Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:22, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Работа состоит из  1 файл

шпоры по политилогии.doc

— 335.50 Кб (Скачать документ)

43)Соц  гос-во, политика, партнёрство. Соц гос-во— политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Соц гос-во – гос-во, обеспечивающее гражданам достойный уровень жизни, включая достойное питание, одежду, жильё, равенство и охрану их прав и свобод; право на труд, здоровые условия труда, образование, отдых, соц помощь в старости.К ф-циям соц гос-ва относ: поддержка соц незащищённых категорий населения; охрана быта и труда населения; поддержка семьи, материнства и детства; борьба с безработицей; поиск баланса между свободной рын эк и мерой воздействия гос-ва на её развитие. Социальная политика — система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития. Принципы социальной политики: 1 Социальной справедливости 2 Социальной ответственности 3 Социального партнерства 4 Социальных гарантий 5 Преемственности. Социальное партнерство – обоюдная заинтересованность предпринимателей и наёмных рабочих в увеличении производительности труда и повышении эффективности пр-ва.

44)Осн  напр соц политики  РБ. 1.созд постиндустр общ-ва с мощным средним классом и развитой сферой обслуживания; 2.решение демографич проблемы; 3.развитие образования, науки, культуры. Постиндустр общ-во в РБ предполагает: максимальную замену физич труда умственным, созд наукоёмкой ресурсосберегательной экологозащитной экономики, разработка и широкое внедрение инноваций; формир сферы услуг; участие граждан в управлении обществ. делами.

В соответствии с белорусским законодательством  формирование и реализация государственной  научно-технической политики осуществляется на основе следующих основных принципов:1государственная  поддержка фундаментальных и поисковых исследований;2 выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности и первоочередная государственная поддержка научных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития республики;3 ориентация научной, научно-технической и инновационной4деятельности на преимущественное развитие в республике наукоёмких, ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и технологий;5участие органов местного управления и самоуправления в формировании и реализации государственной научно-технической политики;6участие научной общественности в формировании и реализации государственной научно-технической политики в республике;7 непосредственная связь научной, научно-технической и инновационной деятельности с образованием, подготовкой научных кадров;8       государственная поддержка одарённых детей, содействие развитию их творческих способностей;9обеспечение свободы научной, научно-технической и инновационной деятельности, правовая защита объектов интеллектуальной собственности;10использование преимущественно экономических методов государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;11развитие рыночных отношений в научно-технической сфере, поощрение конкурсности, конкуренции и предпринимательства, равноправие всех субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности;12 повышение престижности научной, научно-технической и инновационной деятельности;13открытость научно-технической политики, взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, создание условий для привлечения иностранных инвестиций, на развитие науки и техники, освоение новейших технологий и новых видов продукции;14 развитие инновационной инфраструктуры. 

45)Молодёжная  пол бел гос-ва. Молодежная политика является частью государственной политики в области социально - экономического, культурного и национального развития Республики Беларусь. Ее реализация - одно из приоритетных направлений деятельности белорусского государства. Реализация государственной молодежной политики представляет собой целостную систему мер правового, организационно - управленческого, финансово - экономического, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для их ответственного участия в жизни и развитии белорусского общества.Молодежь - социально-демографическая группа, обладающая совокупными половозрастными и социально-психологическими особенностями, проходящая стадии социализации в реальных условиях жизнедеятельности общества. Это поколение людей, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет. В настоящее время почти четверть населения Беларуси - молодежь (23,7 %). При этом в городах проживает 70%, в сельской местности 21 %. Учащаяся молодежь составляет более половины в общем количестве молодежи республики. Причем значительную долю учащейся молодежи составляет студенчество. Молодежь является важнейшим стратегическим социальным ресурсом общества. Эту социально-демографическую группу недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Роль и значение молодежи в общественном воспроизводстве определяется спецификой ее положения в обществе. Политика по отношению к молодежи формируется на уровне общества и государства. На сегодняшнем этапе истории белорусского общества государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики. Молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества. Государственная молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов, обеспечивающих стратегию государства в формировании условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения, создании законодательно закрепленных гарантий для молодежи в правовой, экономической и других сферах жизни.Основными направлениями реализации республиканской программы являются:повышение престижа и возможности получения качественного образования;воспитание гражданина-патриота;создание условий для активного и эффективного участия молодежи в социально-экономической жизни страны;пропаганда здорового образа жизни, предупреждение пьянства, наркомании, правонарушений, в том числе торговли людьми;развитие молодежного туризма, международное молодежное сотрудничество;информационное обеспечение системы работы с молодежью. 

46)Нац  и этнич проблемы  в совр мире. Этнос - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединенных длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Под этносом принято подразумевать все разновидности народов мира: племена, народности, нации, национальные и этнические группы. Обычно выделяют три исторические формы существования этносов: племя, народность, нация. Принято считать, что для первобытной эпохи характерно племя, для рабовладельческой и феодальной эпох • - народность, для капитализма и социализма - - нация. Нация-совок граждан страны не зависимо от их этнич принадлежности. На базе нации формируются еще две этнические общности — национальные и этнические группы. Национальными группами называются более или менее значительные части одной нации, оторванные от ее основной массы и проживающие в инонациональной среде (например, русские, украинцы проживающие в Беларуси). Этническими группами называются родственные по языку и близкие по культуре общности людей внутри той или иной нации, отличающиеся от нее некоторыми особенностями. Национальность–принадлежность к этносу. Нац. политика-воздействие на нац., межэтнич. отношения субъектами политики. Направления нац политики – нац самоопределение, межэтнич интеграция, сочетание нац и интернац интересов, созд равных условий для созд и развития экономики, языка, соц сферв, культуры, борьба с национализмом (идеология и политика отстаивания исключительности нации, её превосходства над другими народами) и шовинизмом (крайний национализм, стремящийся к подчинению, ассимиляции одной нации другой, т.е. поглощению народов). Мировой опыт решения нац-этнич проблем: 1. интеграционный подход – объединение различных этносов в одну нацию и растворение в ней нац меньшинств путём ликвидации их соц-эк и пол неравноправия, предоставления различных льгот. 2. реализация «концепции политкультурности», созд «общества-оркестра». Льготы меньшинствам  заменяются созданием равных условий для образования, бизнеса, карьерного роста. Пути реш нац-этн проблем: ликвидация причин обострения, повышение культуры населения, демократизация пол режимов, созд равных усл для разв эк,, языка, культуры.

47)Гос  политика в сфере  отнош СНГ и  РБ. Причины обострения нац-этнич отношений на территор бывшего СССР: 1.объективные(проживание на постсоветской территор более 1000 этнич общностей с разным уровнем развития экономики, соц сферы, особенностями культуры и веры.2. объективные (сохранение нац обид, обострение соц-эк проблем, рост бедности и безраб., пренебрежность к иным культурам, религиям, языку.Страны СНГ, желая способствовать сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов, берут на себя определенные обязательства по защите прав национальных меньшинств, вытекающих из международно-правовых актов. Идея возрождения национальной самобытности народов была зало жена в республиканских Декларациях о государственном суверенитете.Каждое из государств СНГ гарантирует всем национальностям, проживающим на территории республики, право свободного национально-культурного развития.Декларации о государственном суверенитете стран СНГ гарантируют всем национальностям, проживающим на территории этих стран, всю полноту прав, зафиксированных в конституциях, в том числе на свободное национально-культурное развитие и пользование родным языком. Законодательство стран СНГ устанавливает, что жители всех национальностей обязаны соблюдать Конституцию и законы, оберегать государственный суверенитет и территориальную целостность республики, участвовать в создании независимого демократического государства, уважать его государственный язык, культуру, традиции, обычаи.Важнейшей гарантией сохранения национальной самобытности народов является установленная обязанность всех находящихся на территории Республики уважать ее национальные традиции (ст. 52 Конституции Беларуси).Таким образом, государство регламентирует статус национальных меньшинств и малочисленных народов, обеспечивает защиту, сохранение и использование их родного языка, природной среды обитания.Государство создает надлежащие условия для развития всех национальных языков и культур. Не допускается дискриминация граждан по национальному признаку. Закрепляется равноправие граждан независимо от их расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежности; право на свободный выбор национальности, языка обучения и общения. Они воспроизводят общепризнанные принципы международного права — свобода, гуманизм, социальная справедливость, равноправие всех этнических групп в многонациональном государстве. За отдельными этническими группами признается статус национальных меньшинств, хотя нигде не закрепляется добровольный характер приобретения этого статуса. А официальное признание государством той или иной национальной группы в качестве национального меньшинства влечет обязанность государства выполнять определенные обязательства перед данным национальным меньшинством, а также право этнического меньшинства требовать от государства выполнения взятых на себя обязательств. Долг государства — реально гарантировать полное равноправие всех народов, недопущение какой-либо дискриминации на основе национальной принадлежности. Государственная власть призвана обеспечить реальную защиту и равные права граждан всех национальностей, строго следуя провозглашенным в национальном законодательстве и международных нормах о правах человека принципам равноправия. Национальные, культурные и исторические ценности на территории стран Содружества являются исключительной собственностью народа. Республика имеет право на возвращение в собственность народа национальных, культурных и исторических ценностей, находящихся за ее пределами.

48)Политика  бел гос-ва в  сфере религиозно-конфес  отнош. Религия – это сфера духовной жизни, форма общественного сознания, система духовных представлений, взглядов и убеждений людей, на которых строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующе  поведение и специфические действия (религиозный культ), основанные на вере в сверхъестественное, на заложенном природой стремлении людей к высшему, идеальному и совершенному. Государственная религиозная политика осуществляется при помощи органа государственного управления по делам религий. Его деятельность определяется статьями 10-12 закона «О свободе совести и религиозных организациях». Он ведет государственный реестр религиозных организаций и осуществляет контроль деятельности религиозных организаций и исполнения ими законодательства РБ.Религиозные организации, объединения и общины должны пройти государственную регистрацию и соответствовать следующим критериям: вероисповедание, разработанная культовая практика, проведение богослужений, религиозное воспитание и просвещение своих последователей, руководителем ее может быть только гражданин РБ. Если данные критерии отсутствуют, то в регистрации может быть отказано. Для полноценного рассмотрения создается государственная религиозная комиссия. В случае нарушения законодательства РБ, осуществлении деятельности, противоречащей уставу религиозной организации, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия, пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды или розни религиозная организация может быть ликвидирована.Контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести и религиозных организациях на соответствующих территориях осуществляют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Областные, Минский городской исполнительные комитеты создают свои подразделения по делам религий, подчиненные им и республиканскому органу государственного управления по делам религий. В случае нарушений религиозной организацией законодательства Республики Беларусь, регистрирующий орган в трехдневный срок выносит письменное предупреждение. Если имевшие место нарушения не были устранены в шестимесячный срок, то регистрирующий орган имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации. Причем ее деятельность приостанавливается до решения суда. Запрещены:Создание и деятельность религиозных организаций, направленных против суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь; Создание религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, воинских частях и образовательных учреждениях; Вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации и обучение их религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц их заменяющих. Государственная религиозная политика в Республике Беларусь основывается на том, что «идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан». Государство активно сотрудничает с религиозными организациями в сфере культурно-нравственного воспитания, а в некоторой степени и в идеологической. Исторически так сложилось, что Беларусь – многоконфессиональное государство. Беларусь имеет исторически сложившуюся структуру нескольких традиционных конфессий, оказавших свое влияние на формирование и развитие белорусской нации: православие, католицизм, протестантство, иудаизм, ислам.

49) Междунар отнош- взаимодействие государств за пределами своих стран с целью реализации национальных интересов,  решения проблем регионального или мирового масштаба. Субъекты МО:- государства (их более 200), союзы государств (напр. Евросоюз, СНГ - объединение постсоветских государств);- различные межправительственные организации:ООН, Совет Европы. Основное назначение -  обеспечение высокого стандарта защиты прав человека, ОБСЕ - организация по обеспечению безопасности и сотрудничества в Европе, НАТО - военное объединение.- международные неправительственные объединения: профессиональные, производственные,  культурные, экологические организации, общества, ассоциации(Всемирная организация профсоюзов,  Всемирная федерация демократической молодежи, Общество белорусов мира «Бацькаушчына» и т.д.):- отдельные личности ( известные политические, культурные, религиозные деятели,ученые, бывшие руководители государств, лауреаты международных премий. Виды международных отношений: политические (играют важнейшую роль);экономические;международно-правовые;научно-технические; военно-стратегические;культурные.Принципы международных политических отношений:Признание суверенного равенства государств;нерушимость государственных границ, признание территориальной целостности государства;неприменение силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, мирное урегулирование споров;невмешательство во внутренние дела государнств;уважение прав и свобод человека;право народов распоряжаться своей судьбой; развитие сотрудничества между государствами, добросовестное выполнение принятых обязательств.Тенденции развития современных МО:рост взаимозависимости государств и народов под воздействием глобализации экономических и политических процессов;  развитие связей между странами, усложнение МО в силу роста разнообразия этих  отношений и их субъектов; выдвижение в центр МО решение глобальных проблем (бедности, болезней, последствий природных и техногенных катастроф, неграмотности, борьбы с терроризмом и др.); -стремление США к имперской, однополярной  форме регулирования МО.

50)Внешняя  политика. Внешняя политика - это политика, направленная на регулирование взаимоотношений между государствами и народами на международной арене. В настоящее время РБ признана 159 государствами мира, со 154  из них установлены дипломатические отношения.В основе  внешней политики лежат национально-государственные интересы. В основе интересов лежат потребности , в первую очередь социально-экономические.  Ф-ции: охранительная,  предотвращение угрозы из вне; представительско-информационная, посредством специальных учреждений и органов осуществляется сбор информации о других странах, распространение информации о своей стране; налаживание деловых контактов; торгово-организаторская, идеологическая: пропаганда  философских, политических, экономических, социальных ценностей, утвердившихся или утверждающихся в стране, формирование положительного образа государства;участие в решении глобальных проблем. Средства и методы внешней политики:Политико-дипломатические: заключение договоров и соглашений, участие в работе международных в организаций, совещаний, конференций, решение международных проблем  дипломатическими методами (переговоры, компромиссы и др.);военные (военная мощь, ее демонстрация или применение, напр. США); экономические «эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле, экономическая помощь и т.п.);  СМИ (информационные войны или создание положительного имиджа стране).Субъекты внешней политики:внутригосударственные: президент, парламент, правительство, специализированные учреждения (например, Министерство иностранных дел Республики Беларусь в составе правительства; Управление внешней политики при Администрации Президента; Постоянная комиссия Совета Республики Национального собрания по международным делам и национальной безопасности, Комиссия Палаты представителей Нац. собрания по междунар.делам и связямс СНГ); зарубежные (консульства, посольства, постоянное представительство в междунар. организациях).

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"