Сравнительный анализ конституций западных стран на предмет определения оптимального варианта Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 14:35, реферат

Описание

Данную работу можно разбить на два этапа:
1) непосредственно сравнительный анализ Конституций западных стран;
2) определение оптимального варианта Конституции РФ на основе проведенного анализа.

На первом этапе сначала проведем сравнительный анализ Конституций России и стран Европейского Союза, после чего отдельно рассмотрим различия в Конституциях России и США, затем проанализируем особенности избирательных систем таких стран как Россия, Германия и США, и, обобщив полученные в ходе анализа результаты, сделаем выводы.

Содержание

Введение.
1. Понятие формы и структуры Конституции.
2.1 Основы конституционного строя.
2.2 Права и свободы человека и гражданина.
2.3 Федеративное устройство.
2.4 Президент.
2.5 Парламент.
2.6 Правительство.
2.7 Судебная власть.
2.8 Местное самоуправление.
2.9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Заключительные и переходные положения.
Сравнительный анализ Конституции России и США.
Сравнительный анализ избирательных систем России, Германии, США
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по политологии!.doc

— 267.50 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени академика С. П. КОРОЛЕВА» (СГАУ)

 

 

Кафедра Политологии и Истории

 

 

 

 

 

Реферат по курсу «Политология».

Тема: «Сравнительный анализ конституций западных стран на предмет определения оптимального варианта Конституции РФ»

 

 


 

Выполнили:
 

Проверила:.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2007

Оглавление:

Введение.

1. Понятие формы и структуры Конституции.

2.1 Основы конституционного строя.

2.2 Права и свободы человека и гражданина.

2.3 Федеративное устройство.

2.4 Президент.

2.5 Парламент.

2.6 Правительство.

2.7 Судебная власть.

2.8 Местное самоуправление.

2.9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Заключительные и переходные положения.

Сравнительный анализ Конституции России и США.

Сравнительный анализ избирательных систем России, Германии, США

Заключение.

Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данную работу можно разбить на два этапа:

1)      непосредственно сравнительный анализ Конституций западных стран;

2)      определение оптимального варианта Конституции РФ на основе проведенного анализа.

 

На первом этапе сначала проведем сравнительный анализ Конституций России и  стран Европейского Союза, после чего отдельно рассмотрим различия в Конституциях России и США, затем проанализируем особенности избирательных систем таких стран как Россия, Германия и США, и, обобщив полученные в ходе анализа результаты, сделаем выводы.

 

Введение.

 

Конституция в любом государстве это правовой акт высшей юридической силы, основной закон, своеобразный признак государственности и, в известном смысле, общества в целом. Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти.

Конституция демократического государства закрепляет суверенитет народа, основы социально-политического строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, механизм реализации власти. Конституция – это первое необходимое условие государства, основанного на господстве права, отрицание произвола власти и бесправие подвластных.

Так уж сложилось в мировой практике, что основным содержанием любой конституции являются четыре блока проблем:

 Сущность общественного строя и форма правления.

 Основы правового положения личности в государстве и обществе.

 Государственное устройство.

 Структура власти, в первую очередь верховной, система разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Слово “Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, - установление, устроение. Традиционно этим термином определяется основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему, устанавливающий принципы организации и деятельности органов власти, управления, суда основные права, свободы и обязанности граждан[1].

Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений сегодня практически не существует. Даже Великобритания, в которой нет единого и кодифицированного основного закона, располагает комплексом юридических актов, начиная с “Хабеас корпус акт” и “Билля о правах” (оба приняты еще в XVII в.), а также традиций, составляющих в совокупности ее конституцию. Более того, для ХХ столетия, особенно его второй половины, характерно обновление конституционного строя многих стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими в названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой Конституции в России тоже является отражением серьезнейших общественных потребностей.

Цель нашей работы не только рассмотреть Конституцию РФ и конституции западных стран, но и постараться найти в них общее и различное. Конституция нашей страны является самой молодой, составлялась она на основе всех знаний и учений, выработанных в России и других странах, поэтому хочется узнать соответствует ли данная Конституция международному стандарту. Россия в своем социально-экономическом и политическом развитии, почти всегда, отставала от передовых стран Запада. «Окидывая взором, исторический путь России, приходится констатировать, что слишком часто власть опаздывала с реформами[2]». Поэтому еще одна задача нашей работы – узнать, не отстаем ли мы опять.

 

1. Понятие формы и структуры Конституции.

 

Теперь, когда мы хоть немного ознакомились с понятием конституции, можно перейти и к основной части нашей работы.

На форму, т.е. способ организации заключенного в Конституции материала в единый писаный акт, непосредственное влияние оказывает содержание Конституции. Изменение содержания влечет за собой изменение формы.

Если категория «содержание» отвечает на вопрос что в Конституции заключено, то «форма» дает представление о том, какова внутренняя организация этого содержания, в какие структурные элементы оно воплощено. В Конституции это преамбула, разделы, главы, статьи. Вместе с тем, различие содержания и формы Конституции имеет в известной мере условный характер. Конституция как явление общественной жизни выступает в единстве формы и содержания.

Форма Конституции имеет внешнюю и внутреннюю стороны, т.е. систему и структуру.

Система Конституции – это обусловленная содержанием объекта конституционного регулирования субъективная организация норм, создаваемая законодателем с учетом требований законодательной техники и национальных традиций в праве. Она выражает последовательность расположения преамбулы, разделов, глав, статей в тексте. Система Конституции дает представление о ее организационном строении, обеспечивает внутреннюю согласованность разделов, глав, статей, отсутствие противоречий внутри акта. Помимо других причин, система Конституции обусловлена удобством пользования актом, максимальной компактностью норм, доступностью для понимания широкими массами. 

Структура Конституции – это логическая связанность различных институтов независимо от места расположения норм в тексте Конституции. Нормы, составляющие один институт, могут быть размещены в разных главах Конституции, но в своей совокупности они представляют содержательное единство. С этой точки зрения для внутренней структуры не имеет значение, составляет тот или иной институт раздел или главу. Важна реальная взаимосвязь и соподчиненность норм, составляющих содержание конкретных институтов.

В отличие от системы, которая предстает перед нами как совокупность частей – преамбулы, разделов, глав, статей, внутренняя структура проявляется как определенная взаимосвязь и взаимозависимость институтов и конституционных норм, образующих эти институты.

2.1 Основы конституционного строя.

 

Основы конституционного строя закрепляют форму РФ как государства (ст.1), устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия (ст.3), определяют пространственные пределы действия суверенитета РФ (ст.4). Формулируются также принципы федеративного устройства России (ст.5), закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10) и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в РФ (ст.11). Особо выделяется в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности.

Очень важное указание содержится в ч.4 ст.15, где говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Такое же положение содержится почти во всех конституциях стран Европейского Союза. Например, Конституция Италии, ст.10: «Правовой порядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права»1.

Следует отметить, что конституционное право зарубежных стран, признавая важность категории «конституционное государство», обычно не пользуются термином «основы конституционного строя». В конституциях некоторых встречаются краткие главы: «Основные принципы» (Италия), «Общие положения» (Швейцария), «О суверенитете» (Франция). Но, независимо от того, содержатся или не содержатся в основном законе специальные глав об основах конституционного строя и как они названы, нормы-принципы, относящиеся к понятию основ конституционного строя, присутствуют в разных главах конституции, в специальных законах или признаются судебной практикой во всех цивилизованных странах.

Так, например, в Австрии, согласно Федеральному конституционному закону от 1920 года: «Австрия является демократической республикой. Её право исходит от народа. Австрия является федеративным государством. Столицей Федерации и местом нахождения верховных органов Федерации яв­ляется Вена. Для каждой земли устанавливается своё гражданство. С гражданством земли приобретается и гражданство Федерации. Все граждане Федерации равны перед законом.

Привилегии в зависимо­сти от происхождения, пола, положения, классовой принадлежности и вероисповедания исключаются» (ст.1-7).

Эти статьи находятся в первом разделе данного закона, который называется «Общее положение». Этот раздел очень похож на главу первую Конституции РФ. Такое же сравнение можно провести и с Основными законами других стран. Как мы уже говорили выше, в Конституции Италии, глава, закрепляющая основы конституционного строя, называется «Основные принципы». В ней говорится: «Италия – демократическая республика, основывающаяся на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах Конституции. Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека. Все граждане имеют одинаково общественное достоинство и равны перед законом» (ст.1-3)[3]. Мы считаем, хватит двух примеров, чтобы понять, что существенных различий в этих главах нет, хотя они и имеют разные наименования. Исключением здесь является лишь Великобритания, чья конституция состоит из двух частей писанной и не писанной (т.е. не зафиксированной в каких-либо юридических документах). В писаной части нет отдельной главы, посвященной основам конституционного строя, а если и есть некоторые положения, то они уже давно не соответствуют действительности и находятся с ним в резком противоречии.  

 

2.2 Права и свободы человека и гражданина.

 

Вторая глава Конституции РФ конкретизирует и развивает положения ст. 2 и 7 о человеке, его правах и свободой как высшей ценности.

Содержание гл.2 Конституции соответствует в основном общепризнанному демократическим сообществом перечню прав и свобод. В совокупности они составляют систему гражданских, политических, социальных, экономических, культурных, экологических прав. Конституционные права и свободы – это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные[4]. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключении признают, что перечень не является исчерпывающим, т.е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конституции РФ по этому поводу говорится (ч.1 ст.55): «Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».

Чтобы доказать, схожесть прав и свобод, закрепленных в конституциях, мы приведем несколько примеров.

 

Права и свободы человека и гражданина.

Россия

Испания

Италия

1. Право на жизнь.

Статья 20.1.

Каждый имеет право на жизнь.

Статья 15.

Все имеют право на жизнь, на физическую и моральную неприкосновенность и ни в коем случае не могут подвергаться пыткам или негуманным или унизительным на­казаниям.

 

2. Свобода и личная неприкосновенность. 

Статья 22.1.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

 

Статья 17.1.

Каждый человек имеет право на свободу и безопасность. Никто не может быть лишен своей свободы ина­че, как в соответствии с положениями настоящей статьи и в случаях и форме, предусмотренных законом.

Статья 13.

Свобода личности ненарушима.

3. Неприкосновенность жилища.

Статья 25.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом.

Статья 19.1.

Испанцы имеют право свободно избирать свое местожительство и передвигаться по национальной террито­рии.

 

Статья 14.

Жилище неприкосновенно.

 

Информация о работе Сравнительный анализ конституций западных стран на предмет определения оптимального варианта Конституции РФ