Анализ розничного товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ розничного товарооборота на примере конкретного предприятия, а также разработка рекомендаций по совершенствованию аналитической работы.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы розничного товарооборота в экономической литературе, его сущность, направления развития, резервы роста и информационное обеспечение
- провести анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота по общему объему, составу и структуре и факторный анализ розничного товарооборота.
- проанализировать ритмичность и равномерность розничного товарооборота.
- выявить и обобщить упущенные возможности и прогнозные резервы роста розничного товарооборота, улучшения его структуры, повышения качества обслуживания покупателей.
- разработать рекомендации по использованию в анализе товарооборота современных информационных технологий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………5
1 Розничная реализация товаров как объект анализа хозяйственной деятельности…………………………………………………………………………7
1.1 Экономическая сущность, направления развития и резервы роста розничного товарооборота………………………………………………………….7
1.2 Информационное обеспечение розничного товарооборота…………..13
1.3 Организационно-экономические особенности деятельности ОАО «Заводской райпищеторг»………………………………………………………….15
2 Анализ розничного товарооборота……………………………………….20
2.1 Анализ динамики розничного товарооборота по общему объему, составу и структуре………………………………………………………………..20
2.2 Анализ равномерности и ритмичности развития розничного товарооборота…………………………………………………………………………..22
2.3 Факторный анализ розничного товарооборота……………………….24
2.4 Выявление и обобщение упущенных возможностей и прогнозных резервов роста розничного товарооборота, улучшения его структуры, повышения качества обслуживания покупателей………………………………….......35
2.5 Разработка рекомендаций по использованию в анализе товарооборота современных информационных технологий…………………………………..47
Заключение…………………………………………………………………..40
Список использованных источников………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

мой курсач.doc

— 393.50 Кб (Скачать документ)

Источник: собственная разработка с использованием программы «Лучший год»

     Показатели финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Заводской райпищеторг» за 2010 и 2009 гг. и их динамика представлены в Приложении Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ  розничного товарооборота.

2.1 Анализ  динамики розничного товарооборота  по общему объему, составу и структуре.

 

Для проведения анализа розничного товарооборота  необходимо использовать:

- данные о  социально-экономических показателях деятельности торговой организации;

- плановые показатели (план розничного товарооборота,  нормативы товарных запасов текущего хранения);

- оперативные  материалы, характеризующие состояние  торговли;

- отчётные данные статистической  и бухгалтерской отчётности.

Основными формами, используемыми для анализа деятельности организации являются баланс [Приложение  К, Л], приложение к бухгалтерскому балансу, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении источников собственных средств, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка к бухгалтерскому балансу [Приложение Д].

Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма №1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров» (срочная, месячная), форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле» (полугодовая и годовая).

Фактический розничный  товарооборот ОАО «Заводской райпищеторг» за 2010 г. составил  млн.руб. Розничный товарооборот торгового предприятия увеличился по сравнению с 2009г. на 5069,9 млн. руб. (127511-122441,2), что составляет 4,1% к фактическому товарообороту прошлого года. Темп роста розничного товарооборота к прошлому году в сопоставимых ценах составил 95,3% (127511:133865*100), т.е. снизился на 4,7 %. Это произошло по следующим причинам:

1) проведение  ремонта магазина №22 и реконструкция  кафетерия в магазине №52

2) уменьшение  покупательских потоков вследствие  открытия гипермаркетов в микрорайонах Шабаны и Чижовка.

Необходимо  отметить, что 6 магазинов из 17 (№№8, 22, 24, 30, 43) все-таки обеспечили рост товарооборота  в сопоставимых ценах к прошлому году [Приложение Д ].

Анализ динамики розничного товарооборота проведем за 3 года в следующей таблице:

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Анализ динамики розничного товарооборота за 2008-2010гг.

 Розничный  товарооборот, млн. руб.                    

 

в действующих ценах

Год

Базисные  темпы роста в % к 2008 году

Цепные  темпы роста, %

2008

2009

2010

2009

2010

2009/2008

2010/2009

115219

122441,2

127511,1

106,269

110,669

106,269

104,141

В сопоставимых ценах

132651

133865

127256,6 

100,915

95,9 

100,915

95,1




Источник: собственная разработка [Приложение Д, Е, Ж, З].

Из таблицы  видно, что за 3 года объем товарооборота  вырос всего на 10,669 %.

Рассмотрим  розничный товарооборот по товарным группам. Он представлен в таблице 4:

Таблица 4. Розничный товарооборот ОАО «Заводской райпищеторг» по товарным группам за 2010 г.

Наименование  товарных групп товаров

Продано в розницу

Удельный вес

Всего

Из него отечественного производства

всего в розничном товарообороте

Товаров отечественного производства в розничном товарообороте

2

3

4

5

6

Мясо и птица

7301

7238

5,696251911

5,64709921

Колбасные изделия  и копчености

15252

15252

11,89963487

11,89963487

Рыба и морепродукты пищевые, включая сельди

2273

1456

1,773398246

1,135973536

Масло животное

1615

1615

1,260025591

1,260025591

Масло растительное

849

138

0,662391162

0,107667821

Маргариновая  продукция

148

135

0,115469837

0,105327217

Майонезная  продукция

945

848

0,737290516

0,66161096


Продолжение таблицы 4

Молоко и  молочная продукция

12501

11789

9,753300253

9,197796711

Сыр

2651

2615

2,068314452

2,040227195

Консервы мясные

752

737

0,586711606

0,575008582

Консервы рыбные

1329

1075

1,036887932

0,838716724

Консервы овощные

1507

872

1,175763817

0,680335799

Консервы фруктово-ягодные

2095

1405

1,634522361

1,096183254

Яйца и яйцепродукты

1566

1566

1,221795712

1,221795712

Сахар

1803

1753

1,406703492

1,367693412

Кондитерские  изделия

9405

7172

7,337796087

5,595605905

Чай

676

27

0,527416284

0,021065443

Кофе

985

37

0,76849858

0,028867459

Соль

108

44

0,084261773

0,034328871

Мука

403

374

0,314421246

0,2917954

Хлеб и хлебобулочные  изделия

8585

8290

6,698030771

6,467871298

Крупа и бобовые

1230

756

0,959647973

0,589832413

Макаронные  изделия

568

211

0,443154511

0,164622538

Картофель

1217

580

0,949505352

0,45251693

Овощи

1870

1438

1,458977

1,121929907

Плоды, ягоды, виноград, арбузы и дыни

2907

749

2,268046063

0,584371001

Водка и ликероводочные изделия

14822

14571

11,56414818

11,36831757


Продолжение таблицы 4

Вино

6253

5759

4,87860063

4,493181038

Коньяк 

598

430

0,466560559

0,33548669

Шампанское (кроме  безалкогольного)

1130

1108

0,881627813

0,864463377

Пиво (кроме  безалкогольного)

5689

4654

4,438566926

3,631058265

Безалкогольные  напитки

4155

3820

3,241737665

2,980370128

Мороженое

2172

2167

1,694597884

1,690696876

Другие продовольственные товары

2426

1266

1,892769092

0,987735231

Итого продовольственных товаров

117786

101947

91,89682614

79,53921293

Хлопчатобумажные ткани

1

1

0,000780202

0,000780202

Одежда и  белье

2

2

0,001560403

0,001560403

Верхний трикотаж, прочие изделия верхнего трикотажа

7

7

0,005461411

0,005461411

Бельевой трикотаж

9

9

0,007021814

0,007021814

Чулочно-носочные изделия

64

58

0,049932903

0,045251693

Мыло хозяйственное

31

27

0,02418625

0,021065443

Синтетические моющие средства

115

26

0,089723184

0,020285242

Мыло туалетное

113

77

0,088162781

0,060075524

Парфюмерно-косметические  товары

326

112

0,254345723

0,08738258


 

Окончание таблицы 4

Табачные изделия  и махорка

7570

7151

5,906126143

5,579221671

Спички

58

58

0,045251693

0,045251693

Металлическая посуда

2

 

0,001560403

0

Стеклянная  посуда

10

1

0,007802016

0,000780202

Фарфоро-фаянсовая  и керамическая посуда

9

 

0,007021814

0

Электротовары

2

2

0,001560403

0,001560403

Бумажно-беловые  товары

284

192

0,221577256

0,149798708

Школьно-письменные и канцелярские принадлежности, канцелярские машины

11

 

0,008582218

0

Печатные издания

121

101

0,094404394

0,078800362

Игрушки

69

21

0,053833911

0,016384234

Хозяйственные товары

317

134

0,247323908

0,104547015

Товары бытовой  химии

170

43

0,132634273

0,033548669

Другие непродовольственные товары

647

103

0,504790438

0,080360765

Итого непродовольственных  товаров

10386

8419

8,10317386

6,568517305

Всего товаров 

128172

110366

100

86,10773024


     Источник: собственная разработка [Приложение Е, З]

 

В структуре  розничного товарооборота ОАО «Заводской райпищеторг» наибольший вес занимают продовольственные товары, а именно следующие товарные группы: мясо и птица – 5, 70%; колбасные изделия – 11, 90%; молоко и молочные продукты – 9, 75%; кондитерские изделия – 7, 25%;  хлеб и х/б изделия - 6, 70%; алкогольные напитки – 22, 23%.

Из непродовольственных товаров -  табачные изделия – 5,91%.

Удельный вес продажи товаров отечественного производства в общем объеме товарооборота за 2010 год составил 86,1%.

Открытие гипермаркетов  в микрорайонах Шабаны и Чижовка  привело к снижению удельного  веса в общем объеме розничного товарооборота  мяса и птицы, колбасных изделий, масла животного, майонезной продукции, молока и молочных продуктов, сахара, кондитерских изделий, алкогольных напитков.

Однако необходимо отметить, что вырос удельных вес  безалкогольных напитков, овощей и  фруктов, консервов фруктово-ягодных – как следствие повышения культуры питания населения.

 

 

2.2 Анализ равномерности и ритмичности развития розничного товарооборота.

 

Анализ розничного товарооборота за год дополняется  анализом товарооборота в разрезе кварталов и месяцев. При этом строятся аналитические таблицы, на основании данных которых строятся графики и рассчитываются коэффициенты ритмичности и равномерности.

По кварталам  розничный товарооборот ОАО «Заводской райпищеторг» распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом  товарообороте занимает оборот четвертого квартала - свыше 280%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 22%.

Ритмичность развития розничного товарооборота предприятия  по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы:

Таблица 5. Розничный товарооборот ОАО «Заводской райпищеторг»  по кварталам 2009-2010 гг.

 

 

Кварталы

 

 

 

 

 

 

2009 год

 

 

 

2010 год

 

 

Отклонение в

сумме

(+,-)

 

 

 

2010 год в

% к

2009 году

 

 

 

 

 

Сумма,

млн. руб. 

 

 

Удельный

вес, % 

 

 

Сумма,

млн. руб. 

 

 

Удельный

вес, % 

 

 

1

2

3

4

5

6

7


 

Окончание таблицы 5

1

30223

24,6837

28346

22,230

-1877

93,7895

2

31977

26,1163

31181

24,454

-796

97,5107

3

31270

25,5388

32182

25,239

912

102,9165

4

28971

23,6612

35802

28,077

6831

123,5788

Всего за год

122441

100

127511

100

5070

104,4489

Информация о работе Анализ розничного товарооборота