Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:22, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Работа состоит из  1 файл

шпоры по политилогии.doc

— 335.50 Кб (Скачать документ)

35) Пол лидерство. Имея огромное значение для определения успеха и направленности политических процессов, этот вид политической деятельности соединяет в себе важнейшие, существенные черты политики: власть, авторитет, влияние, руководство, выражение и представительство интересов. Смысл этого явления заключается в осуществлении авторитетного руководства в сфере политики. Политическое лидерство - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие - отдают им добровольно часть своих пол, властных полномочий и прав для осущ их целенаправленного представительства и реализации.Утрата доверия ведет к возникновению явления, противоположного лидерству - противодействия или политического вызова. Оно выражается в различных проявлениях скрытой или явной враждебности по отношению как к самому лидеру, так и к тем ценностям, которые он представляет.Качества лидера:набор психологич качеств(теория черт)-чувство юмора, ум, такт;ситуации, в кот люди с отмеч качествами станов лидерами (ситуационная теория); воля последователей.Сложность и многообразие проявлений феномена политического лидерства предполагают и многообразие его типов.1.По классификации, введенной М. Вебером, власть может быть:- традиционной, опираться в своем осуществлении на механизм традиции и ритуала. Лидер в этом случае является носителем традиции, хранителем и знатоком ритуалов;- легальной, опираться на законы, правила, нормы. В рамках этого типа властвования лидерство связано со знанием и четким соблюдением норм политического процесса, их активным использованием для достижения поставленных целей;- харизматическая власть и лидерство - специфический тип руководства, смысл которого - в особой связи между лидером и его последователями, когда он чувствует себя призванным для осуществления определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых исключительных качеств, способности преодолеть любые трудности, предвидеть на много лет вперед.2. по пол поведению:реакционеры, консерваторы, радикалы; 3.по контролю за властью: правящие и оппозиционные;4.по масштабу деятельности: общенац, региональные.Функции полит лидерства:коммуникат-ая,мобилизац-ая,организац-управ-я,интегративная. Формулирование целей, определение путей их достиж, выявление и устр проблем, поддержание традиций, обеспеч защиты.

36)Выборы  и демократия. Избират право. Выборы - это способ формирования народом высших и местных органов власти. Выборы являются: выражением воли народа, интересов различных  социальных групп и представительства этих интересов в государственных органах власти; средством легитимации (узаконения) политической системы; мирным способом смены правящих элит и лидеров,формой контроля избранных депутатов;средством полит. социализации (просвещения граждан в  период предвыборной агитации ).Типы выборо:общегосударственные и местные; очередные и срочные;альтернативные и безальтернативные;прямые и косвенные;однопартийные и многопартийные; демократические (свободные,открытые, справедливые, периодические)  и недемократические. Демократические принципы выборов:всеобщность, за исключением установленных законом цензов (гражданства, возрастного, образовательного,  заключения под стражу);равноправие;прямые выборы;тайное голосование;свободные (без принуждения) выборы, предполагающие свободу выдвижения и самовыдвижения кандидатов, свободу обсуждения и отвода выдвинутых кандидатов;альтернативные выборы. Избирательное право -совокупность организационно-правовых норм, устанавливающих порядок формирования  выборных государственных органов, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и процесс  выборов, определяющих порядок отзыва депутатов.Виды избирательного права:активное избирательно право (право избирать);пассивное избирательное право (право быть избранным).

37) Избир сист. Абсентеизм. Избирательная система –это узаконенный порядок организации и проведения выборов, определения результатов голосования и распределения депутатских мандатов. Типы избирательной системы :мажоритарная,  пропорциональная и  пропорционально-мажоритарная.Мажоритарная система:выборы проводятся в одномандатных округах по принципу «один округ - один  один мандат», голосование не за партию, а за конкретного кандидата;избранным считается кандидат, получивший установленное количество голосов(50%+1).Если ни один кандидат не набрал нужное количество голосов, то проводится второй тур и там уже побеждает из двух кандидатов, набравший большее число голосов.Достоинства мажоритарной системы:Универсальность. Такая система годна для выборов в  президенты и любые представительные органы власти, позволяет оценить личностные качества кандидата, обеспечивает после постоянную конкретную связь с депутатом. Набранное количество голосов дает возможность сформировать  стабильный парламент и правительство. Недостатки мажоритарной системы:Значительная часть избирателей, иногда более 50%, остается  не представленной в государственных органах власти; сужает возможность провести своих кандидатов малым общественным объединениям; зависимость кандидата от избирателей округа может порождать местничество в ущерб общегосударственным интересам;имеется опасность  манипулирования избирателями. Пропорциональная система:При этой системе избиратели голосуют за партии и мандаты распределяются в соответствии с количеством поданных за партии  голосов.Выборы проводятся в многомандатных округах; избиратели голосуют за партийный список; законодательно устанавливается “заградительный барьер”.  Согласно его партия получает тогда мандаты, когда за нее проголосует установленное число избирателей ( в России 5 % голосов,  в др. странах 2,3%).Недостатки: большое число партий, пришедших к власти, затрудняет деятельность парламента и правительства, система выгодна партийной верхушке, депутаты зависят больше от своих партий, а не от  избирателей; слабая связь избирателей с депутатами, так как избиратели голосуют за партии. Нейтрализуются недостатки  преференцированным голосованием, когда избиратель устанавливает очередность кадидатов, претендующих на получение мандата, или панашированием - голосованием за кандидатов из разных списков, можно предлагать новых кандидатов.Достоинства:стимулируется развитие многопартийной системы, более адекватно отражается политическая воля избирателей и расстановка политических сил в стране.Абсентеизм – уклонение от участия в выборах. Причины: неверие избирателей в реализацию депутатами предвыборных программ и обещаний;неверие в значимость своего голоса,депутаты не видят особой разницы в программах кандидатов в депутаты;удовлетворенность политической обстановкой;неучастие – как протест; низкий уровень политической культуры; плохая погода, занятость на даче, другие досуговые мероприятия.

38)Изб  сист и процесс  в РБ. Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно.Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов.Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.Выборы депутатов являются прямыми: депутаты избираются гражданами непосредственно. Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещаетсяРасходы на подготовку и проведение выборов осуществляются за счет государства в пределах выделенных на эти цели средств. В случаях, предусмотренных законом, расходы на подготовку и проведение выборов могут осуществляться за счет средств общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, граждан.Отзыв депутатов осуществляется по основаниям, предусмотренным законом.Голосование об отзыве депутата проводится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее двадцати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.Основания и порядок отзыва членов Совета Республики устанавливаются законом.Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, если иное не предусмотрено Конституцией.Порядок проведения выборов определяется законами Республики Беларусь.Выборы не проводятся в период чрезвычайного или военного положения.Избирательный процесс в РБ включает следующие стадии, которые регулируются Конституцией и Избирательным кодексом республики: назначение выборов; регистрацию избирателей; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов;предвыборную агитацию; порядок голосования;  подсчет голосов.

39)Пол  культура. Пол культура - совокупность политических знаний, ценностных ориентаций, идейных убеждений,  моделей поведения, реализуемых личностями, социальными и политическими общностями в определенной политической системе.В структуре этого явления выделяют: исторический опыт и политические традиции, культуру политического сознания, культуру политического участия, политический менталитет, политическую символику, полит. язык, политические мифы, пол этику. Ф-ции: Познавательная предполагает усвоение знаний о политике. В результате этого в сознании людей формируются политические установки и ориентации, определяется их политическое поведение.Коммуникативная предполагает передачу из поколения в поколение полит. опыта, традиций, осуществляет взаимодействие в полит. процессах различных соц-льных групп и полит. институтов.Интегративная способствует достижению согласия в обществе.Нормативно-регулятивная обеспечивает регулирование полит. отношений на основе полит. решений гос. органов и учетом сформировавшихся у граждан полит. ориентаций и ценностей. Воспитательная проявляется в целенаправленном воздействии на полит. сознание и поведение граждан и социальных групп со стороны различных полит. институтов и в самовоспитании.Типы политической культуры ( Г.Алмонд, С.Верба):Патриархальная характеризуется  отсутствием интереса к политике и неучастием в политической жизни. Подданническая: в ней присутствует интерес к политике и полит. институтам, но отношение к ним в основном эмоциональное (гордость или неприязнь). Ее носители не стремятся воздействовать на власть и ее политику, а предпочитают подчиняться ей, считая, что государство само должно решать их проблемы.Активистская характеризуется активной гражданской позицией, стремлением граждан участвовать в политической жизни и по возможности влиять на политику государства.Смешанные типы: патриархально-подданнический, подданническо-активистский, патриархально-активистский.Наиболее оптимальная - гражданская , в которой доминирует при наличии элементов патриархальной и подданнической  активистская.Гражданская полит. культура предполагает: соблюдение правовых и нравственных норм,выполнение конституционных гражданских обязанностей;формирование чувства личного достоинства (уважения к своей личности, осознания своей значимости);самостоятельность, способность к ответственным решениям и просвещенному выбору,толерантности;конструктивность критического отношения к власти, способность строить свои отношения с ней на  правовой основе, устранение  конфликтов посредством  переговоров,  компромиссов  и консенсуса;готовность отстаивать свои права и свободы;солидарность (чувство сопричастности к происходящему в обществе);патриотизм. По  П.Э.Баталову: рыночная -  ей присущи такие элементы рынка как конкуренция, саморегулирование политических отношений и функционирования политической системы. этатистская -  ей характерна определяющая роль государства в регулировании всей политической жизни общества.

40)Пол  социализация личности- процесс усвоения личностью полит. знаний, норм, ценностей и навыков, в результате которого она принимает на себя определенную полит. роль. П. соц-ция осуществляется под воздействием объективных (экономич., социальных и др.)и субъективных факторов (целенаправленного воздействия разл. общественных институтов).  Этапы соц-ции:1) детский и  ранний юношеский. Средства социализации: семья, школа,  ровесники, юношеские организации; 2)  этап совпадает с учебой в различных учебных заведениях.  На этом этапе формируются основы полит. культуры;3-й этап  характеризуется вовлечением личности в полит. деятельность в качестве члена общественно-политических объединения, избирателя, участника политических акций и т. п.

41)Пол  культура и социализация  в РБ. Пол культура РБ включает элементы разных типов: патриархальной, подданической, активистской, этатистской. Превалируют подданический и этатистский типы. Большинство населения проявляет довольно живой интерес к политике, но не стремится воздействовать на власть, предпочитая подчиняться ей. Считает, что от их участия в политической деятельности ничего не изменится. Другая часть населения, относительно немногочисленная, пытается активно демонстрировать свои политические взгляды и отстаивать их, участвуя в работе общественных организаций, движений, политических партий, принимая участие в различных политических мероприятиях.Представители отмеченных  двух групп в той или иной степени участвуют в выборах и референдумах.Третья группа граждан вообще мало интересуется политикой, будучи целиком занятой своими личными проблемами.Тенденции развития пол культ в РБ:Первая тенденция направлена на консервацию социалистических порядков. Установки и ценности:  стабильность общественной жизни; ориентации на социальную справедливость и равенство, общественные и личные социальные проблемы должно решать государство и глава гос-ва; ориентация на коллективистские формы (совхозы,колхозы, государственные,предприятия);  негативное отношение к частному предпринимательству; интернационализм, приоритетная ориентация внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности на Восток; неприятие инакомыслия и оппозиции. Носители тенденции: пожилые люди и часть среднего возраста, значительная часть полит. элиты, многие хозяйственные руководители, полит. партии левого направления.Сторонники второй, новационной, тенденции ориентированы на либерально-демократические ценности: утверждение реальных прав и свобод граждан (права на частную собственность, свободы слова, и т.д.);  правовое государство и гражданское общество, разделение властей; свободу частного предпринимательства, конкуренцию; неприятие авторитаризма и тоталитаризма; государственный суверенитет; приоритетная ориентация внешней политики на Запад. Носители: молодежь, предприниматели, партии правого толка.

42)Пол  идеология. Пол идеология - совок общественных идей, взглядов, представлений, чувств и верований о развитии общества и человека, в которых различные индивиды и сообщества осознают свои пол позиции и интересы и в целях их реализации оправдывают свои притязания на власть или ее использование. Разновидностями политической идеологии являются идеологии — государственная и национальная. Государственная идеология есть система господствующих идей, взглядов, представлений, утверждающих существующие общественные отношения и обеспечивающих их сохранение и развитие в интересах всего общества, его большинства или управляющего меньшинства. Национальная идеология есть система исторически сложившихся идей, взглядов, а также эмоционально-психологических норм и установок, способствующих реализации ключевых потребностей народа разной этничности в выживании и разностороннем развитии. Важно подчеркнуть еще одну черту политической идеологии. Кроме теоретически обоснованных положений, любая идеология предполагает определенную оторванность от действительности, ее принятие массами на веру. Политическая идеология выполняет следующие социальные функции: теоретико-концептуальную (разработка целей, моделей развития общества, его основных ценностей); познавательную (пропаганда декларированных целей и ценностей); воспитательную (способствование осознанию субъектами политики своих политических интересов и позиций) интеграционную(овладение общественным сознанием, подчинение общественного мнения собственным адеалам); мобилизационную (побуждение граждан к единству действий для достижения намеченных целей), коммуникативную (передача идеологического наследия новым поколениям) и др.Либерализм- идеологическая концепция, базирующаяся на принципе полной свободы личности, ставящая целью освобождение личности от оков государства и давления авторитарной коллективности. Консерватизм - идеологическая концепция, отражающая приверженность к сохранению и преемственности сложившихся общественных отношений, абсолютизирующая устойчивость политической системы и отрицающая необходимость ее коренной ломки, отрицательное отношение к идее равенства. против политизации людей. Социал-демократическое движение зародилось во 2-й половине XIX в., развивалось лараллельно с марксизмом, имеет с ним одни и те же исторические причины и теоретические источники возникновения, как и достижение единой цели  - построение социализма.. Составной частью концепции демократического социализма является политическая демократия. Она включает в себя наличие многопартийности, возможность пребывания у власти нескольких партий, их сменяемость у руля государства в результате выборов, строгое соблюдение правовой законности, принцип разделения властей, гласность, демократический контроль над государственным аппаратом, привлечение граждан к участию в управлении, основные права человека, независимость судов и судей, свободу печати, постоянный диалог власти и оппозиции, создание условий для изменения решений, принятых большинством, если они оказались ошибочными.  
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"