Анализ себестоимости продукции, работ и услуг (на примере ОАО «Витебские ковры»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:52, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является:
• дать общее понятие себестоимости продукции, определить основные показатели производственных затрат;
• охарактеризовать методы анализа себестоимости продукции
• произвести анализ себестоимости продукции по данным предприятия и сделать выводы.
.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность себестоимости продукции на
ОАО «Витебские ковры»……………………………………………….5
2. Анализ себестоимости продукции на предприятии
ОАО « Витебские ковры»………………………………………………14
2.1. Анализ технико-экономических показателей…………………..14
2.2. Общая оценка показателей себестоимости
продукции............................................................................................15
2.3. Анализ состава и структуры затрат на производство
продукции……………………………………………………………20
2.4. Анализ себестоимости продукции по калькуляционным
статьям………………………………………………………………21
2.4.1. Анализ прямых материальных затрат………………………..22
2.4.2. Анализ прямых трудовых затрат……………………………...24
2.4.3. Анализ косвенных и переменных затрат……………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

курсач АХД (1).doc

— 282.50 Кб (Скачать документ)

         Министерство образования Республика Беларусь

УО Витебский государственный технологический университет

 

 

 

 

 

                                                        

 

                     КУРСОВАЯ   РАБОТА

 

по предмету: «Анализ хозяйственной деятельности»

на тему: Анализ себестоимости продукции, работ и услуг (на примере ОАО «Витебские ковры»)

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнила:                    

                                                                                Студентка гр.  ЗФк 17          

                                                                                Лятохо Ангелина         

                                                                                Проверил(а):

                                                                                ______________________

 

 

                               Витебск

                                20012г.

                    

                                 Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. Сущность себестоимости продукции на

     ОАО «Витебские ковры»……………………………………………….5

  1. Анализ себестоимости продукции на предприятии

     ОАО « Витебские ковры»………………………………………………14

    1. Анализ технико-экономических показателей…………………..14
    2. Общая оценка показателей себестоимости

          продукции............................................................................................15

    1. Анализ состава и структуры затрат на производство

                 продукции……………………………………………………………20

    1. Анализ себестоимости продукции по калькуляционным

статьям………………………………………………………………21

  2.4.1. Анализ  прямых материальных затрат………………………..22

  2.4.2. Анализ  прямых трудовых затрат……………………………...24

  2.4.3. Анализ  косвенных и переменных затрат……………………..25

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Список  используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  ВВЕДЕНИЕ

 

 

Важным показателем, характеризующим  работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Анализ себестоимости  продукции, работ и услуг имеет  исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения  данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Влияние себестоимости продукции  на рост эффективности функционирования промышленных предприятий не только велико, но и весьма многообразно. Величина издержек производства во многом определяет: действенность ценового механизма, обеспечивая тем самым стабильность экономии; объем и масштабы увеличения чистого дохода; конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках и др. Все это позволяет говорить не только о количественном, но и качественном воздействии рассматриваемой категории на экономический потенциал предприятия и его перспективные изменения, рост эффективности производства.

Целью данной работы является:

  • дать общее понятие себестоимости продукции, определить основные показатели производственных затрат;
  • охарактеризовать методы анализа себестоимости продукции
  • произвести анализ себестоимости продукции по данным предприятия и сделать выводы.

.

Анализ, выполняя одну из основных управленческих функций, входит в управляющую подсистему, и недостаточное  его функционирование в этом звене  приводит к снижению эффективности  системы управления себестоимостью в целом.

          Предметом исследования, в данной  курсовой работе, является себестоимость продукции, а объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

полная себестоимость  товарной продукции в целом и  по элементам затрат;

состав и структура затрат на производство продукции;

себестоимость продукции  по калькуляционным статьям (прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты, косвенные и переменные затраты);

затраты на рубль товарной продукции;

Методами анализа являются:

анализ состава и структуры затрат на производство продукции;

анализ себестоимости  продукции по калькуляционным статьям;

анализ прямых материальных затрат;

анализ прямых трудовых затрат;

анализ косвенных и  переменных затрат;

         Источниками информации для анализа себестоимости продукции будут служить: ф. № 5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия», технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Витебские ковры».

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность себестоимости продукции на предприятии ОАО                            “Витебские ковры”

 

Себестоимость – это  экономическая категория, отражающая общественные отношения по поводу производства продукции, связанные с производительным потреблением живого и овеществленного труда. Отсюда любое совершенствование этих отношений -- есть одновременно процесс, направленный на снижение уровня издержек производства и повышение на этой основе эффективности общественного производства.

Снижение себестоимости  продукции имеет большое значение для повышения эффективности общественного производства. Это вытекает из экономической сущности данной категории, в которой находит отражение вся совокупность трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в производстве.

Влияние себестоимости продукции на рост эффективности функционирования народнохозяйственного комплекса не только велико, но и весьма многообразно. Величина издержек производства во многом определяет: действенность ценового механизма государства, обеспечивая тем самым стабильность экономии; объем и масштабы увеличения чистого дохода; конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках и др. Кроме того, снижение издержек предполагает экономное потребление ресурсов.

Все это позволяет  говорить не только о количественном, но и качественном воздействии рассматриваемой категории на экономический потенциал государства и его перспективные изменения, рост эффективности производства.

Интенсивность такого воздействия  объясняется тем, что себестоимость  связана со всеми стадиями процесса воспроизводства, непосредственно отражая не только отношения общественного производства, но и в определенной степени распределения и потребления.

          Себестоимость является одной из составных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления. В ней находят выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Одним из факторов формирования прибыли является себестоимость реализованной продукции. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость.

Как известно, себестоимость реализованной продукции имеет практическое значение для определения рентабельности продаж, т.е. при росте затрат на реализованную продукцию более высокими темпами, чем выручка от реализации, рентабельность продаж снизится и, наоборот.

Себестоимость реализованной продукции не равна себестоимости произведенной. Различия в темпах роста себестоимости произведенной и реализованной продукции показывают тенденции изменения рентабельности продаж в следующем периоде, когда будет реализованы остатки готовой продукции отчетного периода. Так, если себестоимость произведенной продукции увеличилась более медленными темпами, чем реализованной, можно предположить, что в следующем периоде при прочих равных условиях рентабельность продаж повысится.

          В условиях формирования рыночных отношений снижение себестоимости  приобретает особую важность. Наряду с повышением качества продукции, уменьшение затрат на производство во многом определяет конкурентоспособность предприятия, устойчивость его финансового состояния, платежеспособность и кредитоспособность клиента банка.

         Одна из функций, выполняемая себестоимостью, состоит в том, что она является основой простого воспроизводства, формой возмещения потребляемых средств производства и фонда распределения по труду. Аккумулируя в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции, себестоимость является необходимой экономической формой возмещения этих затрат, основой простого воспроизводства материально-вещественных факторов производства, т.е. средств производства и фонда распределения по труду.

Второй функцией себестоимости  является то, что она выступает денежной формой учета затрат на потребленные элементы производственного процесса. Рациональное ведение хозяйства требует строжайшего учета и контроля затрат труда. Учет и анализ затрат живого и овеществленного труда на производство того или иного продукта позволяют выбирать наиболее рациональные способы производства. Для оптимального обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимо умело использовать каждый элемент совокупного общественного продукта. Для этого необходимо на каждом предприятии, в отрасли и в целом по народному хозяйству учитывать в отдельности количество необходимых для этого средств производства, величину затрачиваемого в процессе производства живого труда.

          Следующая функция себестоимости состоит в том, что она является основой ценообразования.

На предприятиях планируют  и учитывают следующие показатели себестоимости:

  • себестоимость единицы продукции (услуг);
  • себестоимость товарной, реализованной продукции;
  • себестоимость сравнимой товарной продукции (сравнимой продукцией считают ту, которая производилась в базисном периоде);
  • затраты на один руб. товарной продукции (определяются делением полной себестоимости товарной продукции на ее объем в стоимостном выражении). Данный показатель используется в практике для оценки эффективности текущих затрат. Однако он не отражает эффективности использования всего капитала, собственных средств.

Показатель себестоимости единицы продукции можно широко использовать для сравнения уровня затрат одинаковых изделий на разных предприятиях, что оказывает положительное воздействие на поиск резервов снижения затрат.

При анализе показателей  себестоимости продукции в динамике наиболее целесообразно использовать показатель затрат на один рубль товарной продукции, несмотря на все его недостатки, и через этот показатель рассматривать изменение себестоимости товарной продукции. При этом важно обеспечить сопоставимость товарной продукции и ее себестоимости по методам исчисления, ценам на сырье, материалы, топливо, тарифам на энергию и грузоперевозки.

Достоинства названного показателя в том, что он универсален, поскольку может рассчитываться в любой отрасли и охватывать как отдельные виды продукции, так и всю продукцию предприятия, т.е. посредством этого показателя с допустимой мерой условности можно сравнивать уровень себестоимости на различных предприятиях. В большой мере этот показатель обеспечивает наглядную связь с прибылью: повышение затрат ведет к снижению прибыли с каждого рубля продукции и, наоборот.

К числу его недостатков  следует отнести то, что на этот показатель может оказывать влияние  множество факторов как субъективного, так и объективного характера, т.е. не зависящих от качества работы коллектива предприятия.

           Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ услуг), определяется Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции.

В соответствии с Основными положениями и с учетом специфики производства и реализации продукции (работ, услуг) в соответствующих отраслях, видах деятельности министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны и ассоциации, а также иные органы управления разрабатывают отраслевые методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции. При этом состав затрат, включаемых в себестоимость, должен быть согласован с Министерством финансов.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции, работ и услуг (на примере ОАО «Витебские ковры»)