Анализ качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание

Конкурентоспособность - это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны - его ценой. Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.
Понятие конкурентоспособности - это очень важный критерий, характеризующий возможность предприятия существовать на рынке.
Актуальность темы определяется необходимостью совершенствования управления качеством и конкурентоспособностью продукции отечественных товаропроизводителей в условиях трансформационных изменений в конкурентной среде, обусловленных активным вхождением на рынок новых конкурентов, в том числе и зарубежных, а также ростом и качественным усложнением запросов потребителей.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы и значение качества
и конкурентоспособности продукции……………….……………..……………6
1.1. Экономическая сущность качества и конкурентоспособности
продукции предприятия…………………………………………………………..6
1.2. Методика проведения анализа качества и конкурентоспособности продукции предприятия……………………………………………………….….9
Глава 2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции
на предприятии ОАО «Аткарский маслоэкстракционный завод» ………….20
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…..20
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности
предприятия………………………………………………………………..….…29
2.3. Анализ качества продукции ОАО «Аткарский МЭЗ»………..……36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - Анализ качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)

2-й метод.

Табл. 7. Анализ фонда оплаты труда.

Показатель

План

Отчет

Отклонение

   

по å

в %

1) Фонд оплаты  труда ППП (годовой) тыс.руб. (ФОТ)

32187

34103

1916

5,95

2) Среднесписочная  численность ППП чел. (Числ)

371

338

-33

-8,8

3) Среднегодовая  заработная плата 1 работника  ППП руб. (ЗП)

86757

100896

14139

16,3


 

Решаем факторную  модель методом относительных разниц.

ФОТ=Числ*ЗП тыс.руб.

 

1) Влияние снижения  среднесписочной численности персонала на изменение годового фонда оплаты труда ППП:

= тыс.руб.

 

2) Влияние увеличения  среднегодовой заработной платы  на изменение годового фонда  оплаты труда ППП:

 тыс.руб.

 

DФОТ= тыс.руб.

На основании  данных таблицы и приведенных  выше расчетов можно сделать следующие выводы относительно деятельности ОАО "Аткарский МЭЗ" Фонд оплаты труда ППП за анализируемый период увеличился на 1916 тыс.руб. или на 5,95%. На данное отклонение повлияли следующие факторы:

1) Среднесписочна  численность ППП уменьшилась на 33 человека или на 8,98%, что объясняется изменением производственной программы предприятия, механизацией производства.

2) Среднегодовая  заработная плата 1 работника  увеличилась на 14139 рублей или  16,3%, за счет увеличения таких  показателей как: выручка от продажи продукции, среднегодовая выработка работников.

 

 

2.3. Анализ качества  продукции ОАО "Аткарский МЭЗ"

 

Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя  и национальной экономики в целом. Выпуск качественных продуктов питания способствует увеличению объема реализации и рентабельности, росту престижа предприятия. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышению жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостоянию народа [16].

Поэтому необходимо постоянно, целенаправленно и кропотливо работать над повышением уровня качества продукции в сравнении с аналогами  конкурентов.

Обязательным  условием выпуска продукции высокого качества является совершенствование производственно-технической базы предприятия, повышения технического уровня производства [4].

 

 

 

 

Табл. 8. Возрастная структура основного технологического оборудования ООО СРП «Термо-технология».

пп/п

Наименование

Оборудования

Общее

кол-во

шт.

В том числе

До 5 лет

от 5 до 10 лет

от 10 до 15 лет

от 15 до 20 лет

Свыше 20 лет

1

Рабочая стационарная опора

266

22

106

91

40

7

2

Контроллер WAQ 750

47

19

14

7

5

2

3

Исполнительные  механизмы и датчки

230

47

19

52

65

47

 

И ТО Г О:

543

88

139

150

110

56


 

Замена технологического оборудования обусловлена необходимостью расширения ассортимента продукции. Немаловажным фактором выбора фирмы поставщика оборудования являются цена машин и близость поставщика.

Источниками информации для анализа качества продукции могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторных исследований, сведения отделов технического контроля, журналы и графики бездефектной сдачи продукции и другие документы.

К обобщающим показателям, характеризующих качество продукции относятся: показатели технического уровня продукции, показатели соответствия ГОСТов, объем и номенклатура продукции на которую получены сертификаты качества, освоение новых видов продукции, объем и номенклатура продукции на экспорт.

Процесс оценки технологического уровня продукции  включает выбор показателей, характеризующих  свойства продукции, и методов расчета  их количественной оценки.

Одна из главных  задач анализа качества продукции  является изучение динамики обобщающих, индивидуальных и косвенных показателей подробно выполнение плана по их уровню, причины их изменений и оценка выполнения плана по уровню качества продукции.

Показатели  качества продукции анализируются  путем сравнения фактических  данных с предыдущими отчетными периодам, планом.

Табл. 10. Анализ показателей качества продукции.

Показатель

Ед. изм.

2009 год

2010 год

2011 год январь  – сентябрь

Отклонение  от

плана

2010 года

План

факт

Объем продукции

тыс руб.

146588

157120

155320

157623

+303

+1035

Расхода предприятия на брак

тыс руб.

1220,3

1467,6

-

1465,2

-

+24,9

Удельный вес  бракованной продукции

%

0,8

0,9

 

0,9

-

+0,5


 

Данные (табл.10) показывают, что на предприятии в  течение рассматриваемого периода  возросли расходы, связанные с исправлением бракованной продукции с 2009 года на 24,9 тыс. рублей.

 

Табл.11. Анализ качества продукции, участок рассмотрим на примере маргарина 1 «Россиянка» и  маргарина 2 сорта «Жар – печка»

Сорт

Цена за 1 шт., руб.

Выпуск продукции, шт.

Стоимость выпуска, тыс. руб

по цене 1 сорта

план

факт

план

факт

план

факт

1

6100

3948

7485

24002,8

45640,2

24082,8

45640,2

2

3800

52

18

197,6

68,4

317,2

109,8

ИТОГО

-

4000

7500

24280,4

45708,6

24400

45750


 

Средний коэффициент  сортности находим по формуле

К сорт =å (VВПi × Цi) : VВПобщ × Ц (19)

К сорт план = 24280,4 : 24400 *100 =99,5%

К сорт факт = 45708,6 : 45750 *100 = 99,9 %.

Выполнение  плана по качеству - 100,4 %.

Косвенным показателем  качества продукции является брак. Выпуск брака ведет к повышению  себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. Анализ брака позволяет выявить его причины и конкретных виновников, что является неотъемлемой частью рациональной организации производства. Анализ брака следует начинать с изучения причин его возникновения.

Основными причинами  брака могут быть: недостаточный  уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, отступление  от технологического процесса, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий  хранения, перевозки, погрузки. На предприятии ежемесячно проводиться анализ дефектов продукции [6].

Заключение

 

Проблема качества продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

В свою очередь, конкурентоспособность связана  с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно  выделить два основных - уровень  цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Новейший подход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим снижения издержек производства.

Оценка качества продукции представляет собой всестороннее исследование их свойств. Система показателей  качества позволяет охарактеризовать каждое из них и оценить качество в целом. Измерение уровня качества необходимо как для оценки конкурентоспособности изделий, так и для выбора наилучших из ряда альтернативных.

В данной курсовой работе было рассмотрено предприятие ОАО «Аткарский маслоэкстракционный завод». Сортность продукции предприятия из года в год растет и составляет 94,4%. Анализируя изученный материал можно отметить, что данное предприятие имеет хорошее качество выпускаемой продукции и достаточно конкурентоспособно на современном рынке.

 

Список  использованной литературы

 

1. Алексунин  В. А. Международный маркетинг.  Учебное пособие.– М.: 2010 .

2. Акулич И.  Л. Маркетинг: Учебник. – Мн.: Высшая школа, 2009

3. Бланк И.А.  Финансовый менеджмент. - К.: Ника-Центр,  Эльга, 2011.

4. Белявский  И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - М. : «Финансы  и статистика», 2010.

5. Басовский  Л.Е. Маркетинг. М., Инфра - М, 2009.

6. Гончаров В.  И. Менеджмент предприятия. В  2ч. Ч. 2. – Мн.: МИУ, 2010.

7. Голов С.Ф.  Управленческий учет. - К.: Либра, 2011.

8. Деева Н.М., Дедиков О.И. Финансовый анализ. - Учебное пособие. - К. - 2011

9. Ермак Д.  Конкурентоспособность превыше  всего. // НЭГ, № 28, 15 апреля 2010 г.

10. Иваненко  В.В. Финансовый анализ Учебное  пособие. – М.. - 2009;

11. Измайлова  К.В. Современные технологии финансового  анализа  - К.: МАУП, 2010.

12. Измайлова  К.В. Финансовый анализ. Учебное  пособие. - 2-е изд., - К.: МАУП, 2011.

13. Кизим Н.А., Иваниенко В.В. Финансовый анализ. Учебное пособие. – М,. 2010

14. Мазур И.И. Управление качеством: Учеб. пособие – М.: Омега-Л, 2009.

15. Подольская  В.О., Яриш О.В. Финансовый анализ. Учебное пособие. - К.  2011

16. Новицкий  Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством  продукции: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2009.

17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия В.2-е изд. доп. и перераб. М., 2011.

18. Романовский В. М. и др. Финансы предприятий – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2010.

19. Терещенко  О.О. Финансовая деятельность  субъектов хозяйствования - Спб.: КНЕУ, 2008.

20. Шморгун Н.П., Головко И.В. Финансовый анализ. Учебное пособие. - К.  2010;

22. Экономический  анализ: Учебное пособие для студ. ВУЗов спец. Спб:  "Руна", 2009.

23.Экономический  анализ: Учебное пособие для студ. ВУЗов спец. "Учет и аудит". Под ред. проф. Ф.Ф. Бутенца. – М.: , 2010.

24. Юнусов Л.Д.  Анализ конкурентно способности  предприятия. М.: Книга, 2011

25. Якуняева  О.Л. Конкурентно способность  выпускаемой продукции М.: Дрофа, 2010

 




Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции