Тоталитарное сознание как тип политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:34, реферат

Описание

Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века. Категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....3
Глава 1. Основные признаки и особенности тоталитаризма………………………………...4
Глава 2. Исторические формы тоталитаризма………………………………………………..7
Глава 3. Тоталитарное сознание как тип политической культуры………………………...11
Заключение…………………………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

Тоталитаризм как способ осущ. власти.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

    План:

    Введение………………………………………………………………………………………....3

    Глава 1. Основные признаки и особенности  тоталитаризма………………………………...4

    Глава 2. Исторические формы тоталитаризма………………………………………………..7

    Глава 3. Тоталитарное сознание как тип  политической культуры………………………...11

    Заключение…………………………………………………………………………………….17

    Список  литературы……………………………………………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    Теория  государства в зависимости от тех  или  иных  критериев  выделяет виды  политических  режимов,  которые  применялись  в  многовековой  истории государственности.  Эти  виды  представляют  собой  широкий  диапазон  между авторитарным  и   демократическим,   крайними   полюсами   на   всей   шкале политических методов власти

    Термин  «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг.  XX века. Категория, «политический режим», по мнению некоторых  ученых;  в  силу синтетического характера должна была  рассматриваться  в  качестве  синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще  должен  быть исключен  из   состава   формы   государства,   поскольку   функционирование государства  характеризует  не  политический,   а   государственный   режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому  подходам  к  пониманию политического (государственного) режима.

    Авторитарный  режим может существовать в разных  формах.  Но  при  любой форме авторитаризма государственная  власть  реально  не  формируется  и  не контролируется народом. Разновидностью авторитарного режима является тоталитарный режим.

    Тоталитаризм  строится на уничтожении всех естественных корней, связывающих отдельного человека с общественным организмом, всех опор, служащих для человека своеобразными  референтными группами, как, например, нация, соседская родственная община, церковь, реальные, а не официальные организации, союзы, ассоциации, сословия, классы и т.д., на предельной унификации всех связей человека, отношений и выставлений на всеобщее обозрение самых неприкосновенных аспектов частной жизни. Единственной опорой для отдельного человека остаётся государство. Здесь, пожалуй, в наиболее наглядной форме и во вселенских масштабах был реализован принцип "разделяй и властвуй".

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Основные признаки и особенности тоталитарного режима.

    Сам термин появился в конце  20-х  годов,  когда  некоторые  политологи стремились  отделить   социалистическое   государство   от   демократических государств и искали четкое определение  социалистической  государственности.

    Понятие “тоталитаризм” означает  весь,  целый,  полный (от  латинских слов “TOTALITAS ”- цельность, полнота и “TOTALIS” -  весь,  полный,  целый).  Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле  в  начале 20 в. В 1925г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Обычно  под тоталитаризмом понимают политический режим,  основанный  на стремлении  руководства  страны   подчинить   уклад   жизни   людей   одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему  власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

    Тоталитарный  режим  характеризуется,  как  правило,   наличием   одной официальной  идеологии,  которая   формируется   и   задается   общественно- политическим движением, политической партией, правящей элитой,  политическим лидером, «вождем народа», в большинстве  случаев  харизматическим,  а  также стремлением  государства  к  абсолютному  контролю   над   всеми   областями общественной  жизни,  полным  подчинением  человека  политической  власти  и господствующей идеологии. При  этом  власть  и народ мыслятся  как единое целое, неразделимое целое,  актуальным  становится  народ  в  борьбе  против внутренних врагов, власть и народ против враждебного внешнего окружения.

    Идеология  режима  отражается  также  в  том,  что  политический  лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить  свое  решение,  как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно  узнали,  что нацистская Германия больше  не  является  врагом  социализма.  Наоборот,  её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии  буржуазного  Запада.  Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет  до  вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

    В  основе   тоталитарной   идеологии   –   рассмотрение   истории   как закономерного движения к определенной цели (мировое  господство,  построение коммунизма и т.д.)

    Тоталитарный  режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже  ранее  существовавшие  партии,  стремится  разогнать,  запретить   или уничтожить.  Правящая  партия  объявляется  ведущей   силой   общества,   ее установки  рассматриваются  как  священные  догмы.  Конкурирующие   идеи   о социальном переустройстве общества объявляются антинародными,  направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая  партия захватывает  бразды  государственного  управления:   происходит   сращивание партийного и  государственного  аппаратов.  В  результате  этого  становится массовым  явлением  одновременное  занятие   партийной   и   государственной должности, а там, где этого  не  происходит,  государственными  должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

    В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд  сверху, при  котором  инициатива  фактически  отнюдь   не   поощряется,   а   строго наказывается.  Местные  органы  власти  и  управления  становятся   простыми передатчиками команд.  Особенности  регионов  (экономические,  национальные, культурные,  социально-бытовые,  религиозные  и  др.),   как   правило,   не учитываются.

    Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое  положение сакрализируется. Он объявляется самым  мудрым,  непогрешимым,  справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение  к  нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигается харизматические личности.

    На  фоне  этого  происходит  усиление  мощи   исполнительных   органов, возникает  всевластие  номенклатуры,  т.  е. должностных лиц,   назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или  производится  по их  указанию.  Номенклатура,  бюрократия   осуществляет   власть   в   целях обогащения, присвоения привилегий  в  образовательной,  медицинской  и  иных социальных   областях.    Политическая    элита    использует    возможности тоталитаризма для получения скрытых от общества привилегий, льгот:  бытовых, в том числе медицинских, образовательных, культурных и т. п.

    Тоталитарный  режим широко и постоянно применят террор  по  отношению  к населению. Физическое насилие выступает как главное условие  для  укрепления и осуществления власти. Для этих целей создаются концентрационные  лагеря  и гетто, где применяются тяжелый труд,  пытки  людей,  подавление их  воли  к сопротивлению, происходит массовое убийство невинных людей.

    При тоталитаризме устанавливается  полный  контроль  над  всеми  сферами жизни общества. Государство стремится буквально «слить»  общество  с  собой, полностью его  огосударствить.  В экономической жизни происходит  процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В  политической  жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах.  А  если формально  политические  права  и  свободы   закрепляются  в   законе,   то отсутствует  механизм  их  реализации,  а  также  реальные  возможности  для пользования  ими.  Контроль  пронизывает  и  сферу   личной   жизни   людей. Демагогия,  догматизм  становятся  способом  идеологической,   политической, правовой жизни.

    Тоталитарный  режим  использует  полицейский  сыск,  поощряет  и  широко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей,  например  борьбой с  врагами  народа.  Поиск  и  мнимые  происки  врагов  становятся  условием существования  тоталитарного  режима.  Именно  на   «врагов»,   «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

    Милитаризация – также  одна  из  основных  характеристик  тоталитарного режима. Идея  о  военной  опасности,  об  «осажденной  крепости»  становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу  военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей  сути,  а  агрессия  помогает достичь  сразу  несколько  целей:  отвлечь   народ   от   его   бедственного экономического положения, обогатиться  бюрократии,  правящей  элите,  решить геополитические проблемы военным путем.  Агрессия  при  тоталитарном  режиме может питаться и  идеей  мирового  господства,  мировой  революции.  Военно- промышленный комплекс, армия – основные опоры тоталитаризма. Большую роль при тоталитаризме играет политическая практика  демагогии, лицемерия, двойных стандартов, нравственного разложения и вырождения.

    Государство при тоталитаризме как бы берет  на  себя  заботу  о  каждом члене общества. Со стороны населения  при  тоталитарном  режиме  развивается идеология и практика социального  иждивенчества.  Члены  общества  полагают, что  обеспечивать  их,  поддерживать,  защищать  во  всех   случаях   должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной  сфере.

    Развивается  психология  уравнительности,  идет  существенная   люмпенизация общества.  С   одной   стороны,   насквозь   демагогический,   декоративный, формальный тоталитарный режим, а с другой - социальное  иждивенчество  части населения питают и  поддерживают  эти  разновидности  политического  режима. Зачастую тоталитарный режим  окрашивают  в  националистические,  расистские, шовинистические краски.

    Однако  социальная цена за такой способ осуществления  власти со временем все   возрастает   (войны,   пьянство,   разрушение   мотивации   к   труду, принудительность,  террор,  демографические  и  экологические  потери),  что приводит  в  конечном  счете  к  сознанию  вредности  тоталитарного  режима, необходимости  его  ликвидации.  Тогда  начинается  эволюция   тоталитарного режима. Темпы и формы  этой  эволюции  (вплоть  до  разрушения)  зависят  от социально-экономических  сдвигов  и   соответствующего   этому   возрастания сознания людей, политической борьбы, иных факторов. В рамках  тоталитарного режима, обеспечивающего федеральное устройство государства, могут  возникать национально-освободительные  движения,  которые  разрушают  и   тоталитарный режим, и само федеративное устройство государства.

        Тоталитаризм - исторически обреченный строй.  Это  общество  - самоед, не способное к эффективному созиданию,  рачительному,  инициативному хозяйствованию и существующее главным  образом  за  счет  богатых  природных ресурсов,  эксплуатации,  ограничения  потребления  большинства   населения.

    Тоталитаризм  -  закрытое  общество,  не  приспособленное   к   современному качественному обновлению, учету новых  требований  непрерывно  изменяющегося мира. 

    Глава 2. Исторические формы тоталитаризма.

    Есть  специфические черты, позволяющие выделить в данной группе несколько разновидностей тоталитаризма: коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм. Последний часто называют разновидностью фашизма.

    Коммунистический  тоталитаризм. Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно-административная система, построенная на огосударствлении средств производства, директивном планировании и ценообразовании, ликвидации основ рынка. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. Сращивание партийного аппарата с государственным, подчинение партии государству стало фактом тогда же. В 30-е гг. ВКП(б), пройдя через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть, являлась единым, строго централизованным, жестко соподчиненным, отлаженным механизмом. Дискуссии, обсуждения, элементы партийной демократии безвозвратно ушли в прошлое. Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Советы, формально являвшиеся главными органами диктатуры пролетариата, действовали под ее контролем, все государственные решения принимались Политбюро и Центральным Комитетом ВКП(б) и лишь затем оформлялись постановлениями правительства. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Через партийные органы шла вся кадровая работа: ни одно назначение не могло состояться без одобрения партийных ячеек. Что касается комсомола, профсоюзов, других общественных организаций, то они были не более чем «приводными ремнями» от партии к массам. Своеобразные «школы коммунизма» (профсоюзы для рабочих, комсомол - для молодежи, пионерская организация - для детей и подростков, творческие союзы - для интеллигенции), они, в сущности, выполняли роль представителей партии в различных слоях общества, помогали ей руководить всеми сферами жизни страны. Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология, постулаты которой - понятные, простые - внедрялись в сознание людей в виде лозунгов, песен, стихотворений, цитат вождей, лекций по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)»: в СССР построены основы социалистического общества; по мере продвижения к социализму классовая борьба будет обостряться; «кто не с нами - тот против нас»; СССР - оплот прогрессивной общественности всего мира; «Сталин - это Ленин сегодня». Малейшее отступление от этих простых истин каралось: «чистки», исключение из партии, репрессии были призваны сохранить идейную чистоту граждан. Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного лидера партии и народа абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились предельно конкретными и близкими. Песни, кинофильмы, книги, стихотворения, газетные и журнальные публикации внушали любовь, трепет и граничащее со страхом уважение. На нем замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем. В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы - «тройки», Главное управление лагерей - ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. волны репрессий шли одна за другой: «Шахтинское дело» (1928), процесс над «Промышленной партией» (1930), «Дело академиков» (1930), репрессии в связи с убийством Кирова (1934), политические процессы 1936-1939 гг. против бывших вождей партии (Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.), руководителей Красной Армии (М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, И.Э. Якир и др.). «Большой террор» унес жизни почти 1 млн расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность, жертвовать друзьями и близкими. Они напоминали запутанному обществу о том, что человек, «взвешенный на весах» истории, легок и ничтожен, что его жизнь не имеет никакой ценности, если она нужна обществу. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны. В обществе сложилась весьма непростая духовная атмосфера. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда - в светлом будущем, которое они строят для следующих поколений. Отсюда энтузиазм, вера, надежда на справедливость, гордость от участия в великом, как считали миллионы людей, деле. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности, утверждалась готовность беспрекословно выполнять данные кем-то команды. Полагают, что именно такое - взвинченное, трагически расколотое восприятие действительности свойственно тоталитаризму, который требует, говоря словами философа, «восторженного утверждения чего-то, фанатической решимости ради ничто». Символом эпохи можно считать принятую в 1936 г. Конституцию СССР. Она гарантировала гражданам весь набор демократических прав и свобод. Другое дело, что большинства из них граждане были лишены. СССР характеризовался сак социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция отмечала, что социализм в основном построен, утвердилась общественная социалистическая собственность на средства производства. Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, за ВКП(б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал.

Информация о работе Тоталитарное сознание как тип политической культуры