Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:50, контрольная работа

Описание

Государство в определении современных теоретиков государства и права – это один из способов территориально-политической организации общества. Государство определяется также как социальный институт, складывающийся в результате возникновения и деятельности публичной власти, которая осуществляет руководство, основными сферами общественной жизни, используя при необходимости аппарат принуждения.

Содержание

Задание 1. Государство и политическая система общества………………… 3
1. Понятие о государстве. Государство как основной институт общественной системы ………………………………………………………. 3
2. Функции государства ……………………………………………………… 6
3. Исторические типы государства …………………………………………. 8
4. Место и роль государства в политической системе общества ………… 11
5. Особенности государства как составного элемента политической системы ………………………………………………………………………. 13
Заключение …………………………………………………………………... 15
Задание 2. Политическая культура как составляющая культуры в целом 17
1. Понятия «культура» и «политическая культура» ……………………… 17
2. Типы и виды политической культуры ………………………………….. 22
Список литературы ……………

Работа состоит из  1 файл

Политология1.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

    СОДЕРЖАНИЕ 

Задание 1. Государство и политическая система общества………………… 3
1. Понятие о государстве. Государство как основной институт общественной системы ………………………………………………………. 3
2. Функции государства ……………………………………………………… 6
3. Исторические типы государства ………………………………………….   8
4. Место и роль государства в  политической системе общества  …………  11
5. Особенности государства как  составного элемента  политической системы ……………………………………………………………………….  13
Заключение …………………………………………………………………...  15
Задание 2. Политическая культура как составляющая культуры в целом   17
1. Понятия «культура» и «политическая культура» ……………………… 17
2. Типы и виды политической культуры …………………………………..  22
Список  литературы …………………………………………………………   25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Задание 1. Государство и  политическая система  общества

  1. Понятие о государстве.

    Государство как основной институт общественной системы. 

    Государство в определении современных теоретиков государства и права – это  один из способов территориально-политической организации общества. Государство определяется также как социальный институт, складывающийся в результате возникновения и деятельности публичной власти, которая осуществляет руководство, основными сферами общественной жизни, используя при необходимости аппарат принуждения.

    Государство –  это лишь одно из общественных явлений, (общественных институтов), то есть один элемент, одна сторона общественной жизни. Поэтому предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу.

    К общим признакам государства относятся:

  1. По своей сути государство есть политическая организация общества, обеспечивающая решение его «общих дел»;
  2. Наличие публичной власти – специального слоя профессиональных управленцев;
  3. Ограничение пределов действия власти определенной территорией, распределение населения по административно-территориальному принципу;
  4. Превращение индивидов в граждан (подданных);
  5. Введение налогов – экономической основы деятельности власти;
  6. Государство появляется вследствие замены кровнородственных связей рыночными (обменными). 

    Следовательно, государство представляет собой  социальное явление, ограниченное определенными  историческими рамками. Возникает  оно в результате замены кровнородственных  связей, характерных для первобытно-общественного  строя, обменными связями. Племенные отношения превращаются в общественные, а первобытное общество – в цивилизацию.

    Понятие «политической системы»

    Государство – основное, но не единственное политическое учреждение общества. Наряду с государством в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения и так далее, которые в совокупности с государством и образуют политическую организацию общества.

    Следовательно, под политическими системами в теории государства и права принято понимать совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны.

    В зависимости от степени участия  в политической жизни различные  элементы этой системы (органы и организации) принято делить на следующие группы:

  • Собственно–политические
  • Несобственно–политические
  • Политические в незначительной степени.

    К собственно-политическим структурам относятся государство, все политические объединения (партии), отдельные общественные организации. Характерным признаком этой группы объединений является их прямая связь с политикой, их способность активно воздействовать на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования является цель политическая, то есть цель так или иначе связанная с властью. Как правило, она заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии на различные слои, классы и структуры общества, в осуществлении политических интересов определенных классов и (или) всего общества.

    К несобственнополитическим объединениям относятся такие организации и объединения, которые возникают и развиваются не в силу политических причин, а в силу, например,  экономических или других причин. Это профсоюзные, кооперативные и иные организации, непосредственной целью создания и деятельности которых является уже не политическая, а какая-либо другая цель – производственная, социально-бытовая, культурная и так далее. Организации этой группы могут вести деятельность, которая, так или иначе, связана с политикой, но они не ставят перед собой задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Можно сказать, что политическая деятельность этих организаций не имеет для них решающего значения.

    Однако  эта ситуация не означает, что несобственно–политические объединения играют второстепенную роль в политической системе общества. Напротив, они являются ее полноправными и необходимыми элементами.

    Организации, имеющие в своем содержании так  называемый незначительный политических аспект, возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью (можно сказать – хобби). Это, например, клубы, объединения нумизматов, филателистов, авто– и мотолюбителей, туристов и так далее. Политический смысл они приобретают лишь как объекты воздействия государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций. Сами же они не являются субъектами политической деятельности – носителями политической власти или соответствующих ей политических отношений. 

    Решающую  роль среди всех вышеназванных  объединений всегда играло государство. Имея в своем оснащении специальный аппарат управления, принуждения и подавления, государство как бы возвышается над всеми прочими элементами организации общества, координирует и направляет их.  

    2. Функции государства 

    Функции государства – это основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью людей, объединенных обменными отношениями, решать общие дела. Содержание этих дел обуславливается исторически определенным характером общества.

    Функции государства объективны. Они не зависят  ни от сознания и воли, объединившихся в сообщество людей, ни от тех, кто этим сообществом управляет. Главной генеральной функцией государства является реализация «общих дел», обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования, как то: природные условия, обеспечение жизнедеятельности, здоровья граждан, социально–культурные условия, экономические и политические условия.

    Генеральная функция государства реализуется  в его внешних и внутренних функциях.

    К внешним функциям относятся:

  • военная (оборона или агрессия),
  • функция всесторонних внешних сношений,

    К внутренним функциям государства относятся:

  • обеспечение общественного порядка,
  • экономическая функция, культурная,
  • социальная,
  • фискальная и др.

    Необходимо  упомянуть о том, что практически  все, известные ныне теории происхождения  и функций государства в основе своей имеют две основные концепции, принимающие во внимание ту или иную сторону государственной деятельности. Это – концепцию государства как воплощения идеи «всеобщего блага», либо концепцию государства как аппарата для осуществления насилия одной части общества над другой. Рассмотрим наиболее значимые из этих теорий.

    К примеру, авторы естественно–правовой теории происхождения государства (Г. Гоббс, П. Гольбах, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) считали, что государству предшествует естественное состояние человека, а само оно – результат юридического акта, своеобразного «общественного договора», положившего конец «войне всех против всех». Государство в их трактовке является порождением воли народа, изобретением человеческого разума.

    Органическая  теория возникновения государства (Платон, Аристотель) исходит из того,  что общество и государство  – единое целое, социальный организм, действующий по аналогии с человеческим. Поэтому изолированное существование человека вне государства невозможно. По мнению одного из последователей этой теории, Г.Спенсера, государство появляется одновременно со своими составными частями – людьми – и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Государственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, ее цель – обеспечение благополучия всего народа.

    Воплощением второй концепции – идеи насилия – является, прежде всего, теория марксизма. Кроме того, определенное развитие позиции марксизма получили в более поздней теории, связывающей возникновение частной собственности, классов и государства с проявлением внутреннего и внешнего насилия одной части общества над другой. Эта концепция и получила непосредственно название теории насилия. Ее создатели (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) утверждали, что государство, возникшее в результате непосредственного политического действия, останется аппаратом угнетения до тех пор, пока не сотрутся юридические различия между победителями и побежденными.

    На  мой взгляд, нельзя абсолютизировать ни первую, ни вторую стороны ориентации государственной деятельности, поскольку ей присуще как одно, так и другое. Дело заключается только в том, в каком соотношении между собой находятся потребности государства: осуществлять насилие или заботиться о процветании всего общества.

    Главная функция государства – решение общих дел – реализуется, прежде всего, в сфере экономики и политики. В наиболее близкий к нам исторический период особенно наглядно это стало проявляться в форме регулирования буржуазным государством рыночных отношений в США, Англии, Германии и в других странах. Необходимость подобного рода регулирования возникла в результате проявления жесточайших кризисов капиталистической экономики 1929-1932 гг. и была обоснована западными экономистами. В частности, Дж. М. Кейнс пришел к выводу о том, что саморегулируемая экономика и рынок – иллюзии и что только государство может избежать хаоса, экономических кризисов, а, следовательно, и социальных катаклизмов.

    Современные исследователи обращают также внимание на тот факт, что по мере экономического развития цивилизованного общества роль государства как носителя идеи насилия падает, а функция реализации общего блага, напротив, расширяется.

     
3. Исторические типы государства
 

    Государство представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими  рамками. По историческим типам государственно-правовые системы делятся на: первичные и развитые. К первому типу относятся государства, возникшие вследствие разложения первобытнообщинного строя:

  1. деспотии, сложившиеся в древности на Востоке (Египет); 
  2. рабовладельческие государства Средиземноморья (Римская империя, древнегреческие полисы – Афины, Спарта);
  3. феодальные государственные образования (Азия, Европа, и в том числе – Киевская Русь).

    На  смену им приходят развитые типы государственно–правовых систем – капитализм со свойственными ему формами организации общества. По теории марксизма известен также такой тип государства, как коммунистический. Его практическое выражение пока можно наблюдать только в образе уже исчезнувших, либо еще существующих социалистических государств – государств «переходного периода», «строительства основ» коммунистического общества.

    Марксистская  теория выделяет четыре основных типа государства в зависимости от форм господствующей в них собственности:

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"