Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:10, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является анализ доходов, прибыли и рентабельности деятельности ОАО «БМК».
Для решения поставленной цели были сформулированы и поставлены следующие задачи:
1. Ознакомится с целью, задачами, источниками анализа доходов, прибыли организации;
2. Дать организационно – экономическую характеристику предприятия;
3. Произвести анализ прибыли от продаж продукции ОАО «Белгородский молочный комбинат»;
4. Проанализировать рентабельность деятельности ОАО «Белгородский молочный комбинат»;
5. Раскрыть анализ безубыточной деятельности организации.
Изучив динамику рентабельности, далее следует установить факторы их изменения и исчислить влияние этих факторов. Для этих целей используют различные факторные модели. Рассмотрим одну из них.
Рентабельность продаж выразим следующей расчетной формулой:
=
где - выручка от продаж;
- прибыль от продаж.
Рассчитаем влияние этих факторов на рентабельность продаж.
а) Определим влияние изменения прибыли от продаж на изменение рентабельности продаж по формуле:
=( )
- в 2009 году по сравнению с 2008 годом
= ( ) 100 = - 3,456
- в 2010 году по сравнению с 2009 годом
= ( ) 100 = - 10,436
б) определяем влияние изменения выручки от продажи продукции (услуг) на изменение рентабельности продаж по формуле:
=( )
- в 2009 году по сравнению с 2008 годом
= () 100 = 0,702
- в 2010 году по сравнению с 2009 годом
= ( ) 100 = - 0,609
в) Совокупное влияние факторов на рентабельность от продаж определяется по формуле:
=
- в 2009 году по сравнению с 2008 годом
= (- 3,456) + 0,702 = - 2,754
- в 2010 году по сравнению с 2009 годом
= (- 10,436) + (- 0,609) = - 11,045
Факторный анализ рентабельности продаж свидетельствует о том, что рентабельность продаж в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 2,754 процентных пункта, в том числе за счет следующих факторов: снижение прибыли от продаж на 88383 тыс. руб. привело к снижению рентабельности продаж на 3,456 процентных пункта; снижение выручки от продажи продукции на 121935 тыс. руб. привело к увеличению рентабельности продаж на 0,702 процентных пункта.
В свою очередь факторный анализ рентабельности продаж за 2010 год по сравнению с 2009 годом снизился на 11,045 процентных пункта, в том числе за счет следующих факторов: снижение прибыли от продаж на 254151 тыс. руб. привело к снижению рентабельности продаж на 10,436 процентных пункта; увеличение выручки от продажи продукции на 402577 тыс. руб. привело к снижению рентабельности продаж на 0,609 процентных пункта.
Для факторного анализа рентабельности активов возьмем за основу формулу 1:
,
где ЧП – чистая прибыль
- средняя стоимость активов
Рассчитаем влияние этих факторов на рентабельность активов.
а) Определим влияние изменения активов на изменение рентабельности чистой прибыли по формуле:
=( )
- в 2009 году по сравнению с 2008 годом
= ( ) 100 = 1,055
- в 2010 году по сравнению с 2009 годом
= ( ) 100 = - 13,240
б) определяем влияние изменения средней стоимости активов на изменение рентабельности активов по формуле:
=( )
- в 2009 году по сравнению с 2008 годом
= () 100 = - 2,561
- в 2010 году по сравнению с 2009 годом
= ( ) 100 = 0,101
в) Совокупное влияние факторов на рентабельность активов определяется по формуле:
=
- в 2009 году по сравнению с 2008 годом
= 1,055 + (-2,561) = - 1,506
- в 2010 году по сравнению с 2009 годом
= (- 13,240) + 0,101 = - 13,139
Факторный анализ рентабельности активов свидетельствует о том, что рентабельность активов в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 1,506 процентных пункта, в том числе за счет следующих факторов: повышения чистой прибыли на 12623 тыс. руб. привело к увеличению рентабельности активов на 1,055 процентных пункта; увеличение средней стоимости активов на 137561,5 тыс. руб. привело к уменьшению рентабельности активов на 2,561 процентных пункта.
Анализируя
рентабельности активов 2010 года по сравнению
с 2009 годом, наблюдается снижение на
13,139 процентных пункта. На это снижение
повлияли следующие факторы: снижение
чистой прибыли на 176606 тыс. руб. привело
к снижению рентабельности активов
на 13,24 процентных пункта; снижение средней
стоимости активов на 14758,5 тыс. руб.
привело к повышению
5. Анализ
безубыточной деятельности
Расчет
точки безубыточности является одной
из важнейших задач при
Точка безубыточности – это такой объём продукции, при реализации которого выручка от реализации покрывает совокупные затраты компании. В этой точке выручка не позволяет организации получить прибыль, однако убытки тоже отсутствуют. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.
Как известно, существует две модели анализа безубыточности деятельности организации: экономическая и бухгалтерская.
Экономическая модель поведения затрат, объёма производства и прибыли представлена на рисунке №1.
Рисунок 1. Диаграмма безубыточности по экономической модели.
В соответствии с данной моделью предприятие может наращивать объемы продаж только путём уменьшения цены реализации единицы продукции, в результате чего линия выручки от реализации, возрастающая вначале, постепенно замедляет подъём, а затем опускается вниз. Это связано с тем, что в определённый момент положительный эффект от увеличения объёма продаж оказывается ниже отрицательного влияния снижения цен.
Как видно из рисунка 1, линия выручки от реализации пересекает линию общих затрат в двух точках.
Это означает, что в экономической модели безубыточности существует два уровня выпуска и реализации продукции, при которых общие затраты равны выручке от реализации, то есть две точки безубыточности. На поведение совокупных затрат в этой модели наиболее сильное влияние оказывают переменные издержки, изменяющиеся в соответствии с известным эффектом масштаба.
При построении бухгалтерской модели делается допущение о неизменности переменных издержек и цены реализации единицы продукции, в результате чего зависимость выручки от реализации и общих затрат от изменения объёма производства и реализации имеет линейный характер. Диаграмма безубыточности по бухгалтерской модели отражена на рисунке 2.
Рисунок 2. Диаграмма безубыточности по бухгалтерской модели.
Из рисунка 2 видно, что в бухгалтерской модели, в отличии от экономической, одна, а не две точки безубыточности. Поэтому с увеличением объёма производства, зона прибыли расширяется и наиболее прибыльным становится производство при максимальной загрузке производственных мощностей.
При анализе безубыточности по бухгалтерской модели используется не только графический, но и математический подход к отражению и обработке исходной информации о затратах и результатах деятельности предприятия. В соответствии с данной моделью математическая зависимость между прибылью, объёмом производства и затратами имеет следующий вид:
Ппр = pq – c – vq
где, - прибыль от продаж;
p - цена реализации единицы продукции;
q - количество проданных единиц продукции;
c - совокупные постоянные затраты;
v - переменные затраты на единицу продукции.
На основе формулы ( 14 ) легко проводится решение основных задач анализа безубыточности:
Точка безубыточности
- это такой объём продаж продукции,
при реализации которого выручка
от продаж покрывает совокупные затраты.
В этой точке выручка не позволяет
компании получить прибыль, однако убытки
тоже отсутствуют. В соответствии с
чем согласно выражению ( 14 ) формула
для определения точки
= c / (p - v)
Анализ
безубыточности позволяет
= ( + c) / (p - v)
С помощью анализа безубыточности можно также принимать и ценовые решения. На основе формулы (14) (учитывая, что в точке безубыточности =0) минимально допустимая цена за единицу продукции, обеспечивающая покрытие совокупных затрат, будет определяться следующим образом:
= (c + v q) / q
Формула ( 17 ) служит отправной для расчёта цены, которую требуется установить для получения запланированного размера прибыли (Pпл):
= (c + v q + П) / q
Следует
отметить, что математический аппарат
для проведения анализа безубыточности
разработан лишь применительно к
бухгалтерской модели, на основе которой
и ведутся все практические расчёты.
Вместе с тем допущения, положенные
в основу данной модели могут искажать
достоверность результатов
К числу наиболее существенных в бухгалтерской модели относится предположение о неизменности цены реализации единицы продукции. С точки зрения адекватности действительности такое допущение не всегда приемлемо для предприятий.
Заключение
Основной целью курсовой работы являлся анализ доходов, прибыли и рентабельности деятельности ОАО «БМК».
Для решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Ознакомились с целью,
2. Дали организационно –
3. Произвели анализ прибыли от
продаж продукции в ОАО «
4. Проанализировали
5. Раскрыли анализ безубыточной деятельности организации.
При рассмотрении курсовой работы на тему: «анализ доходов, прибыли и рентабельности деятельности организации», - на примере открытого акционерного общества «Белгородский молочный комбинат», показало – что предприятие плохо функционирует, т.к. основные ее характеризующие показатели снизились, как в абсолютном, так и в относительном выражении, что говорит о не эффективной деятельности. За отчетный год предприятие сработало с прибылью в 104502 тыс. руб. Оценивая финансовое состояние организации, следует сказать, что предприятие не является достаточно устойчивым, т.к. велика степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов.
Выяснили, что цель анализа прибыли состоит в выяснении причин, обусловивших изменение прибыли, определении резервов ее роста и подготовке управленческих решений по мобилизации выявленных резервов.
Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли организации. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.
Выяснили,
что при определении
Было выяснено, что расчет точки безубыточности является одной из важнейших задач при планировании реализации товаров, работ и услуг.
Ведь рассчитав точку безубыточности мы увидим при каком объёме продукции, выручка от реализации покрывает совокупные затраты компании. В данной точке выручка не позволяет организации получить прибыль, однако убытки тоже отсутствуют. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.
Список использованных источников
Информация о работе Анализ доходов, прибыли и рентабельности деятельности организации