История политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:08, контрольная работа

Описание

История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. История общественно-политической мысли в России 3
2. Политика и идеология 13
3. Основные политические идеологии 14
4. Идейно-политические течения 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАРТУРЫ 24

Работа состоит из  1 файл

кр полит.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральная служба исполнения наказаний

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ

ФАКУЛЬТЕТ ВНЕБЮДЖЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Кафедра философии и истории

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине «Политология»

Вариант №2

«История политических учений»

 

 

 

Выполнил:

студент ______ уч. группы,

заочная форма обучения

             Горожанкина Татьяна Васильевна

 

 

 

Проверил:

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

 

                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2012

 

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                     3

1. История общественно-политической мысли в России                                   3

2. Политика и идеология                                                                                                         13

3. Основные политические идеологии                                                      14

4. Идейно-политические течения                                                               21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                      23       

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАРТУРЫ                                                                24                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.

Зачем нам надо знать историю политической мысли? Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные политические теории и проблемы.

Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений.
1. История общественно-политической мысли в России

Подлежащее современному изучению изложение общественно-политической мысли на Руси соотносится с именем киевского митрополита Иллариона (XI век). Он написал "Слово о Законе и Благодати" (1049 г.), где изложил богословско-историческую концепцию, обосновавшую включенность русской земли в общемировой процесс торжества божественного света (иначе, Христа) над тьмою язычества. Илларион рассматривает исторический процесс как смену принципов религии. В основе Ветхого Завета - принцип закона. В основе Нового Завета лежит принцип благодати, которая для автора выступает синонимом истины. Закон, по мнению Иллариона, является лишь тенью истины, слугой и предтечей благодати. Ветхозаветные запреты, согласно утверждениям Иллариона, недостаточны. Мораль - проблема свободного человека; человек должен свободно творить доброе, что носит характер центральной идеи учения Иллариона.
              Летописи далее развивают политические идеи Древней Руси. Наиболее известны Лаврентьевская летопись (1377 г.), Новгородская летопись (XIV век), Ипатьевская летопись (XV век).
Уникальным памятником истории политической мысли на Руси этого периода выступает "Повесть временных лет" - летописный свод, созданный в 1113 году. Главная ее идея - идея единства русской земли.

Этими же идеями полно и одно из первых русских литературных произведений - "Слово о полку Игореве".

Средневековая общественно-политическая мысль характеризуется тем, что начинается углубленное изучение человеческой душевной природы и складывается гуманистическое представление о человеке как "образе и подобии" Бога, призванном своим трудом и поведением поддерживать гармонию и порядок в мире. Эта концепция соответствовала исторической потребности создания централизованного Московского государства, укреплению самодержавия, борьбе с реакционными политическими позициями боярства. Она отражается в ряде произведений политической литературы: "Повесть о Флорентийском соборе", "Послание о Мономаховом венце" и др. Эти работы были связаны общей идеей величия власти Московских государей, оправдывали принятие царем Иваном III титула "самодержавец Всея Руси", а затем в 1485 году - титула "государь Всея Руси".
               Дальнейшее совершенствование и развитие эта идея нашла в теории "Москва - третий Рим", выдвинутой псковским монахом Филофеем в начале века, в период острой борьбы между приверженцами централизованной монаршей власти - "нестяжателями", и противниками идеи ограничения власти церкви в государстве - "иосифлянами".

Согласно этой теории, история человечества представляет собой историю властвования трех великих всемирных государств, судьба которых направлялась волей Бога. Первым из них был Рим, павший от язычества. Второе государство - Византия - было завоевано турками из-за греко-католической унии 1439 г., заключенной на Флорентийском соборе. Третьим Римом после этого стала Москва - истинная хранительница православия. Она будет им до предначертанного Богом конца света - "а четвертому не быти". Московский государь - "высокопрестольный", "вседержавный", "богоизбранный" - наследник власти великих государств.

При Иване Грозном идея "Москва - третий Рим" стала основой всех социальных теорий, политических ориентаций и религиозных чаяний Московского государства. В одном ряду с идеями Филарета высказывания политического оппонента Ивана Грозного - князя Андрея Курбского, призывавшего боярство и народ бороться с опричниной.

  Важное значение в развитии политической мысли в России имеет "Уложение 1649 года", принятое в царствование Алексея Михайловича - второго самодержца из династии Романовых. Во-первых, оно юридически закрепило крепостное право, превратив крестьян в рабов. Уложение 1649 года укрепило союз монарха и среднего служилого дворянства, которое явилось основой нарождающегося абсолютизма. Во-вторых, был нанесен сильный удар по политической и экономической мощи церкви, поскольку "Уложение" освобождало государство от контроля церкви в том смысле и в том объеме, в каком он существовал ранее.

Одновременно с этим происходит становление бюрократического государства, создается система приказов как органов публичной власти.
           Изданная при Алексее Михайловиче "Табель о рангах" (хотя считается, что она издана Петром 24 января 1722 г.) имела своей целью превратить все население государства, не находящееся в крепостной зависимости, в "служилых людей", то есть всех поставить под контроль власти, всем дать чин и определить место в служебной иерархии.

В этот же период и в ближайшем последующем времени на Руси распространились так называемые еретические движения, в которых нашли олицетворение оппозиционные феодализму выступления, борьба народных масс против феодальной эксплуатации в России, носившие религиозную окраску.
                Позже в народе родилась идея избрания царя "всей земли". Она появилась на волне активности и патриотизма простого люда в годы шведско-польской интервенции, побед над захватчиками, взлета национального самосознания. Эта мысль противоречила старой традиции веры в божественное происхождение царской власти, но положила начало русской соборности и общинности, что в значительной степени предопределило построение политических отношений в России в дальнейшем.
               В основании соборности лежало полновластие большинства, которое в любое время могло обернуться и тиранией большинства. Власть идентифицировалась с отцовством, предполагала решение жизненно важных вопросов всем миром. Соборность, общинность укреплялась в России многие столетия, являлась питательной почвой для авторитаризма.
              В допетровскую эпоху русская политическая мысль развивалась в согласии с развитием государственности. На Руси не было реформации в том виде, в каком она прошла в Европе. Не произошло и перемещения эпицентра политических воззрений на человека, его естественные права, поскольку православие несло с собой идею полного подчинения человека церкви. Не стоял остро и вопрос о верховенстве двух ветвей власти: церковь не только не претендовала на всевластие, но, как правило, признавала власть князя, царя и поддерживала ее. В средневековой Руси сложилась манихейская традиция перепадов в позициях, ненависти к противникам.
                На рубеже XVII и XVIII веков русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия. Реформы Петра I завершили ликвидацию старофеодальных учреждений, положили начало преодолению промышленной, военной и культурной отсталости страны.
                Новым стало то, что они находили свое выражение в законодательных актах абсолютистского государства, в бесчисленных указах, регламентах, уставах, манифестах, многие из которых были написаны самим Петром или отредактированы им же. Главными идеями этих законоположений были забота государя об общем благе людей, трактовка власти государя как надзаконной и неограниченной.
Развитие промышленности, ремесел и торговли, ускоренное реформами Петра I, привело к значительному относительному росту сословия промышленников и купцов, складывавшегося в буржуазию.
            Во второй половине XVIII века, при сохранении феодально-сословной структуры общества, тем не менее, укрепляется капиталистический уклад в России. Это способствовало обострению социально-классовых противоречий. В 1762 году в результате очередного дворцового переворота, осуществленного дворянской гвардией, на российский престол взошла Екатерина II. Ее правление ознаменовано переходом к так называемому "просвещенному абсолютизму". Екатерина II запретила крестьянам жаловаться па помещи­ков. В связи с этим новиковский «Трутень» опубликовал потря­сающие по силе и достоверности «копии с крестьянских отписок и помещичьего указа», которые звучали как общерусская чело­битная крестьян. В деревне неурожай, падеж скота, населению угрожает голодная смерть и уже осенью «многие пошли по ми­ру», но крестьяне должны внести подати, отдать помещику об­рок, заплатить бесконечные штрафы. Неплательщиков «на схо­де секут нещадно», продают их жалкое имущество и снова «каждое воскресенье секут», хотя и знают, что «им взять негде»[1]
Политико-правовая идеология этого периода развивалась под значительным влиянием просвещения Западной Европы, особенно Франции, о чем свидетельствуют переписка императрицы Екатерины с Вольтером и Даламбером, приглашение в Россию Дидро и т.д.
Екатерина всячески порицала "вред предыдущего самовластия", не скупясь при этом на обещания "учредить добрый порядок и правосудие в любезном отечестве". В 1767 г. по ее указу была создана Комиссия для сочинения проекта нового Уложения, для которой Екатерина написала обширный "Наказ", большая часть которого воспроизводит фразы, идеи, тексты западноевропейских просветителей, преимущественно Монтескье и Беккариа.

В этом труде императрицы содержался ряд невыполнимых в самодержавно-крепостнической России, декларативных по сути положений: равенство граждан; свобода как зависимость только от закона; ограничение государственной власти пределами, ею же определенными и т.д.
            Для России это был либеральный, гуманистический прорыв. "Наказ" должен был свидетельствовать о "просвещенности" российского монарха и способствовать приобщению России к числу ведущих цивилизованных государств. Однако идеям "Наказа" не суждено было стать законом в силу острых распрей в созданной комиссии, которая уже в 1769 году прекратила свою деятельность, а царица через официальный журнал заявила: "Пока законы поспеют - будем жить, как отцы наши жили".
             Для эпохи просвещенного абсолютизма в России характерно противоречие между словом и делом, попытки воспринять передовые для того времени идеи и стремление укрепить феодально-крепостнические учреждения.

В этот период складываются два направления в развитии политической мысли России: политико-правовая идеология феодальной аристократии, которая стремилась упрочить свое положение путем ограниченной монархии (созданием императорского совета, реформированием Сената и т. д.) и политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, направленные против крепостного права.

Вершиной прогрессивной политической мысли России второй половины XVIII века стали воззрения A.Н.Радищева (1749-1802). В книге "Путешествие из Петербурга в Москву" он подвергает резкой критике крепостное право и самодержавие, доказывает, что крепостное право противоречит естественному праву и общественному договору.

По Радищеву, «самодержавство есть наипротивнейшее че­ловеческому естеству состояние». Он утверждал, что истина и справедливость не живут в «чертогах царских», что одежды ца­ря и его приближенных «замараны кровью и омочены слезами» народа, поэтому тщетны надежды просветителей на «мудреца на троне». Мысль Радищева шла дальше: «Нет и до окончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил до­бровольно что-либо из своей власти»[2]

Радищев писал, что крестьянин «заклепан в узы» и «в зако­не мертв». Дворяне заставляют крестьян «шесть раз в неделю ходить на барщину», взимают с них непосильные оброки, ли­шают их земли, применяют «дьявольскую выдумку» — месячи­ну. Помещики истязают крестьян «розгами, плетьми, батожьем или кошками», сдают в рекруты, ссылают на каторгу, «продают в оковах как скот». Ни один крепостной крестьянин «не безопасен в своей жене, отец в дочери»[3]

В первой половине XIX века в России продолжается разложение феодального строя и развитие капиталистических отношений. Антифеодальными направлениями политико-правовой мысли были: либерализм (дворянский и буржуазный), революционная идеология декабристов, просветительство, а с начала 40-х годов - революционный демократизм. Философские и политико-правовые идеи М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева оставались главным идейно-теоретическим источником передовой политической мысли и получили в ней дальнейшее развитие.
             По заданию Александра I в 1809 году им был разработан подробный проект государственных преобразований, где обоснована необходимость реформ, сообразных духу времени. Законодательная, исполнительная, судебная власти выступают как проявления "единой державной власти". В силу этого император есть "верховный законодатель", "верховное начало исполнительной власти", "верховный охранитель правосудия".
              Верховным органом судебной власти является Сенат, назначаемый императором из числа кандидатов, рекомендованных губернскими думами. Для устранения различных коллизий между властями, общего соединения всех государственных дел, императором назначается Государственный Совет.
             На местах создаются губернские думы, состоящие из всех сословий, имеющих собственность. Волостным думам предоставляется право избирать волостные правления. В селах и деревнях избираются (или назначаются) старосты.
               Дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России связано с движением декабристов. С их восстания 14 декабря 1825 года В.И.Ленин датировал начало освободительного движения в России, выделяя в нем три этапа: дворянский (1825-1861), разночинский (1861-1895) и пролетарский (после 1895 г.). Декабристов и Герцена он называл самыми выдающимися деятелями первого этапа.[4] В политической идеологии декабристов различаются два течения: умеренное и радикальное.
            Новая полоса в развитии либерализма началась в обстановке отмены крепостного права (1861 г.), судебной и земских реформ, демократизации универсального образования. В это время либерализм в России развивался в двух направлениях: классический и социологизированный.
               Наряду с либерализмом, в России с середины XIX века прочно утверждается и консервативная традиция развития политической мысли. Среди консерваторов были идеологи реакционного характера, которые отстаивали верность только прошлому, и те, для которых обращение к прошлому, истории служило стимулом совершенствования общества на основе определенной устойчивости, стабильности. В России консерватизм приобрел специфически русскую идеологию славянофильства. Его носителями были люди, чьи имена вошли в историю России.
          Отдельную страницу в истории политической мысли России составляют правовые и политические взгляды революционных демократов.
           Вторая половина XIX века характерна развитием революционного демократизма. Различаются две формы организации человеческого общества - монархию и республику, при этом различая политическую и социальную республики. Политическая, т.е. буржуазная республика, рассматривается как наружная, не удовлетворяющая интересов большинства народа. Но и такая республика свободнее конституционной монархии. Она является этапом к освобождению народа, к социальной республике.

Информация о работе История политических учений