3)

(348,6)

+ Убыток/(доход) от предназначенных 
для торговли инвестиций в акции, 
котирующиеся на рынке

(11 446)

(13 702)

178 377

(16,5)

(107,7)

+ Убыток от обесценения инвестиций, 
имеющихся в наличии для продажи

— 

100 090

— Доход от производных финансовых 
инструментов

63 775

(20 039)

+ Обесценения гудвила

138 196

Скорректированная чистая прибыль

364 209

323 265

316 204

12,7

2,2

Активы (средняя стоимость  за год)

 

 

3 364 156

3 426 156

13,8

(1,8 )

Капитал акционеров материнской 
компании (в среднем за год)

 

 

2 847 365

3 009 254

7,5

(5,4)

Долгосрочные и краткосрочные 
кредиты и займы (в среднем за год)

 

 

99 916

10 455

101,8

Скорректированная рентабельность 
активов

9,52%

9,61%

9,23%

Скорректированная рентабельность 
собственного капитала

11,90%

11,35%

10,51%

Скорректированная рентабельность 
инвестированного капитала

11,16%

10,97%

10,47%


В 2011 году чистая прибыль, скорректированная на чистый доход от инвестиций, увеличилась на 13%. В то же время средняя стоимость активов увеличилась на 14%, в первую очередь, в результате ввода в эксплуатацию новых основных средств и оборудования и значительного увеличения материально-технических запасов. Таким образом, рентабельность активов сохранилась приблизительно на уровне 2010 года.

Увеличение нераспределенной прибыли обусловило увеличение стоимости  собственного капитала и инвестированного капитала. Однако темп роста прибыли был выше темпов роста собственного и инвестированного капитала, что способствовало повышению показателей рентабельности собственного и инвестированного капитала                  

       

3.4. Пути совершенствования  финансового состояния

 

Рынок розничной торговли в регионах набирает обороты. По крайней  мере, динамика и масштабы роста  этой отрасли за последние годы говорят  сами за себя. Отличительной чертой современного продовольственного ритейла является бурное расширение действующих сетей. [14, с. 3]

Розничным торговым компаниям  необходимо уделять повышенное внимание процессам функционирования маркетинговых  программ. Раздражавшие, а порой  и отпугивающие покупателей методы прежней, дореформенной торговли, быстрыми темпами уходят в прошлое. Под  натиском множества появившихся  предприятий меняется философия  бизнеса. На первое место выходят  вопросы, связанные с качеством  удовлетворения потребностей покупателей. К сожалению, маркетинговые инструменты  развития бизнеса еще мало используются операторами нашей страны, которые  порой забывают о том, что, в конечном итоге выигрывает тот, кто грамотно и умело создает маркетинговую  концепцию и способен эффективно продать товар. Тем более что, делать это приходится в условиях соревнования с вышедшими на российский рынок западными компаниями, знакомыми с методами маркетинга не один десяток лет.

Применительно к ОАО «Быстроном», следует отметить, что ведение коммерческой деятельности, направленной на получение прибыли, целесообразно построить в рамках маркетинговых исследований. Поэтому на наш взгляд необходимо предложить следующие варианты решений сложившейся проблемы:

1) создание в организации  отдела маркетинга, укомплектовав  его специалистами по маркетинговым  исследованиям и рекламе. Предлагается  использовать функциональную организацию  службы маркетинга, при которой  сотрудники данного отдела находятся  в подчинении руководителя службы. Маркетологи должны выполнять следующие функциональные обязанности:

- изучать потребности  и спрос покупателей, проводить  комплексные маркетинговые исследования;

Информация о работе Финансовое состояние предприятия (на примере ОАО "Быстроном")