Анализ отчета о прибылях и убытках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:14, курсовая работа

Описание

Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретические основы методики анализа отчета о прибылях и убытках. 5
Организационно-экономическая характеристика ОАО «Городской молочный завод» 10
Анализ динамики и состава прибыли. 13
Факторный анализ прибыли ОАО «ГМЗ». 16
Анализ показателей рентабельности ОАО «ГМЗ» г. Кирово-Чепецк. 19
Факторный анализ рентабельности собственного капитала ОАО «ГМЗ». 22
Факторный анализ рентабельности активов ОАО «ГМЗ». 24
Заключение. 28
Список использованной литературы. 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая по КЭА.docx

— 69.14 Кб (Скачать документ)

Таким образом, влияние сдвигов  в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 48664 – (53968*0,928) = -1418 тыс. рублей.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной  продукции увеличился удельный вес  продукции с меньшим уровнем  доходности.

Влияние изменения  себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: 509440 – (497802*0,928) = 47480 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

Влияние изменения  коммерческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет увеличения суммы коммерческих расходов прибыль снизилась на 10542 тыс. рублей (19734-30276).

Для определения влияния цен реализации продукции на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 562180 - 530358 =31822 тыс. рублей.

Подводя итог, посчитаем  общее влияние всех перечисленных  факторов:

    • влияние объема продаж -3886 тыс. рублей;
    • влияние структуры ассортимента реализованной продукции -1418 тыс. рублей;
    • влияние себестоимости -47480тыс. рублей;
    • влияние величины коммерческих расходов -10542 тыс. рублей;
    • влияние цен реализации +31822 тыс. рублей;
    • общее влияние факторов -31504 тыс. рублей.

Значительный рост себестоимости  продукции произошел в основном за счет повышения цен на сырье  и материалы. Кроме этого, на сумму  прибыли оказало отрицательное  влияние уменьшение объема продаж и  негативные сдвиги в ассортименте продукции, а так же увеличение суммы коммерческих расходов. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано только повышением реализационных цен. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров.

5. Анализ показателей рентабельности ОАО «ГМЗ» г. Кирово-Чепецк.

 

Об эффективности использования  ресурсов предприятия, способности  получать доходы и прибыль судят  по показателям рентабельности. Данные показатели отражают как финансовое положение предприятия, так и  эффективность управления хозяйственной  деятельностью, имеющимися активами и  вложенным собственниками капиталом.

Доходность, т.е. прибыльность предприятия, может быть оценена  при помощи как абсолютных, так  и относительных показателей. Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т.е. в  рублях. Относительные показатели характеризуют  рентабельность и измеряются в процентах  или в виде коэффициентов. Показатели рентабельности в гораздо меньшей  мере находятся под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат).

Важнейшим показателем здесь  является рентабельность активов (иначе  — рентабельность имущества). Этот показатель может быть определен  по следующей формуле:

Рентабельность активов  — это прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, деленная на среднюю величину активов; получившееся умножаем на 100%.

Рентабельность активов = (чистая прибыль / среднегодовая величина активов) *100%

Rакт. 2010г. = 29152/353175 * 100% = 8,3%;

Rакт.2011г. = 2,1%

Этот показатель характеризует  прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов.

Рентабельность инвестиций – показатель, отражающий эффективность  использования средств, инвестированных  в предприятие.

Rинв.2010г. = 29152/ (319542+2800)*100% = 9,0 %;

Rинв.2011г. = 2,3 %

Рентабельность собственного капитала отражает долю прибыли в  собственном капитале.

Rск 2010г. = 29152/319542*100% = 9,1%;

Rск 2011г. = 2,4%

Рентабельность основной производственной деятельности (окупаемость  затрат) исчисляется путем отношение  прибыли от продаж к сумме затрат по реализованной продукции. Она  показывает, сколько предприятие  имеет прибыли от продаж с каждого  рубля, затраченного на производство и  реализацию продукции.

Rопд 2010г. = 53968/442204 * 100% = 12,2%;

Rопд 2011г. = 22464/453499*100% = 4,95%

Рентабельность продаж рассчитывается делением чистой прибыли  на сумму  полученной выручки. Характеризует  эффективность производственной и  коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

 

Rпродаж 2010г. = 53968/571504 * 100% = 0,09%;

Rпродаж 2011г. = 0,04%

 

 

Таблица показателей рентабельности

Показатели

2011 год, %

2010 год, %

Отклонения, %

1.Рентабельность активов

2,20

7,90

-5,70

2.Рентабельность инвестиций 

2,30

9,00

-6,70

3.Рентабельность собственного  капитала

2,40

9,10

-6,70

4.Рентабельность основной  производственной деятельности

4,95

12,20

-7,25

5. Рентабельность продаж

0,04

0,09

-0,05


 

Как видно из таблицы фактический уровень рентабельности активов за 2011 году снизился на 5,7%. Это говорит о том, что предприятие использует имеющиеся активы не достаточно эффективно. Отрицательным моментом является снижение данного показателя, что свидетельствует об уменьшении эффективности использования имущества.

Рентабельность инвестиций также снизилась на 6,7%. Это может повлиять на инвесторов, так как снижение этого показателя говорит о том, что предприятие не эффективно использует инвестиции.

Рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность) характеризует качество использования  капитала и показывает, какую прибыль  получает компания с каждого рубля  собственных средств. Этот коэффициент  является одним из самых важных показателей, используемых в бизнесе, он измеряет общую величину доходов акционеров. Высокое значение данного коэффициента говорит об успехе компании, что ведет к высокому рыночному курсу ее акций и относительной легкости привлечения новых капиталов для ее развития. Данные таблицы свидетельствуют, что в 2011 г. предприятие получало 2,4% прибыли с рубля собственных средств, в 2010 г. эта величина снизилась до 9%. Это говорит о снижении эффективности использования собственных средств.

На 7,25% снизилась рентабельность основной производственной деятельности, причина в снижении суммы прибыли  от продаж, она в свою очередь снизилась почти в 2,5 раза.

Рентабельность продаж снизилась до 0,04%, в 2010 году показатель был равен 0,09%. Снижение значения данного коэффициента оценивается отрицательно, т.к. свидетельствует о снижении эффективности деятельности компании. Основными причинами снижения показателя рентабельности продаж являются рост издержек и падение объемов продаж, так темп роста затрат опережает темп роста прибыли, так в 2011 году затраты увеличились на 2,55%, однако не следует преуменьшать влияние фактора конкурентоспособности продукции компании. На рынке Кировской области присутствует довольно существенное количество конкурирующих компаний со сходными видами деятельности. Возможно, ОАО «ГМЗ» необходимо провести анализ маркетинговой политики, чтобы повысить конкурентоспособность предоставляемых услуг.

Показатели рентабельности ОАО «ГМЗ» находятся на низком уровне, наблюдается снижение эффективности использования имеющихся ресурсов. Далее необходимо определить, какие факторы оказали влияние на изменение показателей рентабельности.

 

6. Факторный анализ рентабельности собственного капитала ОАО «ГМЗ».

 

Показатель

2010

2011

Изменения

1.Чистая прибыль

29152

7766

-21386

2.Выручка

571504

562180

-9324

3.Средняя величина активов

337476

361015

23539

4.Средняя величина собственного  капитала

304966

323425

18459

5.Рентабельность продаж  по чистой прибыли

0,05

0,01

-0,04

6.Коэффициент оборачиваемости  активов

1,69

1,56

-0,14

7.Коэффициент финансовой  зависимости

0,11

0,13

0,02

8.Рентабельность собственного  капитала

0,01

0,003

-0,007


 

Определим влияние факторов на изменение рентабельности собственного капитала методом абсолютных разниц:

Rcк = Rпродаж*Коб*Кфз

где Rcк – рентабельность собственного капитала;

   Rпродаж – рентабельность продаж;

   Коб – коэффициент оборачиваемости активов;

   Кфз – коэффициент финансовой зависимости.

 

∆Rcк (Rпродаж) = ∆Rпродаж*Коб0*Кфз0

∆Rcк (Коб) = Rпродаж1*∆Коб*Кфз0   

∆Rcк (Кфз) = Rпродаж1*Коб1*∆Кфз  

 

Используя формулы, рассчитаем размер влияния факторов на изменение рентабельности собственного капитала:

∆Rcк (Rпродаж) = (-0,04)*1,69*0,11 = -0,007

∆Rcк (Коб) = 0,01*(-0,14)*0,11 = -0,0002

∆Rcк (Кфз) = 0,01*1,56*0,02 = 0,0005

 ∆Rcк общее = -0,007-0,0002+0,0005 = -0,0067

Таким образом, рентабельность собственного капитала снизилась на 0,0067%, в. т.ч. за счет рентабельности продаж произошло снижение на 0,007%, за счет унижения оборачиваемости активов – на 0,67%, за счет доли выручки в собственном капитале – увеличение на 0,0005%. Отсюда следует, что положительное влияние на рентабельность собственного капитала оказало повышение доли выручки в собственном капитале, остальные факторы оказали негативное влияние.

7. Факторный анализ рентабельности  активов ОАО «ГМЗ».

 

Показатель

2010

2011

Изменения

1.Прибыль до налогообложения

39550

9470

-30080

2.Выручка

571504

562180

-9324

3.Средняя величина активов

337476

361015

23539

4.Рентабельность продаж

0,07

0,02

-0,05

6.Коэффициент оборачиваемости  активов

1,69

1,56

-0,14

8.Рентабельность активов

0,12

0,03

-0,09


 

Определим влияние факторов методом абсолютных разниц:

Rа = Rпродаж*Коб 

где Rа – рентабельность активов.

∆Rа (Rпродаж) = ∆Rпродаж*Коб0

∆Rа (Коб) = Rпродаж1*∆Коб 

Проведем расчет:

∆Rа (Rпродаж) = (-0,05)*1,69 =- 0,0845

∆Rа (Коб) = 0,02*(-0,14) = -0,0028

∆Rа общее = (-0,0845) + (-0,0028) = -0,0873 = - 0,09

Таким образом, рентабельность активов в 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшилась на 0,09%, в том числе за счет снижения рентабельности продаж на 0,05% произошло снижение рентабельности активов на 0,08%, за счет снижения оборачиваемости активов на 0,14 – уменьшение на 0,003%.

Рентабельность продаж на предприятии снизилась, что оказало  негативное влияние на экономическую  рентабельность.

Заключительным моментом анализа отчета о прибылях и убытках  является проверка выполнения «золотого  правила экономики предприятия»:

ТР Пр > ТР Вр > ТР А > 100%  

где  ТР Пр - темп роста прибыли;

 ТР Вр - темп роста выручки;

 ТР А - темп роста активов.

Эта зависимость означает, что:

а) экономический потенциал  предприятия возрастает;

б) по сравнению с увеличением  экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, т. е. ресурсы предприятия используются более эффективно;

в) прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как  правило, об относительном снижении издержек производства и обращения.

Проверим выполнение «золотого  правила экономики» в ОАО «ГМЗ».

Показатель

2010

2011

Изменения

1.Прибыль до налогообложения

39550

9470

-30080

2.Выручка

571504

562180

-9324

3.Средняя величина активов

337476

361015

23539

4.Темп изменения прибыли,%

0,24

5.Темп изменения выручки,%

0,98

6.Темп изменения активов,%

1,07


 

ТрПр<ТрВр<ТрА>1005

Таким образом, по данным таблицы можно сделать вывод, что золотое правило экономики предприятия в ОАО «ГМЗ» не выполняется, т.к. темп роста прибыли ниже темпа роста выручки. Однако необходимо отметить, что в отдельных случаях (активное инвестирование, освоение новых сфер деятельности) «золотое правило» может в краткосрочном периоде не выполняться, однако, это еще не означает, что в долгосрочном периоде предприятие действует неэффективно. На данном этапе своего развития ОАО «ГМЗ» ведет активную инвестиционную деятельность в целях повышения конкурентоспособности своих услуг, возможно именно с этим связано невыполнение «золотого правила экономики предприятия» в анализируемом периоде.

Информация о работе Анализ отчета о прибылях и убытках