Эволюция внешнеполитической позиции РФ в отношении интеграции на постсоветском пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование феномена интеграции, его форм на постсоветском пространстве, и участия в них России, как крупнейшего и наиболее влиятельного геополитического субъекта региона.
Актуальность исследования обусловлена, сложившимися в мире, политическими и экономическими реалиями, которые указывают на необходимость создания мощного геостратегического поля на постсоветском пространстве, которое в трансформирующемся мире должно гарантировать полноценное, безопасное развитие общества и каждого его индивида.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 4

1.1. Понятие и сущность теории интеграции 4

1.2. Характерные особенности интеграционных теорий в подходах разных научных школ 8

Глава 2. ИНТЕГРАЦИННЫЕ ОБЪЕДИЕНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 14

2.1. Общие характеристики постсоветского пространства 14

2.2. Механизмы политической интеграции на постсоветском пространстве 16

2.3. Механизмы экономической интеграции на постсоветском пространстве 24

Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 31

3.1. Внешнеполитическая позиция Российской Федерации в отношении интеграции в регионах бывшего СССР в первое постсоветское десятилетие (1991-2000 г.г.) 31

3.2. Внешнеполитическая позиция Российской Федерации в отношении интеграции в регионах бывшего СССР во второе постсоветское десятилетие (2000-2010 г.г.) 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 4 итог.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)
     
      МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

     имени М. В. ЛОМОНОСОВА 

     ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

     КАФЕДРА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 
 
 

     КУРСОВАЯ РАБОТА 
 

ЭВОЛЮЦИЯ  ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ РФ В ОТНОШЕНИИ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 
 

     студента 4 курса 413 группы

     философского  факультета

     образовательной программы

     «Стратегическое развитие и экономическая политика»

     Исмагилова  Дмитрий Юрьевича

     Научный руководитель:

     д.п.н., профессор

     Владимир  Владимирович Штоль 
 

     МОСКВА 2011

С О Д Е Р Ж  А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ   2

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ   4

    1.1. Понятие и сущность теории интеграции   4

    1.2. Характерные особенности интеграционных теорий в подходах разных научных школ   8

Глава 2. ИНТЕГРАЦИННЫЕ ОБЪЕДИЕНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ   14

     2.1. Общие характеристики постсоветского пространства  14

    2.2. Механизмы политической интеграции на постсоветском пространстве   16

    2.3. Механизмы экономической интеграции на постсоветском пространстве   24

Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ   31

     3.1. Внешнеполитическая позиция Российской Федерации в отношении интеграции в регионах бывшего СССР в первое постсоветское десятилетие (1991-2000 г.г.)   31

     3.2. Внешнеполитическая позиция Российской Федерации в отношении интеграции в регионах бывшего СССР во второе постсоветское десятилетие (2000-2010 г.г.)   35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   41 

 

В В Е Д Е Н И Е

     Советский Союз – наше неотъемлемое прошлое, постсоветское пространство – наше неотъемлемое настоящее и будущее. Мы имеем особое отношение к событиям, происходящим на постсоветском пространстве, поскольку в нашем сознании еще живет память о единой стране.

     В свое время Октябрьская Революция положила конец Российской Империи – огромной полиэтнической стране, соединившей в себе множество народов и государств. Однако прошло 5 лет и раздробленные части страны, еще недавно искавшие независимости, создали новое великое государство – СССР.

     Вдумываясь  в этот исторический экскурс, приходишь  к осознанию наличия особых законов  геополитического пространства, которые  собирают воедино раздробленные  части некогда целого геополитического субъекта.

     Как говорил А.С. Панарин: «Существует один объективный закон, который явно не учитывается сторонниками центробежных тенденций в пространстве СНГ. Это закон региональной общности, указывающий на то, что  
у наций, живущих в одной части мира, имеются объективные общие интересы, связанные с поддержанием добрососедских отношений, с экономической кооперацией, отношений с третьими странами, с решением глобальных проблем современности».1

     Под действием этого закона не происходит полного размывания связей внутри региона, и после апатии, связанной с распадом СССР, бывшие республики вновь вступают на тропу сотрудничества.

     Феномен под названием «интеграция» – это следствие действия закона региональной общности.

     Целью данной курсовой работы является исследование феномена интеграции, его форм на постсоветском пространстве, и участия в них России, как крупнейшего и наиболее влиятельного геополитического субъекта региона.

     Актуальность  исследования обусловлена, сложившимися в мире, политическими и экономическими реалиями, которые указывают на необходимость создания мощного геостратегического поля на постсоветском пространстве, которое в трансформирующемся мире должно гарантировать полноценное, безопасное развитие общества и каждого его индивида.

     Тема  интеграции на постсоветском пространстве имеет довольно высокую степень разработанности. Не составляет труда найти как статистические данные и аналитические статьи, так и полноценные монографии, посвященные данной проблематике. Среди видных исследователей интеграции в постсоветском регионе можно выделить Р. Евзерова, Л. Косикову, Р. Гринберга, Р. Бугрова, Е. Пивовара, А. Панарина2и других.

     При довольно большом объеме источников на тему региональной интеграции, поражает слабая разработанность тематики, связанной с анализом подходов каждой отдельной страны к сотрудничеству в рамках разных интеграционных механизмов. Такое положение дел делает необходимым глубокий анализ официальных документов государства, определяющих его внешнюю политику, с последующей их интерпретацией согласно заданной теме.

 

     

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ  
К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

    1. Понятие и сущность теории интеграции

     Подходя к вопросу о сущности интеграции, каждый исследователь сталкивается с многозначностью и разносторонностью  данного понятия.

     Известный российский ученый В.Г. Барановский подразумевает под интеграцией «состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию». По мнению В.Г. Барановского, участие государств в той или иной подсистеме межгосударственных отношений далеко не во всех случаях свидетельствует об их интеграции. В связи с этим он выделяет три критерия интеграции:

  1. выделение, обособление связей и отношений, существующих между государствами;
  2. управление в интеграционных процессах, целенаправленные действия и регулируемость в интеграционном комплексе;
  3. соотношение в интеграционном комплексе целого и частных структурных элементов.

     Определение понятия интеграции было предложено и основателем структурного функционализма Т. Парсоном, который включает два  основных компонента: внутреннюю совместимость элементов интеграции и поддержание специфических условий, при этом интеграционная система как бы отделяется от другого, внешнего по отношению к ней, окружения.

     Обратимся к Философскому энциклопедическому словарю (далее Словарь). Здесь интеграция понимается как «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов»3. Несмотря на то, что определение представляется довольно расплывчатым, оно привносит важное уточнение: интеграция – следствие, сторона развития. Исходя из этого, можно сказать, что интеграция – объективный процесс, происходящий в обществе, вследствие более широкого процесса – глобализации. Глобализация в свою очередь - это процесс усиления взаимосвязанности мира, всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран, различных факторов международного значения: экономических  
и политических связей, культурного и информационного обмена и т.п. Таким образом, интеграция имеет двойственную природу: с одной стороны – это следствие общественного развития, с другой – его инструмент.

     Глобализация, как общественный процесс затрагивает  все сферы жизнедеятельности общества, а, следовательно, и интеграция протекает во всех этих сферах. Стоит здесь также заметить, что в современном мире интеграция получает определяющее значение. В настоящее время большинство регионов в той или иной степени охвачено интеграционными процессами. Проведем их типологизацию.

  1. Экономическая интеграция – объективный, осознанный, направляемый процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития. В его основе лежит экономический интерес самостоятельных хозяйствующих субъектов и международное разделение труда.

     В своем основании экономическая  интеграция делится на две большие  части: всемирную экономическую  интеграцию и региональную. Однако в реальном мире оба типа сочетаются.

     Развиваясь  на двух уровнях – глобальном и  региональном, - интеграционный процесс характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с другой - экономическим сближением стран на региональной основе. Здесь мы подходим к онтологической проблеме глобализации как общемирового процесса.

     На  общемировом уровне глобализация присутствует в виде тренда, который задает вектор реального развития на более низких уровнях. Как заметил отечественный философ и политолог А.С. Панарин: «Современная глобалистика доказала, что наиболее уязвимым и одновременно наиболее важным является региональный уровень совместных действий перед лицом глобальных проблем»4. И хотя Панарин не видит альтернативы возникновению в мире глобальных общностей, ключевым управленческим звеном в осуществлении этой цели будет средний (нижний – уровень национальных государств) - региональный уровень. Ключевая проблема глобального уровня – трудность перевода управленческой информации из дескриптивного (описывающего) в прескриптивное (предписывающее) состояние. Решение комплекса экономических, экологических, социальных, национальных проблем вне существования региональных систем, то есть на национально-изоляционистском или, напротив, односторонне-глобалистском уровне с самого начала обречены на неудачу.

     Вернемся  к нашей типологизации. К формам региональной экономической интеграции обычно относят:

  1. Зона свободной торговли (ЗСТ) – преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений торговля товарами.
  2. Таможенный союз (ТС) – соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, таким образом, являясь формой коллективного протекционизма от третьих стран.
  3. Единый или общий рынок (ОР) – соглашение, в котором в дополнение к положениям ТС устанавливается свобода передвижения капитала  
    и рабочей силы.
  4. Экономический союз (ЭС) – соглашение, в рамках которого в дополнение к ОР гармонизируется фискальная и монетарная политика.
  5. Экономический и валютный союз (ЭВС) – соглашение, в рамках которого в дополнение к ЭС государствами-участниками проводится единая макроэкономическая политика, создаются наднациональные органы управления и т.д.
  6. Политическая интеграция – процесс слияния двух или более независимых (суверенных) единиц, национальных государств в широкую общность, обладающую межгосударственными и надгосударственными органами, которым передается часть суверенных прав и полномочий. Такое интеграционное объединение предполагает наличие институциональной системы, базирующейся на добровольном ограничении суверенитета государств-членов; разработку единых норм и принципов, регулирующих отношения между членами интеграционного объединения. В нем возможно введение института гражданства интеграционного объединения; формирование единого экономического пространства; становление единого культурного, социального, гуманитарного пространства.
  7. Третий тип интеграции – культурная. Основными недостатками понятия «культурная интеграция» на протяжении длительного времени было рассмотрение культуры как статичной и неизменной сущности. Поэтому наиболее приемлемое определение культурной интеграции будет звучать так: «культурная интеграция – динамический процесс (процессы), посредством которого достигается состояние внутренней согласованности культурных элементов и происходит инкорпорация в культуру новых элементов». В отличие от экономической и политической интеграции, носящих более формальный характер и вступающих в силу после принятия формальных документов, культурная интеграция – процесс более сложный. Субъективный и противоречивый.

     Приведение  типологии видится недостаточным  для целостного и глубоко восприятия сути интеграционных процессов. Для того чтобы ответить на такие вопросы как: «Интеграция - это процесс или результат? Что является движущей силой интеграции: экономическая выгода или политическая идея?» - необходимо обратиться к подходам нескольких ключевых для теории интеграции научных школ.

    1. Характерные особенности интеграционных теорий  
      в подходах разных научных школ

Федерализм/неофедерализм

     Федерализм (или конституционализм) как теоретический  подход к интеграции утвердился после Второй мировой войны и с тех пор является одной из ключевых теорий интеграции.

     В основу теории лег один из базовых  принципов федерализма, выделенный К. Уиэром: «принцип, в соответствии с которым суверенитет законодательно распределен между двумя территориально разделенными уровнями управления».5 

     В федералистском подходе государство  – фактор политической разъединенности мира. Интеграция, избавляет мир от этой проблемы, трансформируя государство в ступеньку организации власти в человеческом сообществе. «Интеграция, по федерализму, требует создания двух уровней правительства – разделенных, но работающих скоординировано – правительство, стоящее над целым (федеральный уровень) и правительство, регулирующее части (государственный уровень)».6

     Интеграция  в рамках данного подхода – это создание союза без стремления к единству. Государства, оставаясь в целом автономными, отдают часть полномочий в пользу общих институтов.

     Современные представители неофедерализма разделились  на сторонников коммунитаризма и космополитизма. С точки зрения космополитизма, человеческие ценности имеют универсальный характер, по отношению к которым государство является ненужным ограничителем. Проблема, которую пытаются решить сторонники этого направления, заключается в попытке вместить универсализм в рамки региональной политической интеграции. Сторонники коммунитаризма пытаются наоборот защитить государство, как институт, наиболее эффективно представляющий человеческие сообщества.

     Необходимо  отметить, что в практическом плане  идеи федерализма оказывают существенное влияние на процессы региональной интеграции. Например, первоначальный вариант Маастрихтского договора 1992 года, объявлявший о создании Европейского Союза, ставил задачу создания «федеральной Европы».

Информация о работе Эволюция внешнеполитической позиции РФ в отношении интеграции на постсоветском пространстве