Эволюция налоговой системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание

Налог - одна из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные, так и натуральные (зерно, вино и т.п.).

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие налоговой системы, ее состав и структура
1.2. История развития налоговой системы
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
2.1. Налоговая система РФ на современном этапе
2.2. Перспективы развития налоговой системы в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Эволюция налоговой системы в РФ.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

    1.1. Понятие налоговой системы, ее  состав и структура

    1.2. История развития налоговой системы 

Глава 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

    2.1. Налоговая система РФ на современном этапе

    2.2. Перспективы развития налоговой системы в РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

      Налог - одна из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные, так и натуральные (зерно, вино и т.п.).

      Люди  о налогах думали всегда с двух сторон: одни - о том, какие налоги установить и как их собрать, а другие - о том, как их платить, или как от них уходить. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В истории давно известны случаи, когда высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну или когда снижение ставки налога увеличивает сумму сбора. В каждом случае эффект являлся результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся условий. Русский мыслитель Николай Тургенев в своем труде "Опыт теории налогов" (1818) писал: «... дурные системы налогов, были одною из причин, как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы - от Австрии, фрисландцы - от Дании и, наконец, казаки от Польши. На возмущение североамериканских колоний против Англии дурная система финансового управления относительно иностранной торговли имела решительное влияние».

     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.

      Цель  данной работы – изучение современной  налоговой системы РФ, проблем  и перспектив ее развития.

      Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Определены сущность и теоретические принципы построения налоговой системы;
  2. Проведен анализ исторического развития системы налогообложения в РФ;
  3. Проанализировано соответствие структуры налоговой системы РФ теоретическим принципам построения налоговой системы;
  4. Выявлены проблемы современной налоговой системы и оценен уровень налогового бремени в РФ;
  5. Определены пути дальнейшего развития и совершенствования налоговой системы РФ.

      Предметом исследования являются этапы и перспективы  развития налоговой системы РФ.

      Объектом  исследования является налоговая система  в РФ.

     Курсовая  работа состоит из двух глав. Первая глава о теоретических основах построения налоговой системы включает следующие параграфы: понятие налоговой системы, ее состав и структуру, и историю развития налоговой системы. Вторая глава о проблемах и перспективах современной налоговой системы состоит из двух параграфов: налоговой системы РФ на современном этапе и перспектив развития налоговой системы в РФ. 
 
 

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 

    1. Понятие налоговой  системы, ее состав и структура
 

      Понятие «система» является основополагающей категорией системного подхода к управлению. Буквальное значение в переводе с греческого языка – «целое, составленное из частей». Отсюда – можно дать следующее научное определение системы: «система – совокупность взаимодействующих компонентов, обладающих некоторыми свойствами, которые не являются очевидными свойствами самих этих компонентов». Таким образом, характерной чертой системы является то, что объединение элементов приводит к появлению нового качества. В настоящее время в теории налогов понятие «налоговая система» воспринимается по-разному. Нередко оно отождествляется с понятиями «система налогов и сборов», «система налогообложения» и «система законодательства о налогах и сборах», что является не вполне правильным. Положение усугубляется еще и тем, что в Конституции РФ и законодательстве о налогах и сборах РФ в настоящее время отсутствует нормативно определенное понятие «налоговая система». В частности, Конституция РФ предусматривает, что «система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом». Система налогов и сборов представляет собой определенную группу, совокупность обязательных налоговых платежей, а налоговая система включает в себя как сами налоги и сборы, так и весь спектр отношений, возникающих в связи с налогообложением. На наш взгляд, налоговая система – это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством (в лице уполномоченных органов государственной власти по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах) и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов.

      Структура налоговой системы любого государства  определяется следующими факторами:

      1. Уровнем экономического развития;
      2. Общественно-экономическим устройством общества;
      3. Господствующей в обществе экономической доктриной;
      4. Государственным устройством общества (унитарное или федеративное);
      5. Историческим развитием налоговой системы.

      Безусловно, налоговые системы разных стран  различаются, так как они исторически складывались под влиянием разных экономических, политических и социальных условий. Отличия заключаются в составе применяемых налогов и сборов, их структуре, способах взимания, уровнях ставок, расчётах налоговой базы, составе и порядке предоставления льгот, фискальных полномочий различных уровней власти, законодательных процедур налогообложения и, наконец, приверженности государственной власти той или иной концепции экономического развития и регулирования. Вместе с тем, есть черты, общие свойства которых присущи налоговым системам в целом. Таковыми являются:

      1. Направленность налогообложения на увеличение доходов государства и обеспечение сбалансированности бюджета;
      2. Приверженность общепринятым принципам экономической теории о равенстве и справедливости и эффективности налоговых платежей;
      3. Устранение двойного обложения на разных стадиях продвижения товаров или разных уровнях административного управления;
      4. Ориентация налоговых льгот по отдельным налогам с учетом приоритетов экономической и фискальной политики.

      Решающей  качественной характеристикой любой  системы налогообложения является ее тяжесть, то есть мера давления совокупности налогов на экономическую и социальную жизнь общества.

      Мировой опыт свидетельствует, что налоговая  система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений  в бюджет налогов и незначительную зависимость его от характера  экономической конъюнктуры. Этот вид  налога составляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. Более того, НДС обладает такими свойствами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные позиции секторов экономики. Следовательно, этот налог всегда будет заслуженно занимать одно из центральных мест в налоговой системе государства.

      С момента зарождения налоговой системы  РФ – с 1992 г. – действовал Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1), в котором определялись виды налогов (сборов), но этот Закон не содержал понятия «специальный налоговый режим», хотя такие режимы фактически применялись. В связи с тем, что ряд статей Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» продолжает действовать до принятия всех глав второй части Налогового кодекса, в декабре 2001 г. в этот Закон были внесены изменения (Закон РФ от 29.12.2001 № 187-ФЗ). Было определено, что налоговое законодательство РФ может устанавливать специальные налоговые режимы (или системы налогообложения), предусматривающие особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену совокупности налогов и сборов одним налогом. При этом в этом Законе было оговорено, что установление и введение в действие специальных налоговых режимов не означает установления и введения в действие новых налогов и сборов, а случаи и порядок применения специальных налоговых режимов определяются актами законодательства РФ о налогах и сборах.

      Другими словами, по каждому виду специального налогового режима должен быть предусмотрен отдельный закон (или соответственно глава Налогового кодекса).

      Впервые понятие «специальный налоговый  режим» было введено в налоговое  законодательство РФ в 1999 г., когда вступила в силу первая часть Налогового кодекса (Закон РФ № 146-ФЗ). Было определено, что «специальный налоговый режим – это система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом». Однако было оговорено, что данная статья вводится в действие со дня вступления в силу части второй Налогового кодекса (Закон РФ № 147-ФЗ). Спустя полгода – в июле 1999 г. в эту статью были внесены существенные изменения:

      1. Было дано новое определение специального налогового режима, под которым признавался особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
      2. Было предусмотрено, что при установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
      3. Был дан исчерпывающий перечень специальных налоговых режимов, а именно:

      3.1. Упрощенная   система налогообложения субъектов   малого предпринимательства;

      3.2. Система налогообложения в свободных экономических зонах;

      3.3. Система   налогообложения   в     закрытых   административно-территориальных образованиях;

      3.4. Система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

      Следует заметить, что в этот список вошли  не все действующие на территории РФ специальные налоговые режимы, в частности, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, хотя соответствующие главы Налогового кодекса уже были приняты и вступили в действие.

      В июле 2004 г. Законом РФ № 95-ФЗ в ст. 18 Налогового кодекса были внесены изменения, и, согласно, новой редакции этой статьи, к специальным налоговым режимам относятся:

  1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  2. Упрощенная система налогообложения;
  3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

      Различают два типа специальных налоговых режимов: территориальный и субъектный. Юрисдикция специального налогового режима территориального типа ограничивается по территориальному принципу, налоговое администрирование ориентировано на определенную территорию.

      К территориальным специальным налоговым режимам относятся:

  1. Система налогообложения в особых экономических зонах;
  2. Система налогообложения для организаций, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований.

     Юрисдикция  специального налогового режима субъектного типа ограничивается по принципу определения круга налогоплательщиков – субъектов этого режима, налоговое администрирование ориентировано на определенную категорию налогоплательщиков и осуществляется повсеместно. К субъектным специальным налоговым режимам относятся:

Информация о работе Эволюция налоговой системы в РФ