Система федеральных органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:31, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы «Система федеральных органов государственной власти» с точки зрения новейших отечественных исследований по сходной проблематики.
В рамках достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты;
- Сказать об актуальности проблемы данной темы;
- Обозначить тенденции развития тематики.

Содержание

Введение.
1.Понятие органов государственной власти Российской Федерации.
1.1 Система государственных органов Российской Федерации.
2.Законодательные органы государственной власти Российской Федерации.
2.1.Федеральное собрание.
2.2.Совет Федерации.
2.3. Государственная Дума.
2.4.Законодательный процесс.
3. Исполнительная власть Российской Федерации.
4. Судебные органы государственной власти Российской Федерации.
5. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
5.1. Общие принципы и основания деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.
5.2. Органы законодательной власти в субъектах Российской Федерации.
5.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
5.4. Органы судебной власти субъектов Российской Федерации.
Заключение.
Список источников и литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая кпр2.docx

— 75.87 Кб (Скачать документ)

Государственная Дума может  выразить недоверие Правительству. После этого Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Госдумы. Если же нижняя палата парламента в течение трех месяцев повторно выразит свое недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.11

 

 

4. Судебные органы  государственной власти РФ.

 

  Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.

 

  Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

 

  Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).12

  Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

 

  Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

 

  Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

 

  Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

- конституционного;

- гражданского;

- административного;

- уголовного.

 

  Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

 

  Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

  Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

 

  Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

 

 В настоящее время  судебная система РФ состоит  из следующих судов: 

1. Конституционная юстиция.  Она включает Конституционный  Суд РФ, а также конституционные  и уставные суды в субъектах  РФ, которые, однако, не составляют  единой системы с федеральным  Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд  РФ, верховные суды республик,  краевые и областные суды, суды  автономной области и автономных  округов, городские суды Москвы  и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они  осуществляют правосудие по уголовным,  гражданским делам и делам,  возникающим из административных  правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции  рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок  деятельности мирового судьи устанавливаются  федеральным законом и законом  субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В  эту систему входят Высший  Арбитражный суд РФ, федеральные  арбитражные суды округов, арбитражные  суды республик и других субъектов  РФ. Они осуществляют правосудие  путем разрешения экономических  споров и рассмотрения ряда  иных дел. 13

 

5. Система органов государственной власти субъектов РФ.

 

  В соответствии со ст.3 Конституции Российской Федерации (далее Конституция), единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (абз.1), осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (абз.2). Таким образом, органы государственной власти – один из способов осуществления народом Российской Федерации своего конституционного права на власть, которое гарантируется правовой системой Российской Федерации, а также ее субъектов, ответственностью органов государственной власти и государственных должностных лиц.

  Органы государства характеризуются следующими основными чертами:

1)Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать выполнение этих актов. Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.

2)Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке.

3) Каждый государственный  орган уполномочивается государством  осуществлять его задачи и  функции. 

4) Каждый государственный  орган действует в установленном  государством порядке. 

5)Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации.14

В масштабе всей страны власть народа осуществляется через федеральные  органы государственной власти. Однако, поскольку наше государство является федеративным, в ее административно-территориальных  единицах – субъектах Российской Федерации – также действуют  органы государственной власти. Российская Федерация - государство с уникальной государственной структурой. В ее составе в настоящее время  насчитывается 89 субъектов, из них 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. В них проживает более 140 народов, исторически объединившихся на российской земле в многонациональный  народ Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации различаются  между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу. Однако, как следует из Конституции, эти  и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъектов  Российской Федерации. Конституция  закрепила преобразование России в  подлинно федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов как между собой, так и в отношениях с федеральной властью.15

  Основанием для создания и действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации служит ст.11 Конституции, где сказано, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (абз.2). Федеральные органы государственной власти, осуществляющие свою деятельность на территории субъекта федерации (прокуратура, федеральные суды и др.) не входят в систему органов государственной власти субъектов федерации, хоть и взаимодействуют с ней.

  В соответствии со ст.77 Конституции система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (абз.1). В этом их отличие от органов государственной власти союзных и автономных республик СССР, местных органов власти и управления  -  их наименование, срок полномочий были четко регламентированы Конституцией СССР, и основу этих органов составляли Советы народных депутатов, все прочие органы были им подконтрольны. Сейчас, учитывая право самостоятельно определения системы органов власти, а также  учитывая различия субъектов федерации по своему статусу, территории, историческим и культурным особенностям, уровню развития законодательной базы, органы их государственной власти, хоть и построены на общих принципах, в чем-то различаются между собой.

  При установлении системы органов государственной власти субъекты федерации руководствуются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Поскольку все разнообразие органов государственной власти Российской Федерации невозможно отразить полностью в одном реферате, работа будет построена следующим образом. В начале каждой главы будут приведены общие характеристики органов той ветви власти, которая в ней рассматривается – законодательной, исполнительной или судебной, конституционные основания ее деятельности. Затем будет в целом рассмотрена их организация в различных субъектах Российской Федерации на основании анализа их Конституций, Уставов, Основных законов. После этого более подробно будут изображены правовые основы их деятельности на примере Московской области, исходя из анализа Устава Московской области, а также других законов и подзаконных актов, изданных в Московской области. Таким образом, по мере конкретизации объекта рассмотрения будут конкретизироваться и источники права, служащие основанием для работы.

  Но прежде чем начать речь об органах каждой конкретной ветви власти, следует уяснить в целом принципы их организации, уровень полномочий и условия деятельности.

 

5.1. Общие принципы и основания деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.

 

  В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.5, абз.3 и ст.11, абз.3) и федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ  деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации основана на принципах: 

 а) государственной  и территориальной целостности  Российской Федерации; 

 б)распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

 в) верховенства Конституции  Российской Федерации и федеральных  законов на всей территории   Российской Федерации; 

 г) единства системы  государственной власти;

 д) разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях   обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

 е) разграничения предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти Московской  области; 

 ж) самостоятельного  осуществления органами государственной  власти Московской области принадлежащих  им полномочий;

 з) самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.  Разграничение предметов ведения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации, прежде всего, способствует выполнению большинства из этих принципов. К ведению Российской Федерации отнесено лишь то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства Российской Федерации, распространяемого на всю ее территорию, и для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал и где бы ни находился. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено то, что исходя из объективных условий существования нашего Российского государства не может решаться только Федерацией без участия государственных органов ее субъектов. Так, очевидно, например, что, хотя признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе прав национальных меньшинств и малочисленных народов, являются обязанностью прежде всего Российской Федерации, уделившей в своей Конституции этой проблеме 48 из 137 статей, в полной мере они не могут быть обеспечены без участия субъектов Федерации, в которых, в частности, проживают национальные меньшинства и малочисленные народы. Ведь только на месте можно, например, четко определить границы территорий, на которых определенные этносы занимаются традиционной хозяйственной деятельностью, и взять под охрану их исторические памятники. Это разграничение, прежде всего, предписано Конституцией, где в ст.71 обозначены предметы ведения Российской Федерации, а в ст.72 – предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

Информация о работе Система федеральных органов государственной власти