Анализ доходов, прибыли и рентабельности деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы является анализ доходов, прибыли и рентабельности деятельности ОАО «БМК».
Для решения поставленной цели были сформулированы и поставлены следующие задачи:
1. Ознакомится с целью, задачами, источниками анализа доходов, прибыли организации;
2. Дать организационно – экономическую характеристику предприятия;
3. Произвести анализ прибыли от продаж продукции ОАО «Белгородский молочный комбинат»;
4. Проанализировать рентабельность деятельности ОАО «Белгородский молочный комбинат»;
5. Раскрыть анализ безубыточной деятельности организации.

Работа состоит из  1 файл

полная.docx

— 94.03 Кб (Скачать документ)

 

 

С учетом того, что объем продаж в сопоставимых ценах за период 2009 года составил 2238360,29 тыс. руб., изменение объема продаж, за анализируемый период, составило 87,53% (2238360,29 / 2557271 * 100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 12,47%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 447 036 * (-0,1247) = - 55745,39 тыс. руб..

На основании  данных за 2009 – 2010 гг.

Выручка  от  реализации  товаров  предприятия  в  2010  году  составила 2837913 тыс. руб. Для начала необходимо определить объем продаж в сопоставимых ценах (2837913 / 1), который составил 2837913 тыс. руб. та как индекс цен в 2010 году не изменился по сравнению с 2009 годом. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 116,53% (2837913 / 2435336 * 100%), т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 16,53%. За счет увеличения объема продаж, прибыль от продажи продукции, работ, услуг увеличилась: 358653 * 0,1653  = 59285,34 тыс. руб.

Необходимо  отметить что, основная методическая сложность  определения влияния объема продаж на прибыль организации связана  с трудностями определения изменения  физического объема реализованной  продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем  сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных  или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция  однородна. В большинстве же случаев  реализованная продукция по своему составу является неоднородной и  необходимо производить сопоставления  в стоимостном выражении. Для  обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и  базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно  в ценах базисного периода).

Индекс изменения  цен на продукцию, работы, услуги рассчитывается путем деления объема реализации отчетного периода на индекс изменения  цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

2. Влияние  ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного  периода, исходя из себестоимости и  цен базисного периода, можно  определить с некоторой долей  условности следующим образом:

  • выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода:

1) 2008 – 2009 гг.                   2238360,29 тыс. руб.

2) 2009 – 2010 гг.                   2837913 тыс. руб.

  • фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости:

1) 2008 – 2009 гг.            (1819394 * 0,8753) = 1592515,57 тыс. руб.

2) 2009 – 2010 гг.            (1721200 * 1,1653) = 2005714,36 тыс. руб.

  • коммерческие расходы базисного периода:

1) 2008 – 2009 гг.                   237247 тыс. руб.

2) 2009 – 2010 гг.                   286580 тыс. руб.

  • управленческие расходы базисного периода:

1) 2008 – 2009 гг.                   53594 тыс. руб.

2) 2009 – 2010 гг.                   68903 тыс. руб.

  • прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам:

1) 2008 – 2009 гг.                 (2238360,29 - 1592515,57 - 237247 - 53594)                   = 355003,72 тыс. руб.

2) 2009 – 2010 гг.                 (2837913 - 2005714,36 - 286580 - 68903)                         = 476715,64 тыс. руб.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре  ассортимента на величину прибыли от продаж равно:

  1. 2008 – 2009 гг.     355003,72 – (447036 * 0,8753) =   - 36286,89 тыс.  руб.

Произведенный расчет показывает, что в составе  реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим  уровнем доходности.

  1. 2009 – 2010 гг.      476715,64 – (358653 * 1,1653) =     58777,3 тыс. руб.

Произведенный расчет показывает, что в составе  реализованной продукции, уменьшился удельный вес продукции с большим  уровнем доходности.

3. Влияние  изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:

1) 2008 – 2009 гг.                1721200 – (1819394 * 0,8753) = 128684,43

2) 2009 – 2010 гг.                2393901 – (1721200 * 1,1653) = 388186,64 Себестоимость  реализованной продукции увеличилась,  следовательно, прибыль от продажи  продукции снизилась на ту  же сумму.

4. Влияние  изменения коммерческих и управленческих  расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет увеличения размера коммерческих расходов в 2009 году прибыль снизилась на 49333 тыс. руб. (286580 – 237247), а за счет снижения размера управленческих расходов – на 15309 тыс. рублей (68903 – 53594). В 2010 году уменьшение коммерческих расходов привело к увеличению прибыли на 29602 тыс. руб. (256978 – 286580), а за счет увеличения управленческих расходов прибыль потеряла 13629 тыс. руб. (82532 – 68903).

5. Для определения  влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:

1) 2008 – 2009 гг.            358653 – 447036 = - 88383 тыс. руб.

2) 2009 – 2010 гг.            104502 – 358653 = - 254151 тыс. руб.

Общее влияние  всех перечисленных факторов, влияющих на прибыль организации, представлено в таблице 3 «исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж»:

Таблица 3

Исходные  данные для факторного анализа прибыли  от продаж

факторы

сумма

2009 г./2008 г.

2009 г./2008 г.

1

влияние объема продаж

- 55745,39

+ 59285,34

2

влияние структуры ассортимента реализованной  продукции

- 36286,89

+ 58777,3

3

влияние себестоимости

- 128684,43

- 388186,64

4

влияние величины коммерческих расходов

- 15309

+ 29602

5

влияние величины управленческих расходов

- 49333

- 13629

6

влияние цен реализации

+ 196975,71

0

7

общее влияние факторов

- 88383

- 254151


 

Рассмотрев  все факторы, влияющие на прибыль  организации, можно сделать вывод  о том, что за период 2008 – 2009 гг. положительным  влиянием на прибыль организации  было только увеличение цен реализации. Остальные факторы только уменьшали  объем прибыли организации

В свою очередь  за период 2009 – 2010 гг. значительный рост себестоимости продукции произошел  в основном за счет повышения цен  на сырье и материалы. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное  влияние увеличение величины управленческих расходов. Отрицательное воздействие  перечисленных факторов не смогло компенсировать положительное изменение в ассортименте реализованной продукции, а так  же увеличение объема продаж и снижение величины коммерческих расходов. Следовательно, результатом снижения прибыли предприятия  является увеличение управленческих расходов и увеличение себестоимости товаров, работ и услуг.

 

4. Анализ  рентабельности деятельности 

ОАО «Белгородский  молочный комбинат»

 

При определении  эффективности особое внимание уделяют  оценке рентабельности организации. Чем  больше показатели рентабельности, тем  надежнее организация, тем больше у  нее шансов для развития, т.е. расширения деятельности, материального стимулирования. Показатели рентабельности характеризуют  эффективность работы организации  в целом, доходность деятельности, окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль отражают окончательные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности  организации  и   как  инструмент  в  инвестиционной  политике  и ценообразовании.

Рентабельность  – это синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности предприятия за определённый период, является обязательным элементом анализа  доходов и прибыли. При этом измеряется доходность организации с различных  позиций. Для анализа используются показатели первой и второй группы – это показатели рентабельности продукции и продаж. Они отражаются в отчётности организации (форма  «Отчет о прибылях и убытках»).

Показатели рентабельности можно  объединить в несколько групп:

  1. показатели, характеризующие окупаемость инвестиционных проектов;
  2. показатели, характеризующие прибыльность продаж;
  3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все показатели могут рассчитываться на основе прибыли  от продажи продукции и чистой прибыли, прибыли до налогообложения.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются все активы предприятия и инвестиционный капитал:

  1. Рентабельность активов (RA) определяется как отношение чистой прибыли (ЧП) к средней величине активов организации за определенный период ():

                                                               ( 1 )

Этот показатель служит для определения эффективности  использования имеющихся средств (активов).

  1. Рентабельность (доходность) собственного капитала () – финансовая рентабельность - исчисляется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного, заемного, основного, оборотного, производственного капитала.

                                                                   ( 2 )

где – средняя стоимость собственного капитала.

Этот показатель характеризует  эффективность использования собственных  средств акционеров, то есть величину прибыли, полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное акционерное общество и остающуюся в распоряжении организации. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию.

Рентабельность собственного капитала должна обеспечивать окупаемость вложенных в организацию средств.

Вторая группа показателей - рентабельность производственной деятельности формируется  на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности организации. Данные показатели характеризуют прибыльность продукции.

  1. рентабельность продукции (рентабельность затрат) по прибыли от продажи ()

=                                                             ( 3 )

где     ПРП - прибыль от продажи продукции;

- полная себестоимость продукции.

  1. рентабельность продаж или окупаемость инвестиционного проекта определяется отношением полученной или ожидаемой суммы прибыли от продажи продукции. (ПРП) или чистой прибыли (ЧП) к сумме полученной выручки (ВР):

=                                                        ( 4 )

  1. фондорентабельность характеризует эффективность использования основных средств организации:

=                                                            ( 5 )

  1. рентабельность средств или их источников рассчитывается по формуле;

= 100                                                 ( 6 )

В таблице  4 «динамика показателей рентабельности» приведены основные показатели рентабельности, исчисленные на основании прибыли организации (чистой прибыли, прибыли от продаж).

Таблица 4

Динамика  показателей рентабельности ОАО  «БМК» за 2008 – 2010 года

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Абсолютное отклонение, (+/-)

2009 г. от 2008 г.

2010 г. от 2009 г.

1. Рентабельность активов, %

23,775

22,269

9,131

-1,506

-13,139

2. Рентабельность (доходность) собственного  капитала, %

40,762

32,548

11,917

-8,214

-20,630

3. Рентабельность затрат, %

24,571

20,837

4,365

-3,733

-16,472

4. Рентабельность основных средств, %

72,329

68,176

25,220

-4,153

-42,956

5. Рентабельность продаж, %

17,481

14,727

3,682

-2,754

-11,045

6. Рентабельность средств или их  источников, %

37,367

26,888

7,922

-10,479

-18,966

Информация о работе Анализ доходов, прибыли и рентабельности деятельности организации