Анализ источников формирования капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:05, курс лекций

Описание

Руководство предприятия должно четко представлять, за счет каких источников ре­сурсов оно будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы будет вкладывать свой капитал. Забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности лю­бого предприятия.
В условиях рыночной экономики эти во­просы выдвигаются на первый план. Резко повышается значимость финансовых ре­сурсов, с помощью которых осуществляется формирование оптимальной структуры и наращивание производственного потен­циала предприятия, а также финансирова­ние текущей хозяйственной деятельности. От того, каким капиталом располагает субъ­ект хозяйствования, насколько оптимальна его структура, насколько целесообразно он трансформируется в основные и оборотные фонды, зависят финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности. Поэтому анализ наличия, источников формирования капитала имеет исключи­тельно важное значение.

Работа состоит из  1 файл

АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛА.doc

— 575.50 Кб (Скачать документ)


АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛА

1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа

Руководство предприятия должно четко представлять, за счет каких источников ре­сурсов оно будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы будет вкладывать свой капитал. Забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности лю­бого предприятия.

В условиях рыночной экономики эти во­просы выдвигаются на первый план. Резко повышается значимость финансовых ре­сурсов, с помощью которых осуществляется формирование оптимальной структуры и наращивание производственного потен­циала предприятия, а также финансирова­ние текущей хозяйственной деятельности. От того, каким капиталом располагает субъ­ект хозяйствования, насколько оптимальна его структура, насколько целесообразно он трансформируется в основные и оборотные фонды, зависят финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности. Поэтому анализ наличия, источников формирования капитала имеет исключи­тельно важное значение.

В процессе анализа необходимо:

1) изучить состав, структуру и дина­мику источников формирования капитала предприятия;

2) установить факторы изменения их величины;

3) определить стоимость отдельных источников капитала и его средневзвешенную цену, установить факторы изменения последней;

4) оценить произошедшие изменения в пассиве баланса с точ­ки зрения повышения уровня финансовой устойчивости пред­приятия;

5)  обосновать оптимальный вариант соотношения собствен­ного и заемного капитала.

Основными источниками информации для анализа форми­рования и размещения капитала предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, о движении капитала, о движении денежных средств, приложение к балансу и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансо­вых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская от­четность, сформированная исходя из правил, установленных нор­мативными актами по бухгалтерскому учету.

2. Содержание бухгалтерского баланса. Порядок отражения в нем хозяйственных операций

Бухгалтерский баланс - способ обобщенного отражения в стои­мостной оценке состояния активов предприятия и источников их образования на определенную дату. По своей форме он пред­ставляет собой таблицу, в которой с одной стороны (в активе) отражаются средства предприятия, а с другой (в пассиве) - ис­точники их образования.

Чтобы глубже понять содержание бухгалтерского баланса, рассмотрим основные хозяйственные операции  порядок их отражения в балансе, а также изменения, которые в нем происходят.

Прежде чем начать дело, надо составить детальный бизнес-план и в первую очередь финансовую ее часть, т.е. все расходы и доходы от бизнеса.

Допустим, вы решили создать акционерное предприятие от­крытого типа по переработке овощей и фруктов. Для этого на­шли подходящее помещение, которое вы можете взять в долго­срочную аренду с правом выкупа. За его аренду вы будете пла­тить по 500 тыс. руб. в месяц.

Вам требуется приобрести лицензию на право заниматься этой деятельностью, стоимость которой 500 тыс. руб. Кроме того, необ­ходимо оборудование, которое стоит 12 000 тыс. руб., и минимум материалов (примерно на 3 млн. руб.), которые потом можно бу­дет периодически пополнять за счет полученной выручки. Взносы учредителей в уставный капитал составляют 10 млн. руб. Осталь­ные 6 млн. руб. вы договорились взять в банке на 12 месяцев под 60% годовых.

Операция 1. Вы открываете в банке расчетный счет для сво­его предприятия и перечисляете средства учредителей на счет предприятия 10 млн. руб. Данная операция показывает, что инве­стировано в дело акционерного капитала на сумму 10 млн. руб. и теперь ваше предприятие, которое следует рассматривать как са­мостоятельную единицу, имеет 10 млн. руб. наличными в банке. Наличность отражается в активе баланса. Но теперь у предпри­ятия есть и обязательство (пассив). Предприятие должно ак­ционерам 10 млн. руб. Эту сумму будем называть уставным ка­питалом.

Сумма имущества (актива) и сумма обязательств (пассива) равны. Что бы фирма ни делала в дальнейшем, общая сумма его активов всегда будет равна общей сумме обязательств. Это пра­вило относится ко всякому бизнесу. Именно поэтому очень важно регистрировать обе стороны каждой сделки (операции). Тогда мы будем знать не только величину имущества (активов) предприятия, но и видеть, откуда появились деньги на оплату активов. Для этого используется уравнение операции - метод записи содержания каждой коммерческой сделки в виде простого математического уравнения, которое показывает нам, от­куда пришли деньги и на что они израсходованы.

Каждое уравнение операции должно быть сбалансировано, а проверочный баланс в любой момент должен показать, что общая сумма всех активов равна общей сумме обязательств по пассиву.

Актив

Сумма, тыс. руб.

Пассив

Сумма, тыс. руб.

Денежные средства

10000

Уставный капитал

10000

Операция 2. Вы получили для своего предприятия кредит в банке на сумму 6 млн. руб. В результате этой операции уве­личивается сумма денежной наличности на счете предприятия и одновременно возникает обязательство по краткосрочным кредитам банка. Заносим эту цифру в графу "Денежные сред­ства" и открываем новую графу в пассиве "Краткосрочные кредиты банка". Сейчас мы знаем, что у предприятия в распо­ряжении 16 млн. руб. денежных средств, из них 10 млн. руб. - собственный капитал и 6 млн. - заемный капитал. В итоге ви­дим, сколько денег имеется и откуда они поступили. Теперь у предприятия достаточно денег, чтобы купить станок, лицен­зию, материалы и т.д. Баланс после этой операции выглядит так:

Актив

Сумма, тыс. руб.

Пассив

Сумма, тыс. руб.

Денежные средства

16000

Уставный капитал

10000

 

 

Кредиты банка

6000

Баланс

16000

Баланс

16000

Операция 3. Приобретено оборудование стоимостью 12 млн. руб. Оно должно быть показано в активе по статье "Основные средства". Одновременно нужно показать уменьшение денеж­ных средств на счете предприятия. Данная операция не повлия­ла на обязательства предприятия, поэтому в пассиве никаких изменений не произошло: часть одного актива заменили на другой. Предприятие все еще имеет 16 млн. руб. активов и 16 млн. руб. обязательств. Активы сейчас состоят из стоимости оборудова­ния (12 млн. руб.) и денежной наличности (4 млн. руб.), а пасси­вы - из собственного капитала (10 млн. руб.) и кредитов банка (6 млн. руб.).

Актив

Сумма, тыс. руб.

Пассив

Сумма, тыс. руб.

Денежные средства

4000

Уставный капитал

10000

Основные средства

12000

Кредиты банка

6000

Баланс

16000

Баланс

16000

Операция 4. Уплачено за лицензию 500 тыс. руб. Это одно­разовый платеж, но в крупной сумме. Сразу списать эту сумму на расходы текущего месяца - значит увеличить себестои­мость продукции и уменьшить сумму прибыли. Эта сумма отно­сится на нематериальные активы и будет списываться на произ­водство постепенно, на протяжении одного года.

Следовательно, в активе добавляется еще одна статья "Нема­териальные активы" на сумму 500 тыс. руб. и одновременно уменьшаются на эту же сумму денежные средства предприятия. Опять изменения произошли только в активе, так как обязатель­ства в связи с этим хозяйственным актом не изменились. В итоге предприятие имеет основных средств на сумму 12 млн. руб., нема­териальных активов 500 тыс. руб. и свободных денежных средств в банке на сумму 3500 тыс. руб., а по пассиву -16 000 тыс. руб. обязательств.

Актив

Сумма, тыс. руб.

Пассив

Сумма, тыс.

руб.

Денежные средства

3500

Уставный капитал

10000

Основные средства

12000

Кредиты банка

6000

Нематериальные активы

500

 

 

Баланс

16000

Баланс

16000

Информация о работе Анализ источников формирования капитала