Анализ в управлении налоговыми платежами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание

Государство призвано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.
В странах, имеющих длительную историю развития рыноч¬ных отношений в экономике, налоговая культура формирова¬лась, вбирая в себя опыт предшествующих столетий. В странах же, где длительное время господствовала плановая экономичес¬кая система, традиции рыночного налогового права в значитель¬ной мере были утрачены.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Анализ в управлении налоговыми платежами..doc

— 405.50 Кб (Скачать документ)

Произведем  расчет  коэффициента  рентабельности реализации (Крр), где  Р объем -  объем реализации,

Крр=    Пчист

              Робъем,

У СПК «Щучинагропродукт» данные показатели следующие:

Крр2003г=1058/9374=0,113;                          

Крр2004г.=  1409/13120=0,0170;                                     

  Следует  отметить, что величина налоговой  нагрузки не влияет на объем  реализации (т.е. на знаменатель коэффициента), поэтому результатом роста налогов становится снижение чистой прибыли (т.е. числителя коэффициента) и уменьшение коэффициента рентабельности реализации.

Таким образом, рост налоговой нагрузки, ведущий  к увеличению  государственных доходов, вызывает  снижение таких  важных показателей финансовой устойчивости организации, как различные  коэффициенты рентабельности (за исключением случаев  роста косвенных налогов, которые возмещаются покупателями и в этом случае практически не влияют на рентабельность предприятий).

Влияние  налоговой нагрузки на коэффициенты ликвидности.

Коэффициенты  ликвидности  рассчитываются как  отношение определенной части активов  предприятия к его краткосрочным  пассивам ((П кратк) (краткосрочным  обязательствам)). Различают коэффициенты общей ликвидности (Кл общ) (В числителе - все оборотные активы (Аобор)), срочной ликвидности (Кл сроч)  и абсолютной ликвидности (Кл абс)(в числителе только денежные средства(Д)):

К л общ=  Аобор

                    П кратк

К л общ2003г. = 14808/2094=7,072;                          

К л  общ2004г. = 17654/5793=3,0475;                                                

В момент начисления налоги увеличивают краткосрочные  пассивы предприятия, однако в момент уплаты данная задолженность списывается. 

Поэтому рост налогов увеличивает знаменатель  коэффициентов ликвидности лишь на непродолжительное время,  в  промежутке между моментом начисления налога и моментом его уплаты.

Фактор  воздействия налогов на ликвидность  посредством увеличения краткосрочных обязательств предприятия заслуживает  внимания  в основном при  анализе   ликвидности на определенную дату. В большинстве прочих случаев воздействие роста налоговой нагрузки  на ликвидность происходит  в результате увеличения  налоговых платежей и,  следовательно, снижения величины средств  предприятия.

Поскольку денежные средства входят в числитель  каждого показателя ликвидности, а  задолженность  по налогам и сборам – в знаменатель каждого показателя,  то  характер влияния изменения  налоговой нагрузки на все основные показатели ликвидности одинаков. Таким образом, рост налоговой нагрузки вызывает снижение таких важных показателей финансовой устойчивости,  как различные коэффициенты ликвидности (за исключением случаев роста косвенных налогов, который в большинстве отраслей снижает ликвидность   лишь в краткосрочной перспективе, пока  сумма налога не полностью компенсирована роста денежных поступлений от покупателей).

Влияние налоговой нагрузки на коэффициенты деловой  активности.

Коэффициенты деловой активности рассчитывается как отношение выручки от реализации (ВР) к валюте актива предприятия(А сред). В СПК «Щучиагропродукт » коэффициент деловой активности   имеет следующую величину:

Коб а 2003г.=  7089/18786=0,377;                         

Коб а 2004г.= 9340/24521 =0,381;                             

Поскольку выручка от реализации для расчета  данного коэффициента не включает  косвенных налогов (НДС, акциза), то рост любых налогов напрямую не влияет на величину числителя  данного коэффициента.

По результатам  анализа влияния налоговой нагрузки на финансовую устойчивость   с  помощью коэффициента деловой активности  можно сделать вывод, что увеличение налогов либо не влияет на показатель деловой активности предприятия, либо несколько улучшает их. Гораздо заметнее влияние на  данные показатели  изменений периодичности уплаты налогов или сроков уплаты  налогов установленных законодательством.

Влияние налоговой нагрузки на коэффициенты структуры  капитала (платежеспособности).

Коэффициенты  структуры капитала рассчитываются как отношение отдельных элементов пассивов и капитала между собой (коэффициент  собственного капитала (К ск) и коэффициент  заемных сердств (Кзс)), где К

соб - собственный  капитал ; З средт - заемные средства.

Кск=  Коб/ К соб+Зсред

Кск2003.г=   15188/15188+303=0,981;                                           

Кск2004г.= 18736/17736+508=0,0974;             

Кзс=      Зсред

               К соб

 Кзс2003г.=303/15188=0,021;

 Кзс2004г.= 508/18736=0,0271;                      

Следует отметить, что в состав заемных средств для целей  расчета данных показателей  не входят отдельные виды кредиторской задолженности нефинансового характера, в частности задолженность по налогам и сборам.

Внесем  значения полученных коэффициентов  в таблицу.

Таблица

    КОЭФФИЦИЕНТ 2003г. 2004г. Отклонение(+,-)
    Коэф. рентабельности собственного капитала 0,071 0,075 0,004
    Коэф. рентабельности активов 0,066 0,065 -0,001
    Коэф. рентабельности реализации 0,113 0,107 -0,006
    Коэф. структуры капитала 0,981 0,974 -0,007
    Коэф.заемных  средств 0,021 0,027 0,006
    Коэф.ликводности  общ. 7,072 3,047 -4,025
           
    Коэф. оборачиваемости активов 0,377 0,381 0,004

Из проведенного  выше анализа  влияния налоговой  нагрузки  в СПК  «Щучинагропродукт» на параметры финансовой устойчивости  предприятия  можно сделать следующие выводы:

1. Увеличение  прямых налогов  и налогов  на имущество (капитал) отрицательно  влияет на коэффициенты  рентабельности, ликвидности, структуры капитала. Это говорят отрицательные значения  коэффициентов: рентабельности собственного капитала равное минус 0,007; коэффициента рентабельности активов равное минус 0,001; коэффициента рентабельности реализации равное минус 0,006; общего коэффициента  ликвидности равное минус 4,025. Но, несмотря на это, относительно небольшие отрицательные  значения  данных коэффициентов говорят о незначительном увеличении налоговой нагрузки на предприятия в 2004году. Однако, уменьшение этих налогов  в долгосрочной перспективе повышает  финансовую устойчивость предприятия;

2.Влияние роста прямых налогов и налогов на имущество (капитал) на показатели деловой активности (оборачиваемость средств и фондоотдача) в целом нейтрально, хотя отдельные показатели, например оборачиваемость кредиторской задолженности может улучшаться. Однако это не способно компенсировать отрицательного воздействия увеличения налогов на иные показатели финансовой устойчивости;

3.Влияние  косвенных налогов  на показатели  финансовой устойчивости  зависит   от возможности  предприятия   переложить бремя  этих налогов  на своих покупателей и заказчиков;

4. Если  предприятие само несет бремя   дополнительных налоговых расходов  и не может  заложить  рост  косвенных налогов в цену товара (продукции, работ, услуг), то основные  коэффициенты рентабельности, ликвидности   и структуры капитала ухудшаются, и  финансовая устойчивость снижается. Соответственно, снижение косвенных налогов  в этом случае  вызывает улучшение финансового состояния предприятия;

5. На  финансовую устойчивость предприятия  могут оказывать  влияние изменения  как абсолютной суммы налогов  (за счет изменения ставок, правил расчета налоговой базы, ведения и отмены налоговых льгот и т.д.), так и сроков их уплаты.

Известно, что высокая налоговая нагрузка - одна из причин низкой конкурентоспособности  отечественной продукции. Ситуацию в реальном секторе усугубляет существование значительного числа косвенных налогов, целевых бюджетных фондов.

На уровне предприятия  налоговое бремя  можно рассчитать следующим способом:

Отношения суммы выплаченных  (начисленных) налогов и сборов к выручке  предприятия, операционных и внереализационных доходов. Этот показатель рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности и определяет  сопоставимую эффективность налогообложения на предприятии.

 Фактическое  значение налоговой нагрузки  предприятия (по фактам начисления  и выплат налогов) сопоставляются с показателем номинальной налоговой нагрузки (бремени) предприятия, под которой понимается средневзвешенная налоговая ставка предприятия  на рубль фактической выручки или добавленной стоимости предприятия.

Проведем  расчет налогового бремени СПК «Щучинагропродукт»:

НБ номинальное2003г.=1152/1058=1,089;

НБ реальное 2003г.=1131/1058=1,069;

 Налоговое  бремя  реальное  в 2003г. ниже  номинального  на 2% предположительно  за счет переплаты платежей  в бюджет в предыдущих периодах.

Рассчитаем налоговое бремя в 2004г.:

НБ номинальное 2004г.=2010/1409=1,427;

НБ реальное 2004г.=2012/1409=1,428;

Налоговое бремя номинальное выше реального  на 1% по аналогичной причине.

Налоговое бремя номинальное   в 2004г. по сравнению  с 2003г. выросло на 33.8%, реальное в свою очередь на 35,9%. 

2.2 Анализ  налогов и отчислений, включаемых в себестоимость продукции. Факторы изменения их величины.

Согласно  действующему законодательству, значительная часть налогов и отчислений включается в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг). Следует отметить, что это не предусмотрено  международными стандартами, поскольку это приводит  завышению себестоимости товаров, снижает  их конкурентоспособность на международных рынках. Еще Франсуа Кенэ (1694-1774) утверждал, что  правильно организованный налог   должен взиматься за счет чистого продукта. Его ни в коем случае нельзя включать в  издержки  воспроизводства, так как в этом случае  он разоряет  земледельца, собственника.   Среди налогов, включаемых в себестоимость, можно выделить две группы:

1.налоги, относимые на себестоимость продукции,  которые     рассчитываются  в большинстве своем по фиксированным   ставкам (земельный, экологический,  плата за размещение отходов  и др.)

2.чрезвычайный  налог и отчисления на социальные нужды, рассчитывается в зависимости от сформированного на предприятии фонда оплаты труда.

   Особого внимания заслуживает проблема налоговой  нагрузки  на заработную плату. В  Республике Беларусь  фонд оплаты труда  подвергается неоднократному обложению  налогами, которые можно разделить на две группы:

   1.Налоги  и отчисления, рассчитываемые  непосредственно   в зависимости от величины  начисленной заработной платы;

   2. Налоги и отчисления, взимаемые  с фонда  заработной платы  как элемента себестоимости, которая  в свою очередь  является составляющей выручки.

   В первую группу  налогов входят  отчисления в Фонд   социальной защиты населения, единый платеж от фонда  оплаты труда, включая  чрезвычайный  налог и отчисления  Фонд содействия занятости, а также подоходный налог.

Информация о работе Анализ в управлении налоговыми платежами