Анализ использования материальных ресурсов на предприятии (на примере ОАО «ГАММА»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать и рассмотреть состояние и эффективность использования материальных ресурсов на предприятии.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретические основы анализа эффективности использования материальных ресурсов на предприятии;
- провести анализ использования материальных ресурсов исследуемого объекта;
- выполнить индивидуальное задание (группировка данных, корреляционно-регрессионный анализ и дисперсионный анализ материальных ресурсов).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Основные понятия материальных ресурсов на предприятии……………..7
1.2 Существующие методы анализа материальных ресурсов……………...12
2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАММА»
2.1 Общая характеристика предприятия………………………………………18
2.2 Оценка показателей использования материальных ресурсов за 2009-2010 годы………………………………………………………………………………19
3 ОБЩЕЕ ЗАДАНИЕ
3.1 Анализ производства и реализации продукции…………………………..24
3.2 Анализ эффективности использования основных средств……………...26
3.3 Анализ эффективности использования оборотных средств…………….27
3.4 Анализ использования материальных ресурсов…………………………30
3.5 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов……………30
3.6 Анализ себестоимости выпускаемой продукции………………………..31
3.7 Анализ прибыли и рентабельности………………………………………..32
4 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
4.1 Группировка данных………………………………………………………33
4.2 Корелляционно-регрессионный анализ………………………………….34
4.3 Дисперсионный анализ……………………………………………………..36
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

analiz_ispolzovaniya_materialnyh_resursov_na_primere_oao_gam.doc

— 813.00 Кб (Скачать документ)

Из нее видно, что на показатель общей материалоемкости продукции оказывают влияние следующие факторы первого порядка:

1) Изменение коэффициента соотношения всех материальных затрат и прямых материальных затрат ;

2) Изменение материалоемкости продукции по прямым материальным затратам .

Расчет влияния факторов первого порядка можно производить  различными методами: цепных подставок, абсолютных и относительных разниц, логарифмирования и интегрирования и др. Используем способ абсолютных разниц.

К факторам второго и последующих  порядков относятся факторы, влияющие на изменение материалоемкости продукции  по прямым материальным затратам.

Материалоемкость продукции  по прямым материальным затратам можно  рассчитать по формулам:

(вариант 1);

,

(вариант 2),

где - количество i-х изделий, шт./год;

- удельные прямые затраты j-х  материальных ресурсов на производство i-го изделия, тыс. р./кг;

- уровень расхода (норма расхода) j-х материальных ресурсов на i-е изделие, кг/шт.;

- оптовая цена i-го изделия, тыс. р./шт.;

- отпускная цена единицы расхода  j-х материальных ресурсов, потребляемых i-м изделием, тыс. р./кг;

- удельный вес i-х изделий в общей стоимости их выпуска, в долях,

= /ТП,

где – объём произведенной соответственно i–й и всей продукции предприятия, млн р./год;

- удельная материалоёмкость i-го изделия по прямым материальным ресурсам, р./шт.

Из приведенных  формул видно, какие факторы оказывают  влияние на изменение материалоемкости продукции по прямым материальным затратам [13].

Влияние этих факторов на изменение материалоемкости продукции по прямым материальным затратам можно рассчитать способом цепных подстановок (Приложение Б и В).

Методика 2

В соответствии с этой методикой на обобщающий показатель материалоёмкости продукции указывают влияние изменение частных показателей материалоёмкости: сырьеёмкость продукции ( ), полуфабрикатоёмкость продукции ( ), топливоёмкость продукции ( ), энергоёмкость продукции ( ) и материалоёмкость продукции по другим материальным затратам ( ).

При аддитивном типе факторных моделей влияние  факторных показателей первого уровня на результативный показатель определяется прямым счетом путем сравнения соответствующих фактических показателей с их базисным значением (с планом, фактом предыдущего года).

Тогда

На каждый из факторов первого порядка оказывают  влияние те же факторы второго и третьего порядка, что и на общий показатель материалоёмкости продукции, рассмотренное в методике 1 (варианты 1 или 2).

К факторам второго  порядка по варианту 1 (Приложение Б) относятся изменения:

1) структуры произведенной продукции;

2) уровня соответствующих материальных затрат на отдельные изделия, характерных для данного частного показателя материалоёмкости продукции (сырья и материалов, или полуфабрикатов, или топлива, или энергии и других материальных затрат);

3) оптовых цен за единицу расхода соответствующих материальных ресурсов;

4) отпускных цен на продукцию.

Методика анализа влияния факторов второго и третьего порядков (удельной материалоёмкости) на изменение соответствующих частных показателей материалоёмкости продукции аналогична рассмотренной в варианте 1 или 2 с той лишь разницей, что здесь при анализе факторов второго порядка в расчет принимаются:

- не все прямые материальные затраты, а конкретные их виды, в зависимости от того, влияние какого частного показателя оценивается на изменение обобщающего результативного показателя материалоёмкости;

- изменения цен не на все материальные ресурсы, а на конкретные их виды.

Рассмотрим  методику анализа факторов второго  порядка на обобщающий показатель материалоёмкости продукции на примере полуфабрикатоемкости.

Общее изменение  результативного показателя материалоёмкости продукции за счёт её полуфабрикатоемкости:

где - плановая и фактическая полуфабрикатоемкость продукции, р.

;

,

где , - плановое и фактическое  количество i-х изделий, шт./год;

- плановая и фактическая удельная  полуфабрикатоемкость i-х изделий, тыс. р./шт.;

- плановое и фактическое количество  j-х полуфабрикатов затраченных на производство i-х изделий, шт.;

- плановая и фактическая отпускная  цена j-го полуфабриката и комплектующего, используемых на производство i-го изделия, тыс. р./шт.;

- плановая и фактическая отпускная  цена i-го изделия, тыс.р./шт.;

Влияние факторов второго порядка на изменение полуфабрикатоемкости, а, следовательно, и материалоемкости продукции рассчитывается с помощью метода цепных подстановок [17].

Методика 3

В соответствии с этой методикой анализ материалоемкости продукции осуществляется по кратной факторной модели:

где сумма прямых (переменных) и постоянных материальных затрат тыс. р./год.

В итоге материалоемкость продукции зависит от тех же факторов, что и материалоемкость продукции  по прямым материальным затратам по методике 1 (варианты 1 или 2), и суммы постоянных материальных затрат. Влияние этих факторов на изменение общей материалоемкости продукции определяется способом цепных подстановок.

Тогда изменение  общей материалоемкости продукции (по варианту 1 методики 1) за счет изменений:

1.Структуры  произведенной продукции

  

2.Удельных прямых j-х материальных затрат на i-е изделие, всего

  

2.1.Уровня расхода  (нормы расхода) j-х материальных ресурсов на i-е изделие, всего

 

2.2.Оптовой цены  за единицу расхода j-х материальных ресурсов на i-е изделие, всего

3.Суммы постоянных  материальных затрат

   

4.Оптовой цены  за i-е изделие

[13]

Таким образом, в данном пункте мы рассмотрели возможные  методы анализа использования материальных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

         НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАММА»

         2.1 Общая характеристика предприятия

 

Объект  исследования курсовой работы - ОАО «Гамма» располагается по адресу: Комсомольская площадь, дом 102. На территории  17632 работают  1489 человек.

Целью общества является извлечение прибыли. Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

- производство ассортимента чулочно - носочных изделий;

- сдача в  наем (аренду) имущества производственно-технического назначения;

- посредническая, торгово-закупочная и снабженческо-сбытовая  деятельность;

- оказание платных  услуг населению и юридическим  лицам; консультационных, транспортных, инжиниринговых, лизинговых, складских  и т.д.

Организационная структура ОАО «Гамма» представляет собой линейно-функциональную организационную структуру (Приложение Г). При этой структуре линейный руководитель имеет помощников в лице советников, консультантов, специалистов,

Занимаемое  положение - центр России - позволяет выбрать наиболее выгодный сегмент рынка от Москвы до Воронежа, вытеснив конкурирующие предприятия, находящиеся в этом регионе.

Предприятие сможет сконцентрировать свое внимание на крупных потребителях, которые ценят достижения производителей в расширении ассортимента и имеют разветвленную сеть розничной торговли.

Основную долю среди покупателей  продукции ОАО «Гамма» занимает ООО «Траст Сервис»: 27,22% от общего объема.

Продукцию ОАО «Гамма» знают  в более чем 75 регионах Российской Федерации. Предприятие является победителем конкурсов «Лучший отечественный товар» на федеральных оптовых ярмарках.

 

2.2 Оценка  показателей использования материальных ресурсов за

 2009-2010 годы

 

Проведем оценку показателей эффективности использования  материальных ресурсов ОАО «Гамма». Воспользуемся расчетом показателей, которые были рассмотрены в главе 1.

В таблице 2 представлены исходные данные для анализа материальных затрат.

 

Таблица 2 –  Исходные данные для оценки материальных ресурсов ОАО «Гамма» за 2009 – 2010гг

Показатель

Год

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Относительное отклонение, %

2009

2010

Материальные затраты, тыс. руб.

187203

200304

13101

7

Стоимость всей продукции, тыс. руб.

417262

450938

33676

8,07

Себестоимость продукции, тыс. руб.

344179

380278

36099

10,49

Чистая прибыль, тыс. руб.

159263

169162

9899

6,22


 

Материальные  затраты на ОАО «Гамма» ежегодно имеют тенденцию к увеличению, и в 2010 году они равны 200304 тыс. руб. Оставшиеся показатели в данной таблице имеют аналогичную динамику. Это свидетельствует о том, что ОАО «Гамма» наращивает объемы производства. Представим наглядно данные показатели на рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика показателей, характеризующих эффективность использования материальных ресурсов [1]

 

Анализ эффективности использования материальных ресурсов представим в виде таблицы 3.

 

Таблица 3 – Анализ эффективности использования материальных ресурсов ОАО «Гамма» за 2009 – 2010гг

Показатель

Год

Абсолютное  отклонение, тыс. руб.

Относительное отклонение, %

2009

2010

Материалоемкость

0,49

0,44

-0,05

-10,2

Материалоотдача

2,29

2,25

-0,04

-1,7

Уд.вес мат.затрат в  с/б

0,54

0,53

-0,01

-1,9

Коэффициент мат.затрат

0,38

0,46

0,08

21

Прибыль на 1 рубль материальных затрат

0,85

0,84

-0,01

-1,2


 

Материалоемкость продукции имеет тенденцию к понижению за анализируемый период, и к 2010 году она равна 0,44. Это является положительным моментом в деятельности ОАО «Гамма», т.к. величина затрат материальных ресурсов на производство единицы продукции уменьшается.

Материалоотдача уменьшается – к 2010 году меньше на 1,7%. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.).

Удельный вес  материальных затрат в себестоимости продукции практически не изменился за анализируемый период (0,53). Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции, соответственно, изменений не произошло.

Коэффициент материальных затрат сначала увеличился до 0,46. На ОАО «Гамма» наблюдается перерасход материальных ресурсов на производство продукции. То, что данный коэффициент увеличивается, является неблагоприятным моментом в деятельности предприятия.

Прибыль на рубль  материальных затрат – это наиболее обобщающий показатель эффективности использования материальных ресурсов. Данный показатель практически не изменился, и к 2010 году равен 0,84 [12].

Таким образом, повышение эффективности использования  материальных ресурсов обусловливает  сокращение материальных затрат на производство продукции, снижение ее себестоимости и рост прибыли.

Определим влияние  факторов (выручка от реализации продукции  и средняя величина оборотного капитала) на коэффициент оборачиваемости в 2009 – 2010 годах, используя метод цепных подстановок.

Информация о работе Анализ использования материальных ресурсов на предприятии (на примере ОАО «ГАММА»)