Анализ отчета о прибылях и убытках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:14, курсовая работа

Описание

Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретические основы методики анализа отчета о прибылях и убытках. 5
Организационно-экономическая характеристика ОАО «Городской молочный завод» 10
Анализ динамики и состава прибыли. 13
Факторный анализ прибыли ОАО «ГМЗ». 16
Анализ показателей рентабельности ОАО «ГМЗ» г. Кирово-Чепецк. 19
Факторный анализ рентабельности собственного капитала ОАО «ГМЗ». 22
Факторный анализ рентабельности активов ОАО «ГМЗ». 24
Заключение. 28
Список использованной литературы. 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая по КЭА.docx

— 69.14 Кб (Скачать документ)

Со 2 июля 1996 года завод переживает свое второе рождение. После длительного  кризиса начали перерабатывать до 4 тонн молока в сутки. Новый директор смог поставить завод на ноги, постепенно войти в доверие к поставщикам  сырья, завоевать заново любовь и  доверие покупателей. Прошла реорганизация  форм собственности – из ПК (производственного кооператива) в ОАО.

Организационно-правовая форма  предприятия «Городской молочный завод» - открытое акционерное общество. Учредительный документ – устав, действующий с 2005г.

Органами  управления общества являются:

  • общее собрание акционеров;
  • наблюдательный совет;
  • единоличный исполнительный орган (директор).

     На  предприятии  предусмотрен обязательный внешний  аудит, для чего ежегодно общим  собранием принимается решение  о выборе аудитора.     Размер  уставного капитала 84756 рублей. Количество акций 24216, номиналом  3 рубля 50 копеек каждая.

     В обществе  создан резервный фонд в   размере 15%  уставного капитала  общества. Величина ежегодных отчислений  в резервный фонд общества  составляет 5% от чистой прибыли  общества.

Целью общества является извлечение прибыли. Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

  1. производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  2. производство товаров народного потребления, промышленных товаров, товаров производственно-технического назначения реализация продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках;
  3. строительно-монтажные, конструкторские, пусконаладочные работы;
  4. проектирование, монтаж, наладка и ремонт оборудования;
  5. операции по экспорту и импорту товаров производственно-технического назначения и услуг;
  6. оказание транспортных и экспедиционных услуг физическим и юридическим лицам;
  7. посредническая и торговая деятельность оптовая и розничная на территории Российской Федерации и за рубежом;
  8. лизинговая деятельность;
  9. рекламная, редакционно-издательская и информационная деятельность;
  10. производство и переработка сельскохозяйственной продукции.

ОАО «Городской молочный завод» - многопрофильное предприятие, объединяющее в себе переработку  молока, сервисное  обслуживание поставщиков этого  сырья, снабжение крестьянских хозяйств топливом, запасными частями, моющими  материалами, минеральными удобрениями, холодильным и другим производственным оборудованием.

    Сегодня ежедневно  более 100 тонн молока поступает  из 23 хозяйств районов области  (Фаленского, Зуевского, Верхошижимского, Куменского, Немского, Сунского, Нолинского). С участием предприятия создано ООО «Агрофирма «Двуречье». В общество вошли сельхозпредприятия «Фатеевское», «им. Кирова»,  «Кстининское», и Опытная станция. Цель создания агрофирмы - увеличение производства продукции за счет получения качественного сырьем. Со многими сельхозпредприятиями ОАО «ГМЗ» работает уже на протяжении многих лет.

    ОАО «Городской  молочный завод» является вторым  в Кировской области по мощности, выпуску и реализации продукции. По объемам переработки молоко Общество относится к среднему предприятию. Объем переработанного молока в 2011 году составил более 30 тысяч тонн. Предприятие имеет свои товарные знаки, позволяющие выделить   продукцию среди аналогов.

На предприятии в данное время трудится 229 человек. Продукция предприятия поставляется около 200 потребителям.

Чтение отчетности — информационное ознакомление с финансовым положением организации по данным баланса, приложений к нему и отчета о прибылях и  убытках. Чтение отчетности является начальным  этапом, в ходе которого пользователь предварительно знакомится с предприятием. По данным бухгалтерской отчетности пользователь судит об имущественном  положении предприятия, характере  его деятельности, соотношении средств  по их видам в составе активов, величине собственных и заемных  средств и т.п.

 Чтение отчета о прибылях и убытках позволяет увидеть порядок формирования конечного финансового результата предприятия, величину этого результата как от реализации товаров, продукции, работ, услуг, так и от прочих операций, сумму причитающихся платежей бюджету по налогу на прибыль и другим налогам из чистой прибыли, а также сумму остающейся в распоряжении предприятия чистой прибыли. Все эти данные пользователю представляются за отчетный и предыдущий годы.

Так, по отчету о прибылях и убытках за 2011г., ОАО “ГМЗ”, при чистой прибыли, полученной в отчетном году (7 766 тыс. руб.), имело прибыль в сумме 22 464 тыс. руб. от реализации молочной продукции (основной уставной деятельности), а в предыдущем отчетному году при чистой прибыли 29 152 тыс. руб., ОАО «ГМЗ» получило прибыль от продаж в сумме 53 968 тыс. руб..

 Прибыль отчетного  года сформировалась за счет  доходов, полученных от реализации продукции.

 Чтение отчетности  дает пользователям большую, но  не исчерпывающуюся информацию  о предприятии. Для более детального  рассмотрения деятельности предприятия  используются другие приемы анализа.

 Для проведения анализа  отчета о прибылях и убытках  с помощью других приемов составляются  специальные аналитические таблицы.  В эти таблицы заносятся данные, исчисленные по исходному отчету (с укрупненными или преобразованными  показателями) и представленные  в виде процентов или коэффициентов.  При определенной взаимосвязи  между двумя показателями, по  относительным величинам этих  показателей проводится сравнительный  анализ.

Все показатели отчета о  прибылях и убытках при проведении структурного анализа приводятся в  процентах к объему выручки от реализации. Структурный анализ прибыли (доходов, расходов) можно провести по сферам деятельности (операционной, финансовой, инвестиционной). Следует помнить, что порядок составления отчета о прибылях и убытках предусматривает выделение прибыли от реализации, в то время как доходы и расходы от инвестиционной и финансовой деятельности объединены общими показателями.

3. Анализ динамики и состава прибыли.

Анализ финансовых результатов  коммерческой организации начинается с изучения объема, состава, структуры  и динамики прибыли (убытка) до налогообложения  в разрезе основных источников ее формирования, которыми являются прибыль (убыток) от продаж и прибыль (убыток) от прочей деятельности.

По итогам аналитических  расчетов делается вывод о влиянии  изменения суммы связанных с  прочей деятельностью доходов и  расходов в целом и отдельных  их элементов на отклонение величины прибыли (убытка) от прочей деятельности.

По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение суммы чистой прибыли (убытка) изменений  величин определяющих ее элементов.

Таблица показателей для  вертикального и горизонтального  анализа.

№ п/п

Показатель

Код строки

2011, тыс.руб.

2010, тыс.руб.

Горизонтальный анализ (отклонения) итогов 2011 по сравнению с 2010 г.

Вертикальный анализ по годам, %

тыс. руб. (гр. 4-гр. 5)

% (гр. 6/ гр. 5 * 100%)

2011 год (гр.4/ гр.4, стр. 3 * 100%)

2010 год (гр.5/ гр. 5, стр. 3 * 100%)

Изменение доли (гр. 8-- гр. 9)

2

1. Доходы и расходы по обычным  видам деятельность

3

 Выручка 

10

562180

571504

 -9324

-1,63

100,00

100,00

-

4

 Себестоимость 

20

509440

497802

11638

2,34

90,62

87,1

3,52

5

 Валовая прибыль 

29

52740

73702

-20962

-28,4

9,38

12,9

-3,52

6

 Коммерческие расходы 

30

30276

19734

10542

53,42

5,39

3,45

1,94

7

 Управленческие расходы 

40

-

-

-

-

-

-

-

8

 Прибыль (убыток) от продаж 

50

22464

53968

-31504

-58,38

3,99

9,44

-5,45

9

II. Прочие доходы и расходы

10

 Проценты к получению 

60

2099

4630

-2531

-54,67

0,37

0,81

-0,44

11

 Проценты к уплате 

70

304

-

304

-

0,05

-

0,05

12

 Доходы от участия в других  организациях 

80

-

20

-20

- 1

-

0,003

-0,003

14

 Прочие доходы 

90

28688

33909

-5221

-15,4

5,1

5,93

-0,83

15

 Прочие расходы 

100

43477

52977

-9500

-17,93

7,73

9,27

-1,54

16

 Прибыль (убыток) до налогообложения 

140

9470

39550

-30080

-76,1

1,68

6,92

-5,24

17

 Текущий налог на прибыль 

150

1059

9461

-8402

-88,8

0,19

1,65

-1,46

18

 Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода 

190

7766

29152

-21386

-73,4

1,38

5,1

-3,72


 

В первую очередь, как правило, интересует абсолютное и относительное  изменение показателей за период (горизонтальный анализ). Проиллюстрируем  это на цифрах, приведенных в таблице. Коммерческие расходы  увеличились  на 10542 тыс. рублей (на 53,42%), тогда как выручка предприятия и валовая прибыль сократились на 9324 тыс. рублей (1,63%) и 20962 тыс. рублей (28,4%) соответственно. Это косвенно свидетельствует о том, что дополнительные затраты на рекламу и продвижение товаров не оправдали себя. Ожидаемого роста продаж не последовало.

Вертикальный анализ помогает разобраться в том, какие показатели оказали наиболее существенное влияние  на чистую прибыль.

Из таблицы мы видим, что наибольший удельный вес в выручке от продаж занимает себестоимость проданных товаров, в 2011 году она составляла 90,62%, а в 2010 году – 87,1%, а наименьший удельный вес в выручке от продаж занимают налоги, в 2011 году они составили 0,19%, в 2010 году сумма налогов была выше на 8402 тыс. руб., что значительно выше относительно отчетного периода. На сокращение валовой прибыли повлияло увеличение на 3,52 %  доли себестоимости продукции в выручке компании. Здесь сказался рост материальных затрат. Коммерческие расходы в 2011 году составили 5,39%. Чистая прибыль в 2011 году снизилась на 73,4%, это произошло из-за увеличения суммы коммерческих расходов.

Показатели, рассчитанные и  интерпретированные с помощью какого-либо одного из приведенных приемов анализа, не дают полной картины и не могут  выступать в качестве критерия для  принятия решений пользователями, а  тем более для принятия управленческих решений, без объяснения причин изменения  анализируемых показателей. Поэтому  следует прибегать к совокупности всех методов анализа для наиболее достоверной оценки существующего  финансового положения предприятия  и определения стратегии и  тактики его развития.

4. Факторный анализ прибыли ОАО «ГМЗ».

 

Выявление причин и их влияние  на показатели прибыли – наиболее целесообразно проводить с использованием факторного анализа.

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.

Для проведения анализа составим аналитическую таблицу, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и отчет о прибылях/убытках  компании (1 и 2 форма баланса):

 

Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж.

   

Показатели

Предыдущий период, тыс. руб.

Отчетный период, тыс. руб.

Абсолютное изменение, тыс. руб.

Относительное изменение, %

1

2

3

4

5

Выручка от продажи продукции, работ  или услуг

571504

562180

-9324

- 1,63

Себестоимость

497802

509440

-11638

-2,28

Коммерческие расходы

19734

30276

10542

53,42

Прибыль от продаж

53968

22464

-31504

58,38

Индекс изменения цен

1

1,06

0,06

6,0

Объем реализации в сопоставимых ценах

571504

530358

-41146

-7,2


 

Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.

Выручка от реализации товаров  предприятия в отчетном периоде  составила 562180 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (562180/1,06), который составил 530358 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 92,8% (530358/571504*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 7,2%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 53968 * (-0,072) = - 3886 тыс. рублей.

Необходимо отметить что, основная методическая сложность определения  влияния объема продаж на прибыль  компании связана с трудностями  определения изменения физического  объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в  объеме продаж путем сопоставления  отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных  измерителях. Это возможно тогда, когда  продукция однородна. В большинстве  же случаев реализованная продукция  по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления  в стоимостном выражении. Для  обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и  базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно  в ценах базисного периода).

Индекс изменения цен  на продукцию, работы, услуги рассчитывается путем деления объема реализации отчетного периода на индекс изменения  цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного  периода.

Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен  базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

  • выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 530358 тыс. рублей;
  • фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (497802*0,928) = 461960 тыс. рублей;
  • коммерческие расходы базисного периода 19734 тыс. рублей;
  • прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (530358-461960-19734) = 48664 тыс. рублей.

Информация о работе Анализ отчета о прибылях и убытках