История политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:19, реферат

Описание

История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.

Зачем нам надо знать историю политической мысли? Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные политические теории и проблемы.

Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений.

Содержание

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ - 3 -
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА - 3 -
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА - 6 -
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ - 6 -
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ - 13 -
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ - 15 -
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ - 18 -
СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ - 20 -
ЛИТЕРАТУРА - 24 -

Работа состоит из  1 файл

сурс 1 даша.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)
 

 

     Политические учения Нового времени 

    Началом Нового времени традиционно считается  английская революция середины 17 в.

    Новое время в Европе – это эпоха буржуазных революций и последующего развития капитализма на основе промышленного переворота и политических преобразований. Начало Нового времени связано с формированием идеологии Просвещения, которая интеллектуально подготовила буржуазные революции. Идеология основывалась на убеждении в способности человеческого разума познать действующие в мире законы и изменить всю систему общественных отношений. Политическая мысль начинает уделять большое внимание проблеме индивида как гражданина и характеру его взаимоотношений с государством. 

    Характерные черты политической мысли Нового времени:

  • формирование либеральной политической идеологии;
  • обоснование необходимости разделения властей;
  • анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;
  • формирование концепции прав человека и гражданина.
 

    Гуго  Гроций. Основными политическими доктринами эпохи Просвещения стали теории "естественного права" и "общественного договора". Основателем концепций считается голландский юрист и дипломат Гуго Гроций. Идеи, истоки которых лежат еще в Античности, приняли классическую форму в эпоху, когда стал актуален принцип личной свободы. По Гроцию, естественные права предопределены самой природой человека и по содержанию представляют собой свободу всякого человека использовать свои силы для сохранения собственной жизни. Он выделил естественное право и волеустановленное, которое, в свою очередь, разделил на божественное право и человеческое право. Хотя содержание естественного права не расходится с божественной волей, оно не может быть изменено даже Богом. Человеческое право, хотя и является изменчивым, в конечном счете не должно противоречить человеческой природе и естественному праву. 

    Томас Гоббс. Согласно английскому мыслителю Томасу Гоббсу, естественное состояние людей представляет собой постоянный конфликт, войну всех против всех. Подобная война вытекает из эгоистической природы людей, их склонности причинять друг другу вред, так и есть следствие своеобразного равенства людей, предполагающего права делать все, что угодно, и против кого угодно. Инстинкт самосохранения подталкивает людей к заключению договора. Жертвуя своей свободой, они приобретают защиту со стороны суверена – государства. Само государство Гоббс сравнивал то с искусственным человеком, то с рукотворным богом, то с Левиафаном, библейским персонажем, представляющим собой огромное морское чудовище. 

    Джон  Локк. Соотечественник Гоббса Джон Локк дал иную трактовку естественному состоянию и отношениям людей с государственной властью после заключения договора. Он считал, что большинство людей следуют естественным правам в силу своей разумности и доброты, хотя и могут стремиться к собственной выгоде. Поэтому они нуждаются в беспристрастном судье. Создав государство (своеобразного опекуна), народ выступает как его подопечный и как его учредитель. Последнее дает право народу отменять законы, которые противоречат его интересам. Более того, народ имеет право отнять власть у правителей, которые нарушают их естественные права. Локка называют отцом либерализма. Именно его представление о естественных правах человека легло в основу формирования либеральной идеологии.

    К естественным, неотчуждаемым  правам человека он отнес следующие:

  • право на жизнь, защищающее безопасность человека;
  • право на свободу, устраняющее угнетение человека и дающее возможность определять свою жизнь в соответствии со своими желаниями;
  • право на собственность – право работать и обладать результатами своего труда. Локк оправдывал частную собственность, так как считал, что она создается индивидуальными усилиями и инициативой.

    Жан-Жак  Руссо. Самую радикальную концепцию общественного договора создал французский мыслитель Жан-Жак Руссо (1712 – 1778). Идеализируя естественное состояние, своеобразный "золотой век", он считал, что гражданское состояние должно гарантировать человеку возмещение естественного равенства в виде договорно установленных свобод. Руссо считается отцом классической теории демократии, так как именно ему принадлежит идея народного суверенитета. Создав государство, люди не отдают себя под власть суверена, а являются носителями верховной власти. Считая суверенитет народа неделимым, он выступал против разделения верховной власти между какими-либо органами. Законодательная власть не может быть передана парламенту, а должна осуществляться непосредственно народом. Все законы создаются общей волей народа.

    Ж. Ж. Руссо:

  • утверждал, что главное зло – частная собственность;
  • первым разграничил государство и гражданское общество;
  • доказывал необходимость прямого народного правления.

    В этот период наибольшую известность получают Карл Маркс (1818 – 1883), Фридрих Энгельс (1820 – 1895) – теоретики коммунистического общества.  

 

     Современные политические учения 

    Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды:

    Первый период – становление современной политической науки (конец 19-го – конец 40-х гг. 20-го в.).

    Этот  период характерен исследованием проблем  политической власти и ее социальных основ:

  • теория заинтересованных групп (А. Бентли);
  • теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);
  • социологическая теория государства (М. Вебер);
  • теория олигархизации власти (Р. Михельс);
  • психологическая теория власти (Г. Лассуэл).

    Второй  период – активное расширение сфер политологических исследований (конец 40-х – вторая пол.70-х гг.) – характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства:

  • новая теория демократии (И. Шумпетер);
  • плюралистическая теория демократии (Р. Даль);
  • теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);
  • концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлер).

    Третий  период – поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. – наст. время).

    В этом периоде разрабатывались и развивались:

  • футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон);
  • концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский);
  • концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);
  • концепция национального интереса (Г. Моргентау);
  • теория элитарной демократии;
  • силовая концепция власти.

    Современные политические теории и концепции можно  классифицировать по следующим основаниям:

    1 – По уровню исследуемых объектов политики:

  • концепции глобального или международного порядка;
  • концепции общественного уровня;
  • концепции политической сферы общества и политического развития;
  • концепции важнейших подсистем политической системы общества;
  • концепции отдельных или частных политических явлений.

    2 – По политико-идеологической направленности:

  • либеральные;
  • консервативные;
  • социал-реформистские;
  • марксистские;
  • анархистские.

    3 – По специфике предмета и объекта исследования:

  • политико-правовые;
  • социологические;
  • психологические:
  • эмпирические.

    В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы:

  • Англо-американская – разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф).
  • Французская – занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон).
  • Немецкая – занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер).
  • Польская – проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка).

    Классиком политического бихевиоризма считается  американский ученый Г. Д. Лассуэл (1902 – 1978).

    Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – основоположник психоаналитического подхода в политической жизни.

    Классикой элитаризма стали концепции В. Паретто (1846 – 1923), Г. Моска (1838 – 1941), Р. Михельса (1878 – 1936).

    Современную политическую науку характеризуют  как "науку - перекресток", акцентируя внимание на подверженности политологии  влиянию со стороны других наук – общественных и естественных. Так, некоторые ученые подчеркивают тенденцию политической науки усваивать "проблематику или теории, созданные для экономических, психологических или биологических, например, исследований" (М. Гравитц, Ж. Лека).

    В рамках взаимодействия политологии  с другими науками сформировались такие научные дисциплины, как:

  • политическая антропология,
  • политическая география,
  • политическая психология,
  • политическая экология,
  • политическая экономия,
  • политическая философия.

    Политическая  антропология занимается изучением политических явлений в "архаических" обществах, что связано с исследованием институтов управления и социального контроля в этих обществах. Активные разработки политических антропологов начались в 40-х гг. XX в. Аргументация политических антропологов строится на обобщении результатов, полученных в ходе исследований "архаических" обществ, сохранившихся до настоящего времени. Политическая антропология позволяет западным ученым преодолеть европоцентристские представления о политическом развитии общества. Политическая антропология имеет ряд фундаментальных достижений, к которым относится теория вождества (англ. chiefdom). Вождество признается одной из форм социальной интеграции наряду с такими формами, как локальная группа, община, раннее государство, национальное государство.

    Политическая  география объединяет географию народонаселения и одну из областей политологии – международные отношения. В политической географии исследуется влияние географических факторов на внешнюю политику государств. Одно из ключевых понятий политической географии - геополитика. Этот термин был предложен в начале XX в. шведским ученым Ю.Р. Челленом для характеристики государства как особого организма, который стремится к расширению зоны своего "обитания".

    Политическая  психология берет начало в работе американского ученого Г. Лассвэлла "Психопатология и политика" ( 1930 г.) и других его работах. Она тесно связана с изучением политического поведения. Поэтому бихевиористское течение в американской политологии в 50-60-е гг. способствовало интенсивному развитию политической психологии. Положения политической психологии используются в исследовании таких вопросов, как электоральное поведение, политическое лидерство, политическая социализация, политические установки, политические конфликты, политическое сотрудничество, и пр. В политической психологии используются как традиционные социологические методы анализа (в частности, интервьюирование, контент-анализ, эксперимент), так и методология психоанализа, которая позволяет исследовать "глубинную" психологию политических деятелей.

Информация о работе История политических учений