Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:22, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Работа состоит из  1 файл

шпоры по политилогии.doc

— 335.50 Кб (Скачать документ)

19)Основы  гос-конституц строя  РБ. 1)РБ унитарное демократическое социальное правовое гос-во.РБ обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осущ внутр и внешнюю политику.РБ защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.2)Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и гос-ва.Гос-во ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед гос-вом за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.3)Единственным источником гос власти и носителем суверенитета в РБ является народ.4)Демократия в РБ осущ на основе многообразия пол институтов, идеологий и мнений.5)Пол партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов РБ, содействуют выявлению и выражению пол воли граждан, участвуют в выборах. Пол партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться гос средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством. Запрещается создание и деятельность пол партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.6)Гос власть в РБ осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Гос органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. 7)В РБ устанавливается принцип верховенства права.8)РБ признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.9)Территория РБ является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета РБ.Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством. 10)Гражданину РБ гарантируется защита и покровительство гос-ва как на территории Беларуси, так и за ее пределами. 13)Собственность может быть государственной и частной.Гос-во способствует развитию кооперации.Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. 14)Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. 15)Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в РБ.16)Религии и вероисповедания равны перед законом.17)Гос языками в являются белорусский и русский языки. 18)РБ в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. 19)Символы - Гос флаг, Гос герб и Гос гимн. 20)Столица город Минск.Статус города Минска определяется законом.

20)Глава  гос-ва. Высшими органами гос власти являются выборные коллегиальные и единоличные органы и избираемые должностные лица, к которым относятся глава гос-ва, парламент и прав-во. Полномочия главы гос-ва определяются строй, правовым положением и порядком формирования высших органов гос власти. Глава гос-ва обладает конституционным правом назначения выборов, внеочередного созыва и роспуска парламента. Он главный субъект законодательной инициативы, наделен законодательными полномочиями и правом отлагательного вето на законы парламента и решения местных Советов. Президент имеет право участвовать в работе парламента и его органов, выступать перед ними в любое время, назначать восемь членов Совета Республики и своих представителей в парламенте.Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при отказе палатой в доверии или выражении вотума недоверия правительству, двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены по решению Президента на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения Конституции палатами парламента. В полномочия Президента входят также решение вопросов о гражданстве, помиловании, осуществление внешней политики, введение чрезвычайного и военного положения, объявление мобилизации и др. Он возглавляет Совет Безопасности и является Главнокомандующим Вооруженными Силами. РБ-одна из разновидностей восточноевропейской модели президентства, для которой характерно наделение Президента рядом полномочий других властей, предоставления ему права оказывать влияние на формирование и деятельность всех органов государственной власти, вынесение института президентства за рамки привычной триады властей и придания ему роли «арбитра».

21)Парламент. Парламент – это высший представительный законодательный орган государства. Парламент бывает одно- и двухпалатным (нижней и верхней палаты). Нижняя палата ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики. Верхняя палата выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. Они образуются по разному: по принципу наследования, по принципу назначения главой государства, по принципу избирания. Основными элементами в каждой из палат являются комиссии или комитеты, разрабатывающие основные законопроекты (постоянные и временные). Функции парламента (внутренние):1.законотворческая (обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных группировок и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти). 2.представительская (избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы своих избирателей). 3.ф-ция обратной связи (контакт депутатов с избирателями). 4.формирование бюджета. (внешнепол): 1.утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства.2.ратификация и денонсация международных договоров. 3.объявление войны и заключение мира.

22)Правительство. Правительство – высший гос коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В компетенцию Прав-ва входят: разработка основных направлений внутренней и внешней политики и их реализация; раз-работка проекта госбюджета и предоставление отчета о его исполнении; обеспечение проведения единой гос политики по опред сферам деят-сти; принятие мер по обеспечению прав и свобод гр-н, защите интересов гос-ва, нац безопасности и обороноспособности; орг-ция упр-ния госсобственностью; обеспечение исполнения Конституции, законов парламента, декретов, указов, распоряжений Президента и др полномочия. К числу важнейших полномочий прав-ва можно отнести следующие:1.формирование гос аппарата и руководство его деят-стью.2.испол-ние законов.3.составление и испол-ние бюджета.4. прогнозирование соц-эк развития.5.руководство отдельными отраслями хоз, дух и соц сферами.6.участие в законодательной деят-сти.7.принятие нормативных актов.8.ведение междунар переговоров и заключение соглашений.

23)Местное  управл и самоуправление. Местная власть реализуется органами местного самоуправления (МС) и местного управления (МУ). Органы МС избираются гражданами, МУ назначаются центральными органами. Согласно  Конст. РБ местн. власть осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы (исполнительные комитеты),  местн. референдумы,  собрания и др. Местное самоуправление осуществляется  в границах адм.-территор. единиц: сельсовета, поселка, города, района, области. Осн. органом МС явл. Советы депутатов – представит. органы гос. власти на территории соответствующих территориальных единиц. В Республике установлены три территор. уровня местн. советов деп-тов: первичный, базовый и областной. К первичному относятся: сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения); к базовым– городские (города  областного подчинения), районные; к областным –областные Советы депутатов. Минский гор. Совет депут-ов  обладает правом базового и областного Советов депутатов. Местн. Советы избираются гражданами сроком на 4года. В формировании исполнительных комитетов участвуют две ветви власти. Председатели облисполкомов назначаются През-том и утверждаются обл. Советом деп-тов. Пред-ль Минского горисполкома назнач. През-том и утверждается соответственно сессией Минского горсовета деп-тов путем открытого голосования. При двух отказах облсоветов и Минского горсовета депутатов утвердить кандидатутуру, назначенную на должность председателя исполкома, решение През-та явл окончательным. Кандидатуры зам. Пред. Исполкома и Управляющего делами, персональный состав исполкома  должны согласовываться с Президентом.К исключительной Компетенции местных Советов депутатов относится: утверждение программ социально-экономического развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении, установление местных налогов и сборов; определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью, назначение местных референдумов.

24)Бюрократия  и бюрократизм. Бюрократия – сложное социальное явление Ее роль в демократической системе неоднозначна. Бюрократия несет в себе угрозу демократической политической структуре и тем политическим деятелям, которые руководят ею. В то же время, могущественная и независимая бюрократия, необходима для предотвращения политической коррупции и для сохранения самих демократических процедур. Бюрократия (от франц. – канцелярия и греч. – власть), одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма и социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата.Термин «бюрократия» ввел в политический и научный оборот в 40-х гг. XVIII в. французский экономист Винсент де Гуриэ. Бюрократия — это естест, необходимая и специфич ф-ма деят-сти соц орг-ций в полит общ-ве, та часть гос аппарата, которая оторвана от его реальных властных ф-ций до орг-ции общ жизни (традиционная, иррациональная и современная, рациональная). С появление бюрократии появилась и проблема бюрократизма. Бюрократизм – это общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населения.Внешними признаками бюрократизма – канцелярщина, волокита (проволо́чка в судебных делах, затягивание. Медленность и злоупотребления в производстве судебных дел составляли язву старых московских судов.), пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей. Внешние – чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти, ее отчуждение от бесконтрольность, формализм и деформализм  сознания чиновничества.

25)Пол  партии и партийные  системы. Политическая партия(от лат часть или группа) - это основанное на идеологических и политических ценностях добровольное объединение граждан, которые борются за власть или участие в ее осуществлении в целях реализации общественно значимых интересов той или иной общности людей.Пол партии в своем служении общественным интересам выполняют следующие функции: выявление, обоснование и преобразование интересов, пол воли граждан или всего народа в пол требования; активизация и интегрирование больших общественных групп по реализации их интересов и потребностей; содействие осуществлению пол прав граждан; разработка идеологии и пол доктрин, определение цели, направления и стратегии развития общества; борьба за власть, организация пол давления на гос власть, контроля за нею; участие в осуществлении гос власти; подготовка и выдвижение кадров для государственного аппарата; формирование общественного мнения; политическое образование общества либо его части; пол социализация граждан. Типы пол партий:1.По отношению к существующему порядку и методам полит. деятельности партии делятся на: революционные стремящиеся к коренным преобразованиям общественных отношений; реформистские, стремящиеся к эволюционным преобразованиям без изменения политического и экономического строя;реакционные стремятся восстановить прежний строй и порядки.2.По характеру идеологических доктрин их делят на  либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические,  религиозные.3. По отношению к правящему режиму делятся: на правящие и оппозиционные.Правящая - победившая на выборах и сформировавшая правительство. Оппозиционные – выражает ценности и интересы, несовпадающие с таковыми правящего режима. Они систематически контролируют и критикуют действия правительства с указанием ошибок и недостатков, предлагают альтернативные варианты решений социальных проблем, подготавливают условия для смены прав-ва и завоевания власти.4.По членству делятся на кадровые и массовые.Кадровые: их структура и деятельность нацелены на победу на выборах в госорганы. В них нет фиксированного членства. Их основное звено парт. комитеты, состоящие из активистов, которые подбирают кандидатов и помогают им быть избранными. Массовые: имеют первичные территориальные организации, профессиональный аппарат управления, партийную дисциплину и уплату членских  взносов.5.По характеру их деятельности делятся на парламентские и авангардные(концентрирующие свои усилия не только на парламентскую, но и на внепарлам деятельность, например, на идейно-пол воспитание  масс, вовлечение граждан в массовые акции).Партийная система - совокупность относительно стабильных межпартийных отношений и взаимосвязей партий друг с другом, а также с государством и иными политическими институтами при реализации политическим партиями своих функций.  Однопартийная система (система неконкурирующих партий) характеризуется доминированием одной партии. При наличии многопартийности и альтернативных выборов власть принадлежит в тот или иной период только одной из партий. Она находится вне конкуренции. Двухпартийная система характеризуется тем, что власть одновременно находится в руках двух партий. При этом одна из них может господствовать в нижней палате парламента, другая в верхней. Многопартийная система предполагает наличие и чередование у власти нескольких партий. Многопартийность бывает двух видов: безмонопольно господствующая коалиция, когда ни одна из партий не может победить в одиночку, ни одна из партий не в состоянии править самостоятельно (Франция, Нидерланды, Дания); двухпартийная система в условиях многопартийности предполагает наличие двух главных политических партий, способных в одиночку прийти к власти и запустить механизм властвования. Эти две партии не нуждаются в союзе с кем-либо для достижения власти. Они чередуются у власти.Как показывает исторический опыт многих стран, процесс формирования многопартийности и партийных систем является довольно длительным и сложным, проходит ряд этапов, связанных как с количественными изменениями внутри партии, так и с взаимодействием разных партий внутри государства. Процесс формирования многопартийности идет и в РБ.

26)Обществ  организации и  движения. Общ движение есть объединение людей, преследующих социально значимые цели и добивающихся их совместными действиями, но не оформивших свои организационные отношения в программе и уставе. Их главное отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят своей целью завоевание власти. Как правило, общественное движение имеет широкую социальную базу, т.е. опирается на самые различные классы, группы, слои и отличается многочисленностью. Общественная организация - основанное на членстве добровольное объединение, образованное на основе совместной деятельности для защиты общественных интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Их отличие от общественных движений состоит в том, что они имеют специализированный персонал, прошедший соответствующую подготовку и выполняющий функцию управления. Общественные организации характеризуются наличием четкой структуры, устава, постоянного членства. В силу этого общественные организации более устойчивы, т.е. могут существовать продолжительное время, располагают большими возможностями для решения общественных проблем. Доминирующим типом общественных объединений являются Группы по интересам и группы давления. Группы по интересам — это организации, объединяющие людей, заинтересованных в выражении, отстаивании и реализации своих властно значимых интересов в отношениях с государством и другими политическими институтами. Их способ действия — убеждение, советы тем, кто управляет, информирование общественности и политических лидеров о потребностях и взглядах тех или иных социальных групп, организация акций в поддержку своих интересов (митингов, забастовок и т.п.). Группы давления - объединения, члены которых сотрудничают с целью обеспечения требуемого состояния дел через осуществление соответствующего политического решения. Это организации, стремящиеся поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами. Группы давления ограничиваются стремлением (с целью защиты своих интересов) оказывать влияние на власть, оставаясь вне властных структур и институтов.  Классификация:-по отношению к существующим соц-полит порядкам (консервативные, оппозиционные, реформаторские)-по способам и методам деятельности (насильственные и ненасильственные)-по половозрастному признаку (женские, молодежные, движения пенсионеров)-по соц принадлежности (рабочих. Фермеров, крестьян, интеллигенции, предпринимателей)-по проф критерю (врачей, ученых. Экономистов, писателей)-от целей и задач (экологические, антивоенные, правозащитные). Функции:1.предоставляют и защищают интересы граждан2.обьединяют граждан3.способствуют решению отдельных соц проблем4.выполняют посреднические функции между гос органами и гражданами5.оказывают влияние на формирование общ мнения.ЛОББИ (группы давления)-относительно немногочисленные общественные объединения, добивающиеся удовлетворения своих интересом посредством давления  на гос. органы. Они располагают ресурсами и связями с политиками, что позволяет им добиваться выгодных гос. решений. Они действуют за кулисами и не несут никакой ответственности.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"