Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:57, шпаргалка

Описание

Шпаргалка содержит 62 ответа на вопросы по "Политологии" .

Работа состоит из  1 файл

шпоры по политологии.doc

— 462.00 Кб (Скачать документ)

— религия, которая часто  выступает в качестве основного  фактора консолидации больших масс людей;

— идеология — средство духовного сплочения и руководства, направляющего поведение людей  в сфере политических отношений, формирующее волю, стремление к политическому  действию;

— средства массовой информации, сведения, которые они поставляют и интерпретируют;

— общественное мнение, в рамках которого осуществляется активное и непосредственное отражение жизненных  потребностей, объективных тенденций  общественного развития;

— политическая психология общества, проявляющаяся в настроении участвующих в политической жизни людей, темпераменте народа, особенностях характера лидера.

 

22.Аспекты политической  жизни.

 

23. В чем своеобразие  политических ценностей? Этот  класс ценностей непосредственно  примыкает к социальным ценностям и, по существу, является их подвидом. Среди политических ценностей главные: политическая свобода и ответственность, элементы вечной правды основных типов политических сознаний, национальная безопасность, патриотизм и космополитизм, международная безопасность, мир и международное сотрудничество. Большинство политических ценностей связано с идеями справедливого и разумного общественного устройства и механизмами его поддержания. Ценности политики и политических режимов историчны и в этом смысле относительны. Они отражают политическую зрелость и опыт общества. Скажем, в свое время монархия воплощала более высокие политические ценности по сравнению с ценностями родоплеменного строя, но сегодня говорить о монархических ценностях всерьез уже не приходится, за исключением, может быть, исторических и эстетических. Политические ценности - это нормативная оценка идеального политического объекта в терминах «хорошо», «плохо», представление о том, что желательно и необходимо в политической жизни. По сравнению с другими компонентами, в частности по сравнению с политическими установками или ориентациями, ценности, как правило, рассматриваются как более фундаментальные ментальные образования, как «абстрактные идеалы… не связанные с конкретным объектом или ситуацией, как своего рода представления человека об идеальных моделях поведения и идеальных конечных целях». Ценности – характеристика индивидуального сознания, имеющая ярко выраженную социальную природу. Другими словами, политические ценности – это усвоенные, приспособленные индивидом (под влиянием личного интереса, ситуации и т.д.) социально-групповые представления. Эти представления усваиваются личностью в процессе политической и иной социализации и служат своего рода «фильтром», с помощью которого формируются конкретные политические установки или ориентации и в конечном итоге определяется специфика политической культуры. Зависимость установок и ценностей от социально-исторического контекста проявляется во влиянии на их специфику существующих социальных и социо-культурных размежеваний. В частности для западных стран долгое время в целом была характерна структура ценностей и установок, сформированная под влиянием социальных размежеваний индустриального общества.

 

24. Ценности-цели и ценности-средства  политики.Ценностью для людей  становится любое явление и предмет окружающей действительности, любое человеческое качество, если оно приобретает значение для удовлетворения их потребностей и реализации интересов. Ценности можно рассматривать с двух сторон: предметной (значимые свойства реальных объектов) и нормативной (требования к поведению людей). Ценностями являются не сами по себе предметы окружающего мира, а их свойства, важные для людей. В первом значении ценности - это "объекты, вызывающие благоговейное отношение" (Т. Парсонс), во втором - "общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться" (Н. Смелзер), и средств, которые он может использовать для достижения этих целей. Во втором значении ценности делятся на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). В предметной форме ценности транслируются из поколения в поколение и составляют элемент традиции. В личностном воплощении они представляют собой усвоенные человеком социальные стандарты мышления и поведения. Парсонс называет ценности высшими принципами социального действия, которые обеспечивают объединение индивидов в сообщество и согласие внутри этого сообщества. Структура и характер ценностей, принятых в конкретном сообществе, зависят от господствующих в нем представлений (понятий). Понятия обосновывают ценности. Система ценностей одновременно интегрирует и дифференцирует людей, способствуя возникновению социальных классов, слоев, этнических групп, наций и народов. Она формирует "коллективный портрет" любой из этих общностей, обусловливает их своеобразие, отличие друг от друга. То, что приемлемо для одних общностей, оказывается неприемлемым для других. Ценности выражают специфику способа адаптации социальных общностей к условиям внешней среды, способа их выживания и воспроизводства. Вместе с тем существуют и совпадающие образцы поведения представителей разных народов (общечеловеческие ценности). Но даже эти общие стандарты поведения занимают различное место в системах социальных приоритетов разных народов. Точно так же общие для культуры конкретного народа ценности занимают различное место в системах социальных приоритетов (субкультурах) классов и слоев, из которых этот народ состоит. Субкультуры включают специфические представления, ценности и нормы, отличающиеся от общепринятых. Ценности обосновывают нормы - правила поведения людей в сообществе, соблюдение которых обеспечивается с помощью санкций. Превращение предметной формы ценностей в личностную осуществляется в процессе социализации: освоения индивидом существующих в обществе институтов, представлений, ценностей, норм, ролей и навыков. Она дает людям "возможность взаимодействовать и обеспечивает сохранение общества в ходе смены поколений". В итоге социализации социально значимые объекты становятся предметами индивидуальных устремлений - ценностными ориентациями, совокупность которых составляет основу мотивации поведения людей в любой сфере общественной жизни.

 

25. Можно ли назвать войну  антиценностью в политике?

 

26. Для чего человеку власть? Вся история человеческой цивилизации  иллюстрирует аксиому: без разделения личностей на отдающих распоряжения и исполняющих их, невозможно возникновения даже минимально цивилизованного общества. Если на заре цивилизации, да кое где еще и в наши дни, люди отдающие указания, приказы, рекомендации, как правило, являлись старейшими членами племени, с большим багажом знаний накопленных за свою жизнь и полученных от предков, зачастую они же и являлись прародителями и всех потенциальных исполнителей. При таком уровне межличностных отношений, повиновение приказам было в крови, на уровне отец-сын. Противоречия были минимальными и решались в тесном семейном кругу. Ротация власть держащих шла естественным путем. С началом расслоения общества, реальная власть от патриархальной верхушки и временных военных вождей, постепенно стала переходить к более узкой, и в последствии наследственной части племени - прослойке жрецов и вождей. На этом уровне отношений, когда право на власть стало доставаться не естественным путем (умнейший, сильнейший), у людей претендующих на верховную власть в племени появляется потребность в средствах подавления недовольства членов племени, которые по достижении определенного интеллектуального или физического развития, перестали получать своей доли власти. Для устранения попыток внутриплеменных переворотов, существовало несколько путей, большинство из которых (на более высоком уровне), вполне работоспособны и в наши дни (террор, богоизбранность, метод кнута и пряника и др.).

 

27. В чем особенности политической  власти? Политическая власть обладает  рядом особенностей: верховенство, обязательность решений политической  власти для всякой иной власти; право на легальное использование  насилия против 
антиобщественных элементов; публичность (всеобщность и безличность). Политическая власть обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам; наличие единого центра принятия решений; выполнение роли арбитра в конфликтах между представителями различных социальных  групп; многообразие используемых ресурсов; обеспечение максимальной стабильности общества как целого в рамках существующих отношений собственности, действующих законов и конституции.

 

28. Природа власти Политическая  власть возникает, формируется  в ходе реализации потребностей управления, регулирования общественных отношений. Она действует как принудительная форма снятия порождаемых различием интересов противоречий и конфликтов, структурирования и укрепления человеческих сообществ. В сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, поэтому существует необходимость преодоления сопротивления других людей и сил, и политическая власть реализуется в принудительной форме. Функции политической власти как инструмента социального управления: сохранение социальной целостности; реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп; регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма. Политическая власть должна обеспечить сочетание разных сторон, отраслей социальной жизни таким образом, чтобы они действительно дополняли, а не подрывали существование друг друга; поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга. Разрыв и противопоставление функций политической власти может существенно ослабить и дестабилизировать всю систему социальных отношений, привести общество к социальному кризису. Условием обеспечения оптимальности в сочетании функций политической власти служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышения над ними. Политическая власть достигается при условии, если интересы государства преобладают, доминируют в случае конфликта с интересами политически и экономически господствующих социальных групп.

 

29. Особенности и функции  политической власти. В политической науке власть анализируется или как политический феномен, или как явление, не ограничивающееся сферой политики. В первом случае любая власть является политической. Правда, в этом случае происходит стирание различия между приватным и политическим. Скажем, власть родителей над детьми также становится политической. Согласно второму подходу, не все виды власти являются политическими. Так, могут существовать различные виды власти: экономическая, социальная, культурно-информационная. Среди многочисленных разновидностей власти политическая имеет верховенствующий характер. Это проявляется, во-первых, прежде всего в том, что политическая власть устанавливает и определяет основные политические нормы и законы конкретного общества, которые регулируют и упорядочивают экономические и социальные отношения. Во-вторых, политическая власть в отличие от других видов власти обладает узаконенным правом на применение насилия (М. Вебер). Правда, в этом случае мы сводим всю политическую власть к государственной, ибо только государство в современном обществе обладает правом на легитимное насилие. Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе: определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития; обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности; регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение; осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

 

30. Легитимность: политическая  власть в человеческом измерении. Природа и основа политической власти в политической науке описываются с помощью понятий «легальность» и «легитимность». Под легальностью понимается законность власти. Понятие же «легитимность», введенное в политологию М. Вебером, трактуется как правомочность власти, ее поддержка со стороны общества, проявление лояльности к власти со стороны граждан. Вебер утверждал, что характер легитимности власти (господства) определяет ее природу. Согласно веберовской теории, выделяются три типа легитимного господства. Традиционный тип господства характеризуется подчинением общества власти в силу традиций, обычаев и привычки. Харизматический тип господства (от греч. charisma — божественный дар). Этот тип власти основывается на вере в необыкновенные качества, свойства личности. Харизмой, по Веберу, обладают великие герои, полководцы, маги, пророки, выдающиеся политики, основатели мировых религий. Харизматический лидер современности, согласно Веберу, это политик-демагог, который любыми путями добивается доверия масс, указывая цели действия. Рационально-легальный тип господства основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам. В отличие от двух предыдущих типов господства, которые имели личный характер, легальный тип господства отличается деперсонифицированным характером. При данном типе господства общество и отдельные индивиды подчиняются не конкретным лицам, а абстрактным нормам — законам. Управление же на основе законов осуществляется особым механизмом — бюрократией. Ее знания и компетентность, строгая иерархия и исполнительность позволяют сделать управление максимально эффективным и рациональным. Однако этот механизм должен находиться под жестким контролем избранных народом политических деятелей. Выделенные Вебером типы господства являются «чистыми», это скорее идеальные теоретические конструкции, нежели политическая реальность. В каждом конкретном случае можно встретить какую-либо комбинацию из веберовских типов легитимного господства. Дальнейшие исследования легитимности были продолжены С. Липсетом иД. Истоном. С. Липсет под легитимностью понимал убежденность масс в необходимости сохранения данного политического порядка. Следовательно, американский политолог трактует легитимность в веберовском духе, как способность политической системы поддерживать веру в соответствие данных институтов принципам и нормам данного общества. Французский социолог П. Бурдье связывает легитимность со скрытой верностью. Т. Парсонс полагает, что в основе легититимации — приверженность определенным ценностям. Д. Истон выделил основные источники и объекты легитимности. К источникам он отнес идеологию, структуру и личные качества. Идеологическая легитимность

основывается на вере в основополагающие ценности общества и политического  порядка. Структурная легитимность предполагает поддержку существующих основных политических институтов, веру в их эффективность и рациональность. Персональная легитимность характеризуется доверием граждан к лицам, исполняющим властные функции. Объектами легитимности являются политический режим и авторитеты.Обеспечение легитимности власти — ее легитимизация — предмет особой заботы любой власти. Выделяется несколько универсальных механизмов легитимизации власти.1. Социально-психологический, основывающийся на психологических свойствах групп и масс. При обеспечении легитимности акцент делается на: конформизме массы, стремлении среднего человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства, вере в справедливость существующего порядка и принципы распределения ценностей, чувстве компетентности и иллюзии контроля. 2. Политическое участие граждан прежде всего в форме выборов. 3. Политическая социализация — процесс усвоения политических норм и ценностей, а также форм политического поведения, приемлемых для данного общества. 4. Демонстрация эффективности власти, и в первую очередь способности ее институтов к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а также к обеспечению поддержки со стороны общества. 5. Образ «врагов», стремящихся к нарушению общественной стабильности. В противоположность легитимизации власти процессы делегитимизации — разрушения и кризиса легитимности — ведут к утрате поддержки власти со стороны общества. Причинами упадка и кризиса легитимности являются: обострение конфликта между ценностями большинства социальных групп и узкокорпоративными ценностями правящей элиты; отсутствие в политической системе институтов, выражающих и согласующих интересы различных социальных групп и доводящих их до органов власти; разрушение традиционных норм и ценностей политической культуры; рост коррумпированности в органах власти; низкая эффективность власти; развитие сепаратизма и национализма; утрата правящей элитой веры в правомочность осуществления власти. Делегитимизация оборачивается кризисом власти, который, в свою очередь, может вызывать радикальные перемены в политической системе.

 

31. Политическая система  общества: понятие, структура, функции,  типология. Политическая система — совокупность политических структур, норм, ориентаций, выполняющих функции интеграции общества, адаптации к окружающей среде и способствующих принятию наиболее важных политических решений. Понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д. Истоном. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе. Политическая система, по Истону, взаимодействует с окружающей средой. Последняя подразделялась им на внутреннюю и внешнюю. К внутренней системе относились экологическая, биологическая, социальная и другие системы. К внешней — международные экономические, политические и социальные системы. От окружающей среды исходят импульсы, на которые реагирует политическая система. Эти импульсы воспринимаются политической системой и преобразуются в политические решения и действия. Существуют два типа импульсов, воздействующих на политическую систему: требования и поддержка. Без требований, поступающих из окружающей среды, политическая система не смогла бы функционировать. Однако одни требования, без поддержки, способны разрушить политическую систему. Поэтому системе необходимы как требования, так и поддержка. Требования могут быть подразделены на несколько видов:1) касающиеся распределения благ и услуг (например, требования принятия законов о заработной плате, о рабочем времени, об образовании и др.); 2) касающиеся регулирования поведения (например, требования обеспечения безопасности, проведения протекционистской политики по отношению к национальным кампаниям и др.); 3) касающиеся коммуникации и информации (например, требования обеспечения (свободного и равного доступа к информации и др.). Поддержка политической системы выражается в: соблюдении законов; участии в политической жизни (например, участие в выборах); лояльном отношении к власти и во внимании к официальной информации; оказании услуг и материальном финансировании политической системы (например, исполнение воинской повинности, уплата налогов и др.). Поступающие импульсы перерабатываются политической системой, на основе чего принимаются решения и осуществляются политические действия. Содержанием исходящих импульсов выступают: 1) регулирование поведения и взаимодействия в обществе; 2) распределение ценностей и услуг; 3) создание законов и норм. Значительный вклад в разработку теории политической системы внес Г. Алмонд. Американский политолог понимал под политической системой особый тип социальной системы такой, которая задействована в принятии властных публичных решений. Основное внимание он сосредоточил на функциях «входа» и «выхода» политической системы. К функциям «входа» он отнес: артикуляцию и агрегирование интересов, политическую социализацию и рекрутацию, а также политическую коммуникацию. Артикуляция интересов — процесс формулирования и выражения требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим властные решения. Агрегирование интересов — придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов и их иерархизация, соединение требований в партийные программы. Политическая социализация представляет собой процесс приобщения индивидов к нормам и ценностям политической системы. Политическая рекрутация сводится к отбору лиц для осуществления властных функций в политической системе. Под политической коммуникацией понимается распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. Перечисленные функции выполняют ряд политических структур: группы интересов, партии, законодательные органы власти. В функции «выхода» были включены: нормотворчество, исполнение законов, правил и норм, а также контроль за их соблюдением. Эти функции реализуются законодательными, исполнительными и судебными органами власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"