Виды конституций зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 15:07, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей принятия конституции в Бразилии и во Франции.

Содержание

Введение
1. Виды конституций зарубежных стран и порядок их принятия
2. Особенности принятия конституции во Франции
3. Особенности принятия конституции в Бразилии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Виды конституций контр раб.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

     Содержание

Введение

1. Виды конституций зарубежных стран и порядок их принятия

2. Особенности  принятия конституции во Франции

3. Особенности принятия конституции в Бразилии

Заключение

Список литературы

 

      Введение

 

     Конституция (лат. Constitutio - установление, устройство) - в материальном смысле представляет собой писаный нормативный акт. совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина и определяют основы общественного строя, форму правления и государственного устройства, основы организации центральных и местных органов власти. их компетенцию и взаимоотношения. государственную символику и столицу, в формальном смысле представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам.

     В Конституции официально закрепляются ценности, институты и  нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования  общественных связей и отношений  государственной власти.

     По  своему содержанию любая Конституция - не только правовой, но и политический документ. Главные вопросы ее содержания - о власти, формах собственности положении личности, устройстве государства - имеют политический характер. Сама Конституция устанавливает правила и рамки для политической деятельности. [6]

     Целью данной работы является рассмотрение особенностей принятия конституции  в Бразилии и во Франции.

 

      1. Виды конституций зарубежных  стран и порядок принятия

 

     Выделяют  следующие виды конституций: юридическая или материальная (система правовых норм, регулирующих основы устройства государства, общества, положение человека в них); фактическая или формальная (реальное, существующее в действительности устройство общества и государства и положение человека в них).

     Классификация конституции зарубежных стран может быть представлена следующим образом:

  • по форме — писаные и неписаные (Великобритания);
  • по цельности — консолидированные (Россия, Казахстан) и неконсолидированные (Швеция, Ирландия);
  • по степени изменчивости — гибкие (Великобритания) и жесткие (США);
  • по времени действия — постоянные и временные;
  • по социальному содержанию: 1) демократические капиталистического общества; 2) постсоциалистических стран (содержат как общегуманитарные принципы, так и элементы, связанные с авторитарными тенденциями); 3) тоталитарного социализма (закрепляют тоталитарную политическую систему); 4) полуфеодальные-теократические (провозглашают практически неограниченную власть монарха, обязательную государственную религию (ислам), шариат, неравноправие мусульман, мужчин и женщин; парламент не существует).

     Право на принятие первой или новой конституции  является проявлением учредительной  власти и осуществляется тремя способами: избирательным корпусом, представительным учреждением, исполнительной властью. В теории принятие конституции путем референдума более всего соответствует концепции о принадлежности учредительной власти народу. Принятие конституции избирательным корпусом складывается из двух этапов: разработка проекта конституции и окончательное его одобрение (Франция). [3]

     Принятие  конституции органами, созываемыми  специально с этой целью, — учредительными собраниями (конституционными ассамблеями  и конвентами). В современной практике учредительным органом все чаще становится обычный законодательный  орган. Конституция может быть принята односторонним актом исполнительной власти — октроирование, т.е. "дарование". Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном. Усложненный порядок связан с идеей о том, что принятие и изменение конституции относятся к компетенции учредительной власти, которая функционирует в соответствии с более строгими процедурными правилами, чем власть законодательная.

     Поправки  могут: 1) ставиться на референдум (Ирландия, Франция); 2) одобряться законодательными собраниями субъектов федерации (США, Австралия); 3) одобряться дважды.

     Процедура изменения конституций состоит  из нескольких стадий:

     1) инициатива изменения конституции;

     2) одобрение предложенного проекта  и изменения конституции (как  правило, парламентом квалифицированным большинством голосов);

     3) окончательное одобрение принятого  проекта изменения конституции.

     Гибкие  конституции изменяются и дополняются  в том же порядке, что и обычные  законы (конституции Великобритании и Новой Зеландии).

     2. Особенности принятия конституции во Франции

 

     Конституция во Франции вступила в силу 5 октября 1958 г. Конституция была принята при властвовании Шарль де Голля.

     Можно выделить следующие особенности французской Конституции: отсутствует глава о правах граждан; провозглашается приверженность Декларации 1789 г.; декларированы равный статус мужчины и женщины, широкий спектр личных прав; провозглашается право на труд и стачки; закрепляется положение о том, что Франция является парламентской республикой, а также политическая ответственность Правительства перед Парламентом. [6]

     Форма государственного устройства Франции — унитарное государство. Президент Франции занимает центральное место в системе государственных органов, избирается на 5 лет путем всеобщих и прямых выборов. Полномочия Президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны:

     1. В области законодательства Президент  наделен правом законодательной  инициативы. Все законы, принятые  Парламентом, должны быть в  течение 15 дней подписаны и  промульгированы Президентом.

     2. Президент обладает правом роспуска  нижней палаты Парламента, но  это решение Президент может  принять только после консультаций  с премьер-министром и председателями  палат Парламента.

     3. В сфере управления Президент  председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждавшиеся на них декреты и постановления, назначает премьер-министра и по его предложению — членов Правительства.

     4. Также Президент представляет  Францию в области внешней  политики, заключает международные  договоры, принимает иностранных послов, является Верховным главнокомандующим.

     5. Президент может осуществлять  право помилования. Французский  парламент состоит из двух  палат: Национальное собрание  и Сенат. Каждая палата имеет  Бюро — коллегиальный орган,  в который входят: председатель палаты, вице-председатели, председатели постоянных комиссий, генеральный докладчик по финансовым вопросам и председатели политических групп.

     В каждой палате существуют постоянные комиссии, число которых устанавливается  регламентом. Среди них есть постоянные и специальные комиссии, а также комиссии по расследованиям. Парламент собирается раз в год. Обычные сессии не нуждаются в каком-либо акте созыва. Внеочередные сессии собираются по требованию Премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Заседания обеих палат являются публичными. В специальном журнале должен публиковаться полный отчет о парламентских дебатах. В повестку дня обычно включаются законопроекты и законодательные предложения, которые подаются в особой очередности с учетом приоритета правительственных законопроектов. Среди контрольных полномочий Парламента контроль за деятельностью Правительства занимает довольно скромное место. Парламент не участвует в выборе Правительства и может высказать к нему свое отношение, если путем голосования выносит ему вотум недоверия. При этом вопрос о вынесении вотума недоверия может быть поставлен только Премьер-министром. [4]

     Правительством  Франции называется Совет министров. Правительство Франции определяет и ведет политику нации. В его состав входят: Премьер-министр как глава Правительства, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. Функции Правительства закреплены в Конституции. Правительство без решения Парламента может принимать так называемые ордонансы — акты, имеющие силу закона. Ордонансы до истечения срока их действия должны быть утверждены специально изданным законом, разрешающим их принятие. Правительство несет ответственность перед Национальным собранием и в случае принятия резолюции порицания Правительство должно подать в отставку. Полномочия Премьер-министра: ответственность за национальную оборону; обязанность обеспечения закона; осуществление нормотворческой деятельности; назначение на ряд военных и гражданских должностей. Премьер-министр обладает существенными правами в отношении Парламента. [5]

     Судебная  система состоит из судебных органов, разделенных по сферам.

     1. Система общих судов. Кассационный  суд возглавляет систему общих  судов. Гражданские палаты делятся на первую и вторую по гражданским делам, палату по финансовым вопросам, палату по социальным вопросам и палату по торговым вопросам. В компетенцию кассационного суда входит рассмотрение жалоб на решения нижестоящих судов. Апелляционные суды. Как правило, в состав входят несколько палат по гражданским и уголовным делам, в некоторых судах существуют палаты по торговым делам и социальным вопросам. Палаты по гражданским делам рассматривают апелляционные жалобы на решения, вынесенные не только нижестоящими судами по гражданским делам общей юрисдикции, но и другими органами (например, торговыми трибуналами). Суды первой инстанции. Они подразделяются относительно к разбирательству гражданских дел на трибуналы большого процесса и трибуналы малого процесса, а применительно к разбирательству уголовных дел — на суды присяжных, исправительные трибуналы и полицейские трибуналы. В компетенцию входят дела имущественного характера с незначительной суммой иска и т.д. Исправительные трибуналы рассматривают по первой инстанции дела об уголовных деликтах, а также и некоторые другие вопросы, в частности нарушение правил дорожного движения, правил охоты и рыболовства и т.д. Полицейские трибуналы рассматривают по первой инстанции дела о наименее значительных уголовных деяниях. Особое место вне системы общих судов занимает Высокий Суд Правосудия, который избирается обеими палатами Парламента для рассмотрения уголовных дел по обвинению Президента страны в государственной измене, министров в совершении тяжких преступлений, а также уголовных деликтов при исполнении своих должностных обязанностей.

     2. Система административного правосудия. Данные суды осуществляют рассмотрение  жалоб на действия и акты  органов государственного управления, затрагивающие права и интересы  частных лиц, возглавляет систему Государственный совет.

     Франция является унитарным государством, делится  на регионы, департаменты, округа и  коммуны. Три звена, кроме округов, считаются территориальными коллективами и поэтому имеют выборные органы самоуправления. Административным округом управляет назначенный сверху субпрефект. Историко-географические единицы — кантоны — используются исключительно в качестве округов для выборов в советы департаментов, самостоятельных органов управления не имеют.

     Особое  положение занимает являющаяся политической автономией Корсика. Там есть местный законодательный парламент (Собрание) с ограниченной компетенцией.

     Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община). Крупные  города тоже имеют статус общины с  более широкими полномочиями. В общине избирается совет сроком на шесть лет (9-69 человек) по мажоритарной системе, из которого избирается мэр и его заместитель. Каждая коммуна имеет свой устав, основанный на типовом (1984 г.).

     В департаментах (96 во Франции и 3 заморских) избирается генеральный (департаментский) совет по мажоритарной системе на 6 лет. Исполнительным органом является председатель совета.

     В регионах, объединяющих 3-8 департаментов (22 региона в метрополии и 4 заморских), тоже избирается региональный совет, имеющий разветвленную систему служб и комитетов, выполняющий консультативные функции. Исполнительный орган — председатель и бюро. Центральная власть представлена префектами, назначаемыми Советом министров. Они имеют право контроля за местным самоуправлением с точки зрения соблюдения законности. 

 

      3. Особенности принятия конституции в Бразилии 

     Действующая Конституция Бразилии была принята  в 1988 г. Конституция не изменила форму  правления Бразилии — федеративное устройство (хотя и преобразовала территории в штаты), систему органов государства.

     Конституция Бразилии имеет ярко выраженный социальный характер, в качестве основной цели названо создание демократического государства. Высшими ценностями являются равенство и справедливость, основанные на социальной гармонии. [3]

Информация о работе Виды конституций зарубежных стран