Система федеральных органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:31, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы «Система федеральных органов государственной власти» с точки зрения новейших отечественных исследований по сходной проблематики.
В рамках достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты;
- Сказать об актуальности проблемы данной темы;
- Обозначить тенденции развития тематики.

Содержание

Введение.
1.Понятие органов государственной власти Российской Федерации.
1.1 Система государственных органов Российской Федерации.
2.Законодательные органы государственной власти Российской Федерации.
2.1.Федеральное собрание.
2.2.Совет Федерации.
2.3. Государственная Дума.
2.4.Законодательный процесс.
3. Исполнительная власть Российской Федерации.
4. Судебные органы государственной власти Российской Федерации.
5. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
5.1. Общие принципы и основания деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.
5.2. Органы законодательной власти в субъектах Российской Федерации.
5.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
5.4. Органы судебной власти субъектов Российской Федерации.
Заключение.
Список источников и литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая кпр2.docx

— 75.87 Кб (Скачать документ)

 

  По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности (правительства субъектов РФ), и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности (министерства). Следует различать также коллегиальные (правительства) и единоначальные (министерства и ряд других органов) органы исполнительной власти.

  В целом по субъектам федерации высшим распорядительным органом исполнительной власти является обычно Правительство или Администрация субъекта Российской Федерации. В Республике Адыгея, Чеченской Республике, Чувашской Республике - это Кабинет Министров, в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Татарстан – Правительство одновременно является Кабинетом Министров. В Красноярском крае этот орган называется Советом Администрации. В Республике Дагестан высшим органом исполнительной власти является Государственный Совет, возглавляемый Председателем; этот Совет формирует Правительство, председателем которого является Председатель Государственного Совета. Уставом Республики Калмыкия такого органа не предусматривается.

 

  Подобные органы могут формироваться или самим высшим должностным лицом, или с участием председателя Правительства (или премьер-министра), если он является другим лицом, с согласия большинства депутатов законодательного органа. Допустим, в Московской области (ст.57, п.3) члены правительства назначаются следующим образом: первые заместители Председателя Правительства Московской области, заместители Председателя Правительства Московской области, а также министры Правительства Московской области, к компетенции которых относятся вопросы экономики, финансов и социальной сферы, назначаются Губернатором Московской области по согласованию с Московской областной Думой. Иные министры Правительства Московской области назначаются Губернатором Московской области. Перечень министров Правительства Московской области, назначаемых Губернатором Московской области по согласованию с Московской областной Думой, устанавливается законом Московской области о структуре Правительства Московской области. В своей деятельности Правительство подотчетно Губернатору Московской области (в соответствии с Законом Московской области «О схеме управления Московской областью» № 13/2000-ОЗ от 13 марта 2000 года, ст.7, п.8)

Согласно подпункту «б»  пункта 3 статьи 42 Устава Московской области, однако, Московская областная Дума имеет право своим постановлением назначать на должность и освобождать  от должности лица, занимающие государственные  должности, при этом нет ограничения  этого права по кругу лиц. При  буквальном толковании данной нормы  этим нарушается самостоятельность  властей при разделении властных полномочий, что противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации.

 

  Высший орган исполнительной власти субъекта федерации решает вопросы государственного управления, не отнесенные к ведению законодательного (представительного) органа и высшего должностного лица.

 

  Правительства субъектов федерации в пределах своих полномочий, во исполнение законов, указов Президентов республик, постановлений и распоряжений высших должностных лиц других субъектов федерации, а также законов Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации принимают собственные нормативно-правовые акты – постановления и распоряжения, обеспечивая их выполнение.

 

  Полномочия высшего органа исполнительной власти субъекта федерации действуют в пределах срока действия его высшего должностного лица, и члены его слагают свои полномочия перед новым высшим должностным лицом субъекта федерации. Досрочно его полномочия могут быть прекращены в случае отставки высшего должностного лица при выражении ему недоверия. Также законодательный орган вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти, тогда об их отставке может принять решение высшее должностное лицо.19

 

  Более подробно структура высших исполнительных органов государственной власти, компетенция, порядок их деятельности и отношения с другими государственными органами субъекта, с государственными органами других субъектов РФ и самой РФ определяются законом субъекта федерации.

 

  Кроме высшего, в субъектах Российской Федерации существуют центральные и территориальные исполнительные органы государственной власти.

 

5.4. Органы судебной власти субъектов Российской Федерации.

 

  Основная видовая особенность органов судебной власти – осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

  В соответствии со статьей 118 Конституции, абз.3, судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Основная часть судов в России относится к федеральным судам, и в соответствии со статьей 124 Конституции финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. 

 

  К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ20, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. 21

 

  Действие федеральных судов на территории субъектов федерации, как правило, обозначено в их конституциях и уставах, хотя не все суды перечислены в этих документах. Иногда (Республика Бурятия, Башкортостан, Карелия, Коми, Мордовия, Тыва, Удмуртия, Краснодарский, Хабаровский, Ставропольский край и др.) в них упоминаются только районные и городские суды, а иногда (Республика Хакасия, Чувашская Республика, Санкт-Петербург) – только Верховный или Арбитражный суд). Тем не менее, все равно эти суды осуществляют правосудие во всех субъектах федерации, в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», и их компетенция, порядок организации и деятельности устанавливаются законодательными актами Российской Федерации.

 

  К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов федерации.

 

  В соответствии со статьей 1 этого закона мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

 

  Мировой судья в соответствии со статьей 3 этого закона  рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о  преступлениях, за совершение  которых может быть назначено  максимальное наказание, не превышающее  двух лет лишения свободы; 

2) дела о выдаче судебного  приказа; 

3) дела о расторжении  брака, если между супругами  отсутствует спор о детях; 

4) дела о разделе между  супругами совместно нажитого  имущества; 

5)иные дела, возникающие из семейно - правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6) дела по имущественным  спорам при цене иска, не превышающей  пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

7)дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

8)дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

9) дела об административных  правонарушениях, отнесенные к  компетенции мирового судьи Кодексом  Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

2.Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3.Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

 

  Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.  Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи. (ст.5)

 

  Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. (ст.6)

  Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет.(ст.7)

  Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". (ст.8) 22

 

  Важной проблемой правового регулирования федеративных отношений в настоящее время является качество законодательных актов, принимаемых субъектами РФ. Обладая широкими правами в области законодательства, республики, края, области, автономные округа зачастую вторгаются в предметы федерального ведения или в федеральные полномочия в рамках предметов совместного ведения федерации и ее субъектов. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные Минюстом РФ: за последние два года в это министерство поступило на экспертизу 44 тысячи нормативных актов, принятых на местах. Почти половина из них, как оказалось, не соответствует Конституции РФ и федеральным законам (Известия. 1997. 4 ноября). В связи с этим на настоящий момент достаточно остро стоит вопрос о формировании единого правового пространства на территории Российской Федерации и соблюдении принципа верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Как уже неоднократно отмечалось, данная проблема является сложной и       неординарной. Условно можно выделить три основных ее порождающих причины: первая – несовершенство федерального законодательства, вторая – недостаточно высокий уровень профессионализма нормотворцев и правоприменителей, третья – противоречивость законодательства субъектов нормам федерального законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

  Итак, деятельность государства осуществляется посредством государственных органов. Органы государственной власти – это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке.

  Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

  В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.

  Президент Российской Федерации занимает особое место в системе разделения властей.

Информация о работе Система федеральных органов государственной власти