Эволюция внешнеполитической позиции РФ в отношении интеграции на постсоветском пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование феномена интеграции, его форм на постсоветском пространстве, и участия в них России, как крупнейшего и наиболее влиятельного геополитического субъекта региона.
Актуальность исследования обусловлена, сложившимися в мире, политическими и экономическими реалиями, которые указывают на необходимость создания мощного геостратегического поля на постсоветском пространстве, которое в трансформирующемся мире должно гарантировать полноценное, безопасное развитие общества и каждого его индивида.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 4

1.1. Понятие и сущность теории интеграции 4

1.2. Характерные особенности интеграционных теорий в подходах разных научных школ 8

Глава 2. ИНТЕГРАЦИННЫЕ ОБЪЕДИЕНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 14

2.1. Общие характеристики постсоветского пространства 14

2.2. Механизмы политической интеграции на постсоветском пространстве 16

2.3. Механизмы экономической интеграции на постсоветском пространстве 24

Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 31

3.1. Внешнеполитическая позиция Российской Федерации в отношении интеграции в регионах бывшего СССР в первое постсоветское десятилетие (1991-2000 г.г.) 31

3.2. Внешнеполитическая позиция Российской Федерации в отношении интеграции в регионах бывшего СССР во второе постсоветское десятилетие (2000-2010 г.г.) 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 4 итог.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

     Также 21 декабря на встрече в Алма-Ате руководители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины подписали Декларацию о создании Содружества Независимых Государств. Декларация констатировала территориальную целостность входящих в СНГ стран, гарантировала выполнение ими международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений СССР. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия.

     Декларация  подтверждала приверженность участников к сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков. Декларация позволяла любым странам, которые разделяют принципы Содружества и с согласия всех его участников, входить в его состав.

     Алма-атинская конференция завершила процесс формирования на пространстве бывшего Советского Союза нового международного образования – СНГ.

     Устав Содружества провозглашает следующие  цели данного объединения:

  1. Осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  2. всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
  3. обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии  
    с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
  4. сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;
  5. содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
  6. взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
  7. мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.17

     Алма-атинская декларация и Устав, принятый в Минске в 1993 году, определили структуру управленческих органов СНГ.

     Всего в рамках Содружества Независимых Государств создано 82 органа, в том числе 66 органов отраслевого сотрудничества.

     Текущая схема структуры органов была утверждена 2 апреля 1999 года.

     В соответствии с Уставом, высшим органом Содружества является Совет глав государств (СГГ), который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств – членов в сфере их общих интересов.

     Вторым  главным органом является Совет  глав правительств (СГП), координирующий сотрудничество структур исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и других сферах общих интересов.

     Основной  исполнительный орган Содружества  – Совет министров иностранных дел СНГ. Он обеспечивает сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств-членов по вопросам, представляющим взаимный интерес. В период между заседаниями СГГ и СГП и по их поручению решения принимаются Советом министров.

     Вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разработка совместных предложений в сфере деятельности национальных парламентов находится в компетенции Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

     Решением  Совета министров иностранных дел  от 23 августа 2005 года создан Совет постоянных полномочных представителей государств - участников Содружества при уставных и других органах Содружества. В период между заседаниями СГГ, СГП и СМИД Совет постоянных полномочных представителей способствует взаимодействию государств в вопросах, представляющих взаимный интерес.

     Единственный, постоянно действующий, административный и координирующий орган Содружества – Исполнительный комитет СНГ, заседания которого проходят в Минске.

     Содружество Независимых Государств – полиэтническая, полирелигиозная и многонациональная, общая для новообразованных ННГ организация на постсоветском пространстве. Опираясь на уставные документы, можно сказать, что Содружество - наиболее комплексная форма сотрудничества  
и интеграции между республиками бывшего СССР. К сожалению, на практике лучше всего СНГ справилось лишь с целью «мирного развода» стран Советского Союза, не допустив возникновения нескольких региональных объединений с возможным противостоянием между ними. По словам Е. Пивовара: «Уникальность СНГ заключается в двойственности процесса его функционирования. С одной стороны, некоторые страны СНГ демонстрируют формальное неучастие в той или иной договоренности, но при этом принимают реальное участие в ее реализации».18

     В течение 20 лет существования СНГ  на постсоветском пространстве было создано несколько объединений, с одной стороны дублирующих  и дополняющих функции Содружества (например, ЕврАзЭс, ЕЭП), а с другой, ставящих под сомнение необходимость его существования (ГУАМ).

     Причины такого положения дел:

  1. Разобщенность политических элит стран-участниц;
  2. Экономическая разобщенность стран, вызванная разноуровневым и разновременным характером формирования рыночных систем хозяйствования в них;
  3. Решение принципиальных вопросов путем двухсторонних и многосторонних соглашений, а не через малоэффективные механизмы Содружества.
  4. Отсутствие ясных содержательных смыслов в Алма-Атинской декларации и Уставе СНГ.
  5. Союзное Государство России и Беларуси.

     Союзное Государство России и Беларуси (официальное название  
с 26 января 2000 года) – интеграционный проект России и Беларуси с поэтапно организуемым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством. Отраженные в этом проекте тенденции политической и социально-экономической реинтеграции на постсоветском пространстве, на практике воплотились как  
в центробежных, так и центростремительных движениях.

     Предшественником  Союзного Государства (Союза России и Беларуси до 26 января 2000 года) было Сообщество Беларуси и России, соглашение  
о создании которого было подписано 2 апреля 1996 года. Через год, 2 апреля 1997 года был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, а 8 декабря 1999 года – Договор о Создании Союзного Государства. Целями Союзного Государства являются:

  1. обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;
  2. создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального  
    и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
  3. неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  4. проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
  5. формирование единой правовой системы демократического государства;
  6. проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  7. обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
  8. укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.19

     В основе структуры органов Союзного Государства лежит принцип паритетности, в соответствии с которым предусматривается равное представительство каждого из государств-участников. Структура Органов Союзного Государства включает в себя Высший Государственный совет, Парламент, Совет министров, Постоянный комитет, Суд, Счетную палату, отраслевые  
и функциональные органы с четкой компетенцией.

     Постоянно действующий исполнительный орган  Союзного Государства – Постоянный Комитет. Постоянный Комитет Союзного государства формируется Высшим Государственным Советом, который устанавливает соотношение членов Комитета. В задачи Постоянного комитета входит обеспечение деятельности Высшего Государственного Совета и Совета Министров, координация деятельности отраслевых и функциональных органов Союза, предварительное рассмотрение программ, проектов и мероприятий Союзного Государства. Во главе Постоянного Комитета стоит государственный секретарь, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Высшим Государственным Советом.

     Эксперты  видят в российско-белорусских  отношениях экспериментальную модель интеграции для постсоветского пространства. Как и в случае с СНГ, особенности социально-экономического и политического развития  
в постсоветский период, а также обособленность национальных элит создают ряд препятствий к усилению интеграции, вследствие чего процесс формирования Союзного Государства в течение десятилетия прибывает в начальной стадии.

     Процесс создания Союзного Государства постоянно  тормозится рядом объективных и  субъективных препятствий. К объективным  можно отнести сохраняющиеся  различия в бюджетной и налоговой  системах, кризис неплатежей, недостаточность развития институциональной основы банковских систем обоих стран. К субъективным факторам относится разное понимание концепции интеграции государствами-участниками, из чего следуют необдуманные и провокационные поступки высших государственных чиновников обеих стран, которые создают негативный фон всего интеграционного процесса. Отдельно стоит выделить еще одну проблему – дивергенцию экономик стран-участниц. Происходит изменение Геоэкономической ориентации Беларуси, в результате чего их партнерство перерастает в конкуренцию.

     Таким образом, по словам Е.И. Пивовара, «в настоящее время нельзя говорить о Союзном Государстве России и Беларуси как реализованном интеграционном проекте».20

  1. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

     Организация Договора о коллективной безопасности в современной форме претендует на статус полноценной региональной структуры безопасности.

     Изначально  Договор о коллективной безопасности (ДКБ), подписанный 15 мая 1992 года главами государств Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана, воспринимался как военно-политическое ответвление Содружества Независимых Государств. Функционирование ДКБ в 90-е годы по большей части сводилось к решению вопросов штабного планирования.

     Переосмысление  роли и статуса ОДКБ произошло  в начале нового тысячелетия и стало своеобразной реакцией на активное вмешательство США  
и стран Запада в экономические и политические процессы в Центральной Азии и Закавказье.

     Юридическое превращение ДКБ в полноценную структуру региональной безопасности произошло на Московской сессии организации 14 мая 2002 года. На ней было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

     Устав и Соглашение о правовом статусе Организации были приняты на сессии в Кишиневе в октябре 2002 года. Окончательно юридическое оформление ОДКБ завершилось 18 сентября 2003 года, после ратификации всеми участниками основополагающих соглашений.

     На  данный момент членами ОДКБ являются 7 стран: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

     Согласно  Уставу Организации, в ее цели входит: «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам».21

     Высшим  руководящим органом Организации  является Совет коллективной безопасности, в который входят главы государств-участников. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

     Постоянно действующий рабочий орган ОДКБ – секретариат организации.

Информация о работе Эволюция внешнеполитической позиции РФ в отношении интеграции на постсоветском пространстве