Сравнительный анализ гражданских и преторианских политических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание

Обладая властным верховенством, правом принятия обязывающих решений, политическая система стимулирует общие надежды и ожидания людей, мобилизует и координирует их коллективное поведение. Представители системного подхода выделяют функции политической системы, исходя из взаимодействия, которое существует между политической системой и средой, между индивидами и группами внутри системы

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика категории «политическая система»……………..6
Подходы к пониманию политической системы………………….……..6
Компоненты политической системы…………………………….……...9
Глава 2 Сравнительный анализ гражданских и преторианских политических систем………………………………………………………………………………….12
2.1 Общие подходы к выделению гражданских и преторианских политических систем…………………………………………………………………….....12
2.2 Характеристика и сравнительный анализ политических систем по критерию политической институционализации и уровню политической активности населения……………………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….....29
Список использованных источников……………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Идеология .doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1 Общая характеристика категории  «политическая система»……………..6

    1. Подходы к пониманию политической системы………………….……..6
    2. Компоненты политической системы…………………………….……...9

Глава 2 Сравнительный анализ гражданских и преторианских политических систем………………………………………………………………………………….12

          2.1 Общие подходы к выделению  гражданских и преторианских  политических систем…………………………………………………………………….....12

          2.2 Характеристика и сравнительный  анализ политических систем по критерию политической институционализации и уровню политической активности населения……………………………………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………….....29

Список  использованных источников……………………………………………...32

     ВВЕДЕНИЕ

 
 

     Категория "политическая система общества" вошла в научный оборот сравнительно недавно. Основные идеи в этой области были сформулированы на рубеже 60-70-х годов XX в.

     Политическая  система общества имеет свою специфику:

     1. Через политическую систему осуществляется власть в обществе.

     2. Политическая система является  частью надстройки общества и  во многом определяется экономическим базисом.

     3. Политическая система относительно  самостоятельна. Эта самостоятельность обусловлена наличием специального механизма взаимодействия структурных элементов системы, а также функций и ролей, которые они выполняют.

     Под политической системой общества следует  понимать организованную на единой нормативно-ценностной основе совокупность государственных органов, негосударственных организаций, общественных объединений, институтов непосредственной демократии, посредством которых осуществляется управление делами общества и государства.

     Политическая  система претендует на конечный контроль над применением физического принуждения, на законное право наказывать, подчинять, выносить обязывающие решения. Это связано с наличием государства как основного элемента политической системы. Поэтому политическую систему иногда определяют как совокупность отношений, охватывающих управление государством и все политические процессы в нем. Однако представители системного подхода дают термину политическая система более обширное толкование, не ассоциируя его с государственным управлением, а охватывая все лица и все институты, участвующие в политических отношениях. Политическая система характеризуется как система социальных взаимодействий, направленных на достижение целей, интеграцию и адаптацию внутри общества посредством применения более или менее легитимного принуждения [3, с. 96].

     В структуру политической системы общества входит, прежде всего, само государство как особая организация политической власти, общественные организации, которые представлены политическими партиями и движениями, профсоюзами, женскими, молодежными, творческими, религиозными, спортивными и другими объединениями, а также институты непосредственной демократии.

     Основной  задачей создания и функционирования компонентов политической системы общества является достижение ими определенных политических целей, которые закрепляются в законодательных актах, программных и уставных документах и направлены на формирование и осуществление внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества. Например, в Конституции Республики Беларусь сказано, что политические партии, другие общественные объединения, в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан [6, c. 11].

     Что бы ни было зафиксировано в программных  и иных документах политических партий, общественных формирований, очевидно главное: им нужна государственная власть для осуществления декларированных или же иных тайных целей. Иначе, говоря, им нужно завоевание, удержание и использование власти.

     Обладая властным верховенством, правом принятия обязывающих решений, политическая система стимулирует общие надежды и ожидания людей, мобилизует и координирует их коллективное поведение. Представители системного подхода выделяют функции политической системы, исходя из взаимодействия, которое существует между политической системой и средой, между индивидами и группами внутри системы [9, с. 153].

     Объектом  исследования настоящей курсовой работы выступают политические системы, предметом – их классификация и сравнительный анализ политических идеологий гражданских и преторианских политических систем.

     Актуальность рассматриваемой темы определяется местом и ролью политических систем в общественной жизни.

     Категория "политическая система", наряду с  категорией "власть", занимает центральное место в политической науке. Понятие "политическая система" получило широкое распространение и стало доминирующим после второй мировой войны. Само появление этого термина отражает серьезные изменения, которые произошли в изучении политических явлений на протяжении XX века, и открывает новые перспективы анализа политической сферы.

     Для достижения поставленной цели в работе дается общая характеристика понятие политических систем и ее элементов, а также проведен сравнительный анализ политических систем по критерию политической институционализации и уровню политической активности населения.

     ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАТЕГОРИИ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА»

     1.1 Подходы к пониманию политической системы

 
 

     В политические отношения включено множество  субъектов. Субъекты политики могут  быть индивидуальными и коллективными, институционально, организационно оформленными и неинституциализированными, но все они взаимосвязаны и образуют устойчивую, целостную совокупность отношений – политическую систему. Категория "политическая система" заключает в себе достаточно сложное и комплексное содержание. При ее осмыслении могут возникнуть познавательные трудности и вопросы.

     В самом широком смысле политическая система есть совокупность отношений по поводу участия в политической власти. Однако констатации, что политические отношения системны и что власть внутренне центрирует их, недостаточно для понимания политики как реальности особого рода. В политической науке сформировались определенные подходы к изучению политической системы. Каждый из этих подходов под своим углом зрения рассматривает политические отношения, углубляя понимание механизма, посредством которого принимаются и проводятся в обществе авторитетно-властные решения.

     Институциональный подход, который применяют некоторые  политологи, рассматривает политическую систему как совокупность государственных  и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: государство, партии, общественные объединения и подчиненные им структуры, а также нормы, регулирующие деятельность этих институтов и их взаимодействие. Институциональный подход дает возможность детально изучить отдельные организации, их возникновение, развитие, функционирование. Политическое поведение при институциональном подходе анализируется в тесной взаимосвязи с существующими политическими институтами – учреждениями и установлениями. Основными элементами структуры политической системы у сторонников институционализма являются государство, партии, общественные организации и движения. Однако в стороне остаются неинституциональные формы взаимодействия таких субъектов политики, как личность, малые социальные группы, различные группы интереса и группы давления. Кроме того, политическая система как целое теряет свое значение в качестве предмета исследования.

     Системный подход преодолевает правовую и институциональную  ограниченность и обращает внимание на всю сферу политической деятельности в обществе. Впервые применил системный подход к изучению общества американский политолог и социолог Талкотт Парсонс. Его концепция социальной системы оказалась плодотворной и несла в себе огромный познавательный потенциал для политической науки. Дэвид Истон – американский ученый, использовал системный подход в политике. Его научная деятельность положила начало системным теориям политики и политической власти [2, c. 67].

     При системном подходе главным предметом  анализа является не институт, а социальное взаимодействие между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли. Политические взаимодействия ориентированы на авторитетное распределение ценностей в обществе.

     Политическая  система – это особая реальность, которая качественно отличается от других систем общества и развивается в соответствии с собственной логикой.

     Политическая  система характеризуется властным верховенством. С помощью политической системы осуществляется верховная власть в обществе, принимаются решения, обязательные для всех.

     Политическая  система ориентирована на авторитетное распределение ценностей в обществе, причем таким образом, чтобы достигнуть баланса интересов и сохранить систему как единое целое. Каждый субъект политической системы стремится реализовать свои интересы с помощью механизма политической власти, но делает это в контексте системной интеграции. Поэтому сущность политического взаимодействия между индивидами, группами, организационными структурами заключается в обеспечении достижения общих целей. Достижение общих целей политической системой происходит в условиях, когда различные политические субъекты преследуют противоположные цели, когда существует реальное неравенство в контроле за политическими ресурсами и в распределении политического влияния. Общая цель, общий интерес не появляются произвольно из головы политической элиты или государственных чиновников, а становятся результатом взаимодействия политических влияний, сложным компромиссом между требованиями различных социальных групп.

     Обладая властным верховенством, политическая система является легитимной, поддерживающей порядок и преобразующей системой в обществе. Получая импульсы их окружающей среды, политическая система предпринимает действия, реализует определенные решения, чтобы адаптироваться к среде. Адаптация – не простое приспособление политической системы к явлениям жизни, типа цветовой мимикрии хамелеона. Адаптационная реакция политической системы направлена на разумное изменение среды, либо самой системы, либо того и другого вместе. В итоге политической системе удается преобразовать различные воздействия, которые создают для нее напряжение.

     Политическая  система претендует на конечный контроль над применением физического принуждения, на законное право наказывать, подчинять, выносить обязывающие решения. Это связано с наличием государства как основного элемента политической системы. Поэтому политическую систему иногда определяют как совокупность отношений, охватывающих управление государством и все политические процессы в нем. Однако представители системного подхода дают термину политическая система более обширное толкование, не ассоциируя его с государственным управлением, а охватывая всех лиц и все институты, участвующие в политических отношениях. Политическая система характеризуется как система социальных взаимодействий, направленных на достижение целей, интеграцию и адаптацию внутри общества посредством применения более или менее легитимного принуждения [5, c. 142].

     1.2 Компоненты политической системы

 
 

     Политическая  система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего, это политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в отношении политической системы и целей правления.

     Второй  необходимый компонент – должностные  лица, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные. Должностные лица персонифицируют  должностные посты, они – основа политической власти, правят и действуют от имени и в пользу системы. Существует два слоя должностных лиц. Первый – должностные лица, занимающие посты в общесистемной иерархии, имеющей более общий характер. Это президент, глава правительства, министры, глава администрации президента, губернаторы и т.п. Второй слой – лица, выполняющие исполнительную работу специального профиля, а также исполнители – посредники, т.е. чиновники, которые должны бес-пристрастно управлять, точно и добросовестно выполнять приказы, распоряжения, крепить государственную дисциплину и служить государственному интересу в соответствии с законом.

     Третий  компонент – правовые нормы и  нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти. Данный компонент находит свое выражение в политическом режиме.

     Четвертый компонент – территория, которая  выполняет связующую роль и имеет  определенные границы. Территория как  компонент политической системы не обязательно равнозначна государству. Город, городской или сельский район с их политическим сообществом, органами местного управления, территорией – это тоже политическая система [12, c. 117].

Информация о работе Сравнительный анализ гражданских и преторианских политических систем