История политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:24, реферат

Описание

Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений.

Содержание

История политических учений

Политические учения Древнего Востока.

Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.

Политические учения Средневековья.

Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.

Политические учения Нового времени.

Современные политические учения.

Работа состоит из  1 файл

история политических учений.docx

— 26.51 Кб (Скачать документ)

Казахстано – Российский Медицинский Университет

 
 
 
 

 
 
 
 

Проверил: Джилысбаев Д. Д.

Выполнила: Ефремова А.

102 «А» фармация

 
 
 
 

Алматы, 2012 год

 

План:

 
  1. История политических учений
 
  1. Политические  учения Древнего Востока.
 
  1. Политические  учения Древней Греции и Древнего Рима.
 
  1. Политические  учения Средневековья.
 
  1. Политические  учения эпохи Возрождения и Просвещения.
 
  1. Политические  учения Нового времени.
 
  1. Современные политические учения.

1. История политических  учений

 

    История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических  теорий.

 

    Зачем нам надо знать историю политической мысли? Обращаясь к истории, мы познаем  взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные  политические теории и проблемы.

 

    Возникновение политической мысли в истории  цивилизации неразрывно связано  со становлением государства как  особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия  опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились  возможности первых теоретических  обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы  общественных отношений.

 

  2. Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти.

 

    Для древних  египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями  земных дел, первыми законодателями и правителями.

 

    У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности.

 

    Великий мыслитель  Древнего Китая Конфуций (551 - 479 гг. до нашей эры) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства. Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.

 

    В 4 веке до нашей  эры Шан Ян дал начало направлению, получившему название "легизм". Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным, и упор делали на строгие законы и суровые наказания.

 

 3. Политические учения  Древней Греции  и Древнего Рима. Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.

 

    Основу науки  о политике заложили древнегреческие  философы: Сократ (470 - 99 гг. до нашей эры); его ученик Платон Афинский (427 - 347 гг. до нашей эры.) - политические идеи его изложены в диалоге "Государство"; ученик и критик Платона Аристотель Стагирит (384 - 322 гг. до нашей эры). 

 

    Много сделали  для развития политической мысли  Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до наше эры), Луций Анней Сенека (ок.4 г. до нашей эры - 65 г.) - философ-историк и человек личного высокого мужества. Презирал смерть. Покончил жизнь самоубийством по требованию своего воспитанника Императора Нерона), Эпиктет (ок.50 - ок.140), Марк Аврелий (121 - 180 гг.). Гай Транквилл Светоний своей книгой "Жизнь двенадцати царей" положил начало традиции политических портретов.

 

    Характерные черты политических учений этого этапа:

  • постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;
  • обособление их как относительно самостоятельной части философии;
  • анализ устройства государства, классификация его форм;
  • поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.
 

 4. Политические учения  Средневековья. Средневековье характерно следующими политическими процессами:

  • создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий;
  • распад их на раздробленные политические образования;
  • расцвет сословно-представительных монархий.
 

    Особенности политических учений этого этапа:

  • безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;
  • политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов;
  • социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей;
  • обоснование теологической теории политической власти.
 

    Разносторонне одаренный и блестяще образованный монах-ученый Фома Аквинский (1226 - 1274) в своем трактате "О правлении государей" пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами.

 

    Он признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу. Считает, что сущность власти составляют отношения господства и подчинения, и такой порядок - от Бога. При  использовании власти допускаются  злоупотребления, но если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют право на сопротивление.

 

    5. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения. Характерные черты политической мысли этой эпохи:

  • освобождение политической науки от теологии;
  • развитие гуманистических начал в политической теории;
  • анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.
 

    Великий флорентинец  Н. Макиавелли (1469 - 1527) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Основной его труд - знаменитая книга "Государь", в которой Макиавелли:

  • дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти;
  • впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти;
  • считал, что народ не играет никакой роли в государстве;
  • подчеркивал, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства;
  • утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы.
 

  6. Политические учения Нового времени. Началом Нового времени традиционно считается английская революция середины 17 в.

 

    Характерные черты  политической мысли Нового времени:

  • формирование либеральной политической идеологии;
  • обоснование необходимости разделения властей;
  • анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;
  • формирование концепции прав человека и гражданина.
 

    Теория разделения властей по праву принадлежит  французскому просветителю Шарлю Луи Монтескье (1689 - 1755). Верховенство права, по мнению Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

 

    В первой половине 19-го века завершается формирование политической идеологии социализма - граф Клод Анри де Ревруа Сен-Симон (1760 - 1825), Роберт Оуэн (1771 - 1858), Шарль Фурье (1772 - 1837).

 

    В этот период возникают  и радикально-революционные концепции. К ним, в первую очередь, надо отнести  идеи Ж. Ж. Руссо (1712 - 1778), который:

  • утверждал, что главное зло - частная собственность;
  • первым разграничил государство и гражданское общество;
  • доказывал необходимость прямого народного правления.

7 . Современные политические учения. Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды.

 

    Первый  период - становление современной политической науки (конец 19-го - конец 40-х гг. 20-го в.).

 

    Этот период характерен исследованием проблем  политической власти и ее социальных основ:

  • теория заинтересованных групп (А. Бентли);
  • теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);
  • социологическая теория государства (М. Вебер);
  • теория олигархизации власти (Р. Михельс);
  • психологическая теория власти (Г. Лассуэл).
 

    Второй  период - активное расширение сфер политологических исследований (конец 40-х - вторая пол.70-х гг.) - характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства:

  • новая теория демократии (И. Шумпетер);
  • плюралистическая теория демократии (Р. Даль);
  • теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);
  • концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлер).
 

    Третий  период - поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. - наст. время).

 

    В этом периоде  разрабатывались и развивались:

  • футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон);
  • концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский);
  • концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);
  • концепция национального интереса (Г. Моргентау);
  • теория элитарной демократии;
  • силовая концепция власти.
 

 По политико-идеологической направленности:

  • либеральные;
  • консервативные;
  • социал-реформистские;
  • марксистские;
  • анархистские.

Список  использованной литературы

 
  1. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ:Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.
 
 
 
  1.   Развитие политической мысли  до возникновения политологии как науки и учебной дисциплины (Общая и прикладная политология/ Под рел. Жукова В.И., Краснова Б.И.)
 
 
  1. Политические  и правовые учения в Западной Европе  в период средних веков (Учебник/ Под ред. О. Э. Лейста)

Информация о работе История политических учений