Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание

В российской действительности сегодня необходимо уделять особое внимание совершенствованию методик, приемов и способов анализа, выявлению факторов, оказавших влияние на результаты хозяйствования, установлению взаимосвязи и взаимозависимости между этими факторами, степени их влияния на выполнение плана. Интенсивное использование имеющихся резервов производства, общая оценка результатов деятельности предприятия за определенный период и разработка конкретных мероприятий по улучшению его работы – это путь к повышению эффективности деятельности любого предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Значение и сущность управленческого и финансового анализа 4
2. Методика анализа финансово-экономической деятельности предприятия 7
3. Порядок проведения оценки и определения значений показателей, характеризующих финансовую устойчивость коммерческой организации 23
Список использованных источников 28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая АиФХД Дементьева.docx

— 196.55 Кб (Скачать документ)

Московский  Государственный Открытый Университет

имени В.С. Черномырдина

Факультет отраслевой экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

на тему:

 

«Анализ и диагностика финансово-хозяйственной  
деятельности предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса

 специальности 080502

Дементьева Екатерина

Шифр  2410590 

 

Проверил:  Соколова Е.А.

 

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание

Введение 3

1. Значение и сущность управленческого и финансового анализа 4

2. Методика анализа финансово-экономической деятельности предприятия 7

3. Порядок проведения оценки и определения значений показателей, характеризующих финансовую устойчивость коммерческой организации 23

Список использованных источников 28

 

 

Введение

В условиях рыночной экономики финансовый анализ является обязательной и необходимой  составной частью финансового менеджмента  на любом предприятии, желающем стабильно и успешно функционировать в современных условиях.

Создание рыночных отношений предполагает обеспечение перехода к полной окупаемости  и самофинансированию предприятий (понимаются все субъекты хозяйствования), что требует совершенствования рычагов регулирования товарно-денежных отношений: финансов, прибыли, цены, себестоимости и др.

В российской действительности сегодня  необходимо уделять особое внимание совершенствованию методик, приемов и способов анализа, выявлению факторов, оказавших влияние на результаты хозяйствования, установлению взаимосвязи и взаимозависимости между этими факторами, степени их влияния на выполнение плана. Интенсивное использование имеющихся резервов производства, общая оценка результатов деятельности предприятия за определенный период и разработка конкретных мероприятий по улучшению его работы – это путь к повышению эффективности деятельности любого предприятия.

В данной курсовой работе будет проведено общее описание финансового анализа и проанализирована деятельность конкретного предприятия с использованием методов.

 

  1. Значение и сущность управленческого и финансового анализа

В современной рыночной экономике  бухгалтерский учет все более  делится на 2 отрасли: финансовый учет и управленческий учет.

Общая схема содержания анализа хозяйственной деятельности представлена на рис. 1.1.

Финансовый учет решает проблемы взаимоотношений  предприятия с государством и  другими внешними пользователями информации о деятельности предприятия. Финансовый учет и особенно публичная финансовая отчетность регламентируются международными и национальными стандартами, обеспечивающими  интересы внешних пользователей  информации.

Управленческий учет состоит из систематического традиционного учета, направленного на выработку управленческих решений в интересах собственников и администрации предприятия. Управленческий учет не регламентируется государством, его организация и методы определяются руководителем предприятия; в нем на первых план в деятельности бухгалтера выдвигаются управленческие задачи, требующие для своего решения не только знаний традиционной бухгалтерии, особенно учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг, но и технико-экономического планирования, статистики, анализа хозяйственной деятельности. При таком понимании управленческого бухгалтерского учета, собственно бухгалтерский учет, планирование, статистика и анализ хозяйственной деятельности рассматриваются как единое целое. Управленческий бухгалтерский учет организует внутрихозяйственные связи на предприятии. Поэтому управленческий учет называют внутренним в отличие от финансового - внешнего. В содержание как внешнего финансового, так и внутреннего управленческого учета входит анализ хозяйственной деятельности, но его организация, объекты и методы в решении задач финансового и управленческого учета имеют свою специфику.

Субъектами анализа выступают  как непосредственно заинтересованные, так и непосредственно не заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы, поставщики, покупатели, налоговые органы, персонал предприятия и администрация (руководство). Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Следует отметить, что только руководство предприятия может углубить анализ, используя не только данные отчетности, но и данные всей системы хозяйственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

 

Анализ  хозяйственной деятельности





Финансовый  анализ


Управленческий  анализ





Внешний финансовый анализ по данным публичной  отчетности


Внутрихозяйствен-ный финансовый анализ по данным бухгалтерской от-четносити и учета


Внутрихозяйст-венный производ-ственный анализ по данным управлен-ческого учета



 

 

 

Анализ  эффектив-ности авансирования капитала


Анализ  в обосновании и реализации бизнес-планов




 

Анализ  абсолютных показателей прибыли


Анализ  в системе маркетинга




 

Анализ  относитель-ных показателей рентабельности


Комплексный эконо-мический анализ эф-фективности хозяйст-венной деятельности





Анализ  ликвидности, платежеспособности и  рыночной устойчивости


Анализ  технико-орга-низационного уровня и других условий производства



 


Анализ  использо-вания собственного капитала



Анализ  использования производственных ресурсов




Анализ  использова-ния заемных средств



Анализ  объема продукции




Анализ  и рейтинговая оценка предприятия-эмитента


Анализ  взаимосвязи себестоимости, объема продукции и прибыли




 

Рис. 1.1. примерная схема содержания анализа хозяйственной деятельности

Вторая группа пользователей финансовой отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и  не заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы потребителей информации. Это прежде всего аудиторские фирмы, а также консультационные фирмы, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы и другие.

Итак, субъектами внутреннего управленческого  анализа являются только руководство  и привлекаемые ими аудиторы и  консультанты. Информационной базой  управленческого анализа является вся система информации о деятельности предприятия - о технической подготовке производства, нормативная и плановая информация, хозяйственный учет, в  том числе данные оперативного, бухгалтерского и статистического учета и так далее.

Управленческий анализ включает в  свою систему не только производственный, но и финансовый анализ, без которого руководство предприятия не может осуществлять свою финансовую стратегию. В технико-экономических обоснованиях  любого коммерческого дела (бизнес-планах) используются методы как производственного, так и финансового анализа. Так называемый маркетинговый анализ также предусматривает использование методов как производственного, так и финансового анализа в системе маркетинга, т.е. в управлении производством и реализацией продукции, ориентированный на рынок.

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной  деятельности.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами.

Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть все секреты успеха фирмы. Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

    1. анализ абсолютных: показателей прибыли;
    2. анализ относительных показателей рентабельности;
    3. анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
    4. анализ эффективности использования заемного капитала;
    5. экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности.

Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа.

Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и прочие.

Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системы внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности.

Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, то есть в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированных на рынок.

 

  1. Методика анализа финансово-экономической деятельности предприятия

Практика финансового анализа  уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов: - горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой пози-ции отчетности с предыдущим периодом;

- вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

- трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ

- анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчёта или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей; - сравнительный (пространнственный анализ) - это как внутри-хозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы,  дочерних фирм, подразделепий, цехов, так и межхозяиственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

- факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Проанализировав различные методики анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, мы пришли к выводу о целесообразности разделения данного анализа на следуюище блоки:

1) анализ основных технико-экономических показателей-предприятия;

2) общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса предприятия;

    1. анализ финансовой устойчивости предприятия;
    2. анализ ликвидности баланса предприятия;
    3. анализ платежеспособности предприятия;

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия