Анализ себестоимости продукции, работ и услуг (на примере ОАО «Витебские ковры»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:52, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является:
• дать общее понятие себестоимости продукции, определить основные показатели производственных затрат;
• охарактеризовать методы анализа себестоимости продукции
• произвести анализ себестоимости продукции по данным предприятия и сделать выводы.
.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность себестоимости продукции на
ОАО «Витебские ковры»……………………………………………….5
2. Анализ себестоимости продукции на предприятии
ОАО « Витебские ковры»………………………………………………14
2.1. Анализ технико-экономических показателей…………………..14
2.2. Общая оценка показателей себестоимости
продукции............................................................................................15
2.3. Анализ состава и структуры затрат на производство
продукции……………………………………………………………20
2.4. Анализ себестоимости продукции по калькуляционным
статьям………………………………………………………………21
2.4.1. Анализ прямых материальных затрат………………………..22
2.4.2. Анализ прямых трудовых затрат……………………………...24
2.4.3. Анализ косвенных и переменных затрат……………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

курсач АХД (1).doc

— 282.50 Кб (Скачать документ)

В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, связанные с:

  • производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства;
  • подготовкой и освоением производства;
  • совершенствованием технологии и организации производства (затраты некапитального характера);
  • изобретательством и рационализаторской деятельностью;
  • обслуживанием производственного процесса;
  • обеспечением нормальных условий труда;
  • охраной окружающей среды;
  • управлением производством;
  • подготовкой кадров;
  • отчислениями на социальные нужды. В фактической себестоимости продукции (работ, услуг) отражаются также:
  • потери от брака;
  • затраты на гарантийное обслуживание и ремонт;
  • потери от простоев;
  • недостачи материальных ценностей на складах;
  • выплаты работникам в связи с сокращением численности работников и штатов.

Не включаются в себестоимость  продукции затраты, связанные с выполнением работ по благоустройству, с оказанием помощи сельскому хозяйству, содержанием культурно-бытовых и других объектов, находящихся на балансе предприятия, а также работы, выполняемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

 

 Одним из этапов анализа себестоимости продукции является изучение состава, структуры затрат на производство и изменения себестоимости за отчетный период по отдельным элементам затрат.

Изучение состава затрат позволяет определить, из чего складываются затраты. Анализ структуры дает возможность установить тип производства, дать оценку рациональности такой структуры затрат, а также сделать выводы о необходимости и возможности ее изменения с целью изыскания путей и источников снижения затрат и увеличения прибыли.

Группировка затрат по элементам  является единой и обязательной для  предприятий всех отраслей и форм собственности. Она позволяет осуществлять контроль формирования структуры и  динамики затрат по видам, характеризующим их экономическое содержание. Это необходимо для изучения соотношения живого и прошлого (овеществленного) труда, нормирования и анализа производственных запасов, исчисления частных показателей оборачиваемости оборотных средств и других расчетов отраслевого и общехозяйственного уровня. Анализ поэлементного состава и структуры затрат на производство дает возможность наметить главные направления поиска резервов в зависимости от уровня материалоемкости, трудоемкости и фондоемкости производства.

Преобладание в общей  сумме всех затрат удельного веса материальных затрат свидетельствует  о том, что производство материалоемкое, и, следовательно, наиболее значимые резервы  снижения себестоимости продукции  необходимо искать в экономии и эффективном использовании материальных ресурсов. Если же существенную долю всех затрат на производство и реализацию продукции составляют трудовые затраты, то производство является трудоемким, а главный резерв сокращения затрат — экономия и эффективное использование трудовых ресурсов.

Затраты на производство в соответствии с экономическим  содержанием группируются следующим  образом:

З = М + Т + С + А + Р                                                                                (1.1.)

где З – затраты на производство в денежном выражении;

       М – материальные затраты;

       Т – расходы на оплату труда;

       С – отчисления на социальные нужды

       А – амортизация основных фондов;

        Р – прочие денежные расходы, не распределяемые по элементам.

 

При анализе прямых материальных затрат отдельно определяются факторы, оказавшие влияние на их изменение.

К прямым материальным затратам относятся следующие статьи: сырье  и материалы (за вычетом возвратных отходов); покупные полуфабрикаты, комплектующие  изделия; топливо и энергия на технологические цели.

Изменение прямых материальных затрат формируется под влиянием факторов четырехкратной периодичности  соподчинения. Факторы первого порядка  — изменение объема, структуры  продукции и уровня затрат на отдельные  изделия. Факторы изменения объема и структуры — это элементные факторы и дальше не анализируются.

Изменение уровня затрат на отдельные изделия — это  сложный фактор, который детализируется, в свою очередь, на факторы второго, третьего и четвертого порядков. Факторы третьего и четвертого порядков характеризуют изменения материальных затрат в результате мероприятий научно-технического прогресса.

Анализ расходов на оплату труда проводится в двух направлениях:

  1. анализ фонда заработной платы как элемента затрат на производство;
  2. анализ прямых трудовых затрат в себестоимости продукции.

Следует отметить, что  в себестоимости продукции в  качестве самостоятельной статьи выделяется только заработная плата производственных рабочих. Заработная плата других категорий  промышленно-производственного персонала включается в состав комплексных статей себестоимости.

Таким образом, прямые трудовые затраты отражаются в статьях: «Основная  заработная плата производственных рабочих», «Дополнительная заработная плата производственных рабочих» и «Отчисления на социальные нужды».

Анализ трудовых затрат имеет важное значение, так как их снижение является главным фактором уменьшения затрат живого труда на производство продукции и, следовательно, снижения себестоимости единицы продукции.

На снижение трудоемкости продукции оказывают влияние улучшения организации производства, его механизация и автоматизация, внедрение новой прогрессивной технологии и другие факторы научно-технического прогресса.

Влияние этих факторов на изменение заработной платы производственных рабочих в результате внедрения организационно-технических мероприятий можно определить, умножив разность между трудоемкостью изделий до и после внедрения мероприятий на плановый уровень среднечасовой оплаты труда, а также на фактическое количество выпущенных изделий с момента внедрения мероприятий и до конца года.

Среднечасовая оплата труда  производственных рабочих может  измениться в результате совершенствования  нормирования труда, повышения квалификации работников и повышения минимальной заработной платы. Изменение заработной платы за счет названных факторов определяется путем умножения изменения среднечасовой оплаты труда на фактическую трудоемкость и количество выпускаемой продукции.

          В отличие от прямых затрат косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и относятся на объекты калькулирования путем распределения соответственно определенной базе. Комплексные статьи себестоимости включают косвенные расходы различного экономического характера и назначения. Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, затраты, связанные с организацией и обслуживанием производства и управления предприятием в целом представлены комплексными статьями «Общепроизводственные расходы» и «Общехозяйственные расходы»; расходы, связанные с реализацией продукции, отражаются по статье «Коммерческие расходы».

           При анализе косвенных расходов изучается их доля в полной себестоимости выпущенной продукции, а также производится сравнение фактической их величины на рубль продукции с плановым уровнем. Изучение динамики расходов имеет значение для проверки обоснованности запланированного роста или снижения отдельных статей и видов расходов. Запланированное изменение их сумм должно вытекать из предусмотренного изменения численности управленческого и обслуживающего персонала, их заработной платы, роста организационно-технического уровня производства и других условий хозяйствования, влияющих на размер соответствующих статей расходов.

          Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:

          выявление резервов снижения  затрат на производство и реализацию  продукции;

          объективная оценка выполнения  плана по себестоимости и ее  изменения относительно прошлых  отчетных периодов, а также соблюдения  действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплин;

          обеспечение центров ответственности  по затратам необходимой аналитической  информацией для оперативного  управления формированием себестоимости  продукции;

           содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции.

           Характер этих задач свидетельствует  о большой практической значимости  анализа себестоимости продукции  в хозяйственной деятельности  предприятия.

 

 

 

 

 

 2. Анализ себестоимости продукции на ОАО“Витебские ковры”.

 

 

2.1 Анализ технико-экономических показателей                                                                   

 

Таблица 2.1 – Основные технико-экономические показатели ОАО “Витебские ковры” за 2010-2011 г.

Показатели

2010 г.

2011 г.

Отклонение

Темпы роста

1.Объем производства в действующих ценах, млн. руб.

сопоставимых ценах, млн.руб.

 

36115

43367

 

55004

58943

 

+18889

+15576

 

152,3

135,9

2. Себестоимость реализованной  продукции, млн. руб.

    31342

46560

+15218

       148,55

3. Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп.

87,39

88,14

+0,75

100,86

4. Количество работающих, человек

    1409

      1374

       -35

       97,5

5. Себестоимость произведенной продукции, млн. руб.

31562

48480

+16918

153,6

6. Рентабельность производства, %

14,4

13,5

-0,9

-93,75

7. Рентабельность реализованной продукции, %

15,0

14,4

-0,6

-96,0


 

Анализируя таблицу 2.1, мы видим, что рост объемов товарной продукции в сопоставимых ценах в 2011 году, по сравнению с 2010 годом составил 35,9 %. Факт 2011 года- 58943 млн. руб., 2010 года- 43367 млн. руб. прирост объемов составил 15576 млн. руб. Объем реализации продукции за 2011 год определен в размере 55004 млн. руб. против 36115 млн. руб. 2010 года. Темп роста – 152,3 %.

В то же время затраты на 1 руб. реализованной продукции в 2011 году, по сравнению с предыдущим периодом, увеличились на 0,75 коп. Они составили 88,14 коп. ОАО “Витебские ковры” работает над снижением себестоимости продукции.

Увеличение стоимостных показателей объема производства продукции обусловлено, в первую очередь, существенным увеличением физических объемов выпуска основных видов продукции предприятия.

Наблюдается сокращение рентабельности товарной продукции—с 15,0 % в 2010 году до 14,4% в 2011 году. Одной из причин                                                                                                                                                                               уменьшения рентабельности реализованной продукции является снижение цен на выпускаемую продукцию в связи с конкуренцией на рынках сбыта.

Изменения в структуре выпуска  в целом, являются плановыми, и обусловлены  изменениями в конъюнктуре рынка и повышением эффективности использования производственных ресурсов предприятия. По состоянию на 2011 год средний остаток готовой продукции на складе предприятия составил 980 млн.руб. Это весьма незначительная, в сравнении с готовым объемом производства, величина, которая к тому же имеет тенденцию к сокращению в анализируемом периоде. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне конкурентоспособности продукции предприятия, отсутствии выраженных проблем со сбытом.

 

 

 

          2.2 Общая оценка показателей себестоимости продукции

 

Как известно, себестоимость реализованной продукции имеет практическое значение для определения рентабельности продаж, т.е. при росте затрат на реализованную продукцию более высокими темпами, чем выручка от реализации, рентабельность продаж снизится и, наоборот.

Себестоимость реализованной  продукции не равна себестоимости  произведенной. Различия в темпах роста  себестоимости произведенной и  реализованной продукции показывают тенденции изменения рентабельности продаж в следующем периоде, когда  будет реализованы остатки готовой продукции отчетного периода. Так, если себестоимость произведенной продукции увеличилась более медленными темпами, чем реализованной, можно предположить, что в следующем периоде при прочих равных условиях рентабельность продаж повысится.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции, работ и услуг (на примере ОАО «Витебские ковры»)