Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:01, контрольная работа

Описание

Понятие, сущность и признаки государства.
Понятие государственной власти. Ресурсы власти.
Экологический контроль: понятие, задачи и формы.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 68.61 Кб (Скачать документ)

Вариант І

  1. Понятие, сущность и признаки государства.
  2. Понятие государственной власти. Ресурсы власти.
  3. Экологический контроль: понятие, задачи и формы.

1 вопрос:

Государство - это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях.

Сущность  государства - определяет его содержание, цели, функции. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.  Вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.     

      Различают два основных подхода  к сущности государства: 

- классовый;  

- общесоциальный. 

  • При  классовом  подходе  государство   можно   рассматривать  как  организацию  политической   власти   господствующего класса, при котором  возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.
  • При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественного компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.
 

Основные  признаки государства:

1.Территория. Это пространственная основа  государства, его физическая, материальная  опора. Она включает сушу, недра,  водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без  территории государство не существует, хотя оно может изменяться  со временем (уменьшаться в результате  поражения в войне или увеличиваться  в процессе экспансии).

2.Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Административно- территориальное деление населения.

3.Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особым  слоем  людей, которые им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой.

4.Право. Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем, чтобы направить поведение масс в определенное русло

5.Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов.

6.Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов.

7.Государственный суверенитет. Как признак государства государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе - как самостоятельная и независимая.

Помимо  основных можно указать и на ряд  дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн).

2 вопрос:

 Государственная власть - один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти - население страны. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Власть, по определению, есть способность субъекта проводить собственную волю вопреки сопротивлению других, поэтому ее реализация предполагает использование определенных методов и средств. С их помощью власть может воздействовать на объекты и достигать поставленных целей. 

Структуру государственной власти составляют:

   1. Субъект (органы, лица, сообщества, объединения, государственные образования  и государство в целом);

   2. Объект (подвластные, население  государства); 

Государственная власть в обществе может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, нелегальной).  Носителями последней могут являться неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др. 

 Так  же мы знаем. В статье 10 Конституции  Российской Федерации установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». 

Ресурсы государственной  власти - это потенциальные возможности, средства, которые она может использовать для осуществления своих полномочий, функций. Ресурсы власти разнообразны. 

Ресурсы классифицируются по разным основаниям. Так, например, выделяют утилитарные, принудительные и нормативные ресурсы. Однако наиболее распространенной является классификация ресурсов в зависимости от основных сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной.

        

К экономическим ресурсам государственной власти относят материальные ресурсы и ценности, составляющие фундамент власти. К ним относят плодородные земли, полезные ископаемые, заводы, фабрики, деньги, технику и т.п. Использование данных ресурсов позволяет органам государственной власти проводить экономическую политику, направленную на повышение благосостояния своих граждан, регулировать оценку их вклада в трудовую деятельность, дифференцируя степень оплаты и т.п.  

Социальные  ресурсы государственной  власти представляют собой совокупность социальных благ, статусов, областей социального назначения (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др.), которые являются средствами удовлетворения интересов людей. Государство, обладая социальными ресурсами, стремится акцентировать внимание в своей деятельности на социальных проблемах. Не случайно российское государство по Конституции характеризуется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь людей.  

К политическим ресурсам государственной  власти можно отнести ее политическую структурированность, организованность, легитимность, имидж руководителей, реализованные общественные проблемы, значимые для масс, международно-политические средства решения глобальных и внешнеполитических проблем и др. Они могут быть внутригосударственными, межгосударственными и общими для этих направлений деятельности государственной власти. Например, опыт политической деятельности выступает общим ресурсом, а дипломатический опыт есть ресурс международной, внешнеполитической деятельности.  

Духовные  ресурсы государственной  власти включают в себя знания, информацию, средства их получения и распространения. Органы государственной власти являются важнейшими институтами, в которых собрана информация о всех процессах, происходящих в России. Только на базе знаний и информации государственные органы могут принимать решения, верные для данного момента и максимально учитывающие интересы всех россиян. К духовным ресурсам относят также традиции общества, культурное наследие, общественные настроения людей, престижное образование.  

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности. 
 

3 вопрос: 

В соответствии с федеральным законом «Об  охране окружающей среды» - контроль в  области охраны окружающей среды (экологический  контроль)-  это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

 

Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды.         

Различаются следующие виды экологического контроля: государственный, производственный, общественный. 

Задачи экологического контроля: 
1) наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под       влиянием хозяйственной и иной деятельности; 

2) проверка  выполнения планов и мероприятий  по охране природы, рациональному  использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

3)  наблюдение за происходящими  в окружающей природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир;

4)  обеспечение заинтересованных организаций  и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде и составление прогнозов ее состояния и своевременных предупреждений.

Существует  три формы экологического контроля: информационная, предупредительная и карательная. 

1)Информационный  контроль, как правило, предшествует  двум другим и сводится к  сбору и анализу информации  для принятия предупредительных   действий в области природопользования, охраны окружающей среды и  обеспечения безопасности в экологической  сфере. 

Инструментами исполнения информационного экологического контроля являются системы экологического мониторинга и государственного статистического наблюдения.

2)Предупредительная  форма экологического контроля  включает в себя разработку  и введение в действие нормативов  качества окружающей среды (ОС) и рационального использования  природных ресурсов; выдачу разрешений  и лицензий (и их аннулирование)  на различные виды природопользования;  установление лимитов сбросов  и выбросов загрязняющих веществ;  лимитов хранения твердых отходов.  Сюда же можно отнести различные  виды предупреждений о необходимости  проведения обязательных или  необходимых в данном конкретном  случае природоохранных мероприятий  («восстановление» почвы после  военных учений).  

Предупредительную форму контроля осуществляют инспекционные, экспертные и надзорные подразделения  соответствующих государственных  природоохранных органов, экологические  службы предприятий и общественные экологические организации.  

3)Карательная  форма экологического контроля  применяется в тех случаях,  когда последствия правонарушения  не позволяют ограничиваться  только предупреждением. Она выражается  в наступлении различных видов  юридической ответственности (материальной, дисциплинарной, административной, уголовной,  гражданско-правовой). В качестве  карательной формы ЭК может  применяться пресечение экологически  вредных действий, например, ограничение,  приостановление или прекращение  какого-либо производства (завода, цеха), т.е. применение мер государственного  принуждения к нарушителям.  

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"