Имидж политического лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение особенностей политического имиджа, на примере президентов РС(Я) создание примерного идеального политического лидера.
Задачи работы – охарактеризовать составляющие политического имиджа; рассмотреть психологическое содержание, общие требования, условия формирования политического имиджа; определить психологические модели политического имиджа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

I.Глава. Теоретические аспекты формирования имиджа политического лидера ……………………………………………………………………………..4

II.Глава. Формирование «идеального» имиджа политического лидера Республики Саха (Якутия)……………………………………………………...16

Заключение………………………………………………………………..24

Приложения……………………………………………………………….25

Список литературы……………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

КурСоВая.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

В реальной политической жизни все  вышеназванные типы лидеров редко  встречаются в чистом виде, а их наиболее характерные черты встречаются в той или иной пропорции у конкретных политиков.

Весьма специфическую классификацию  типов политических лидеров предлагает французский социолог Ж. Блондель. При  этом каждый из выделенных им типов лидера вызывается к жизни определенной общественно – политической ситуацией:

1) В ситуации, требующей сохранения  существующего положения существующего  положения вещей, выдвигаются  лидеры – спасатели с широкой программой деятельности (У. Черчилль, Ш. де Голль) и лидеры – успокоители без такой программы (президент США генерал Д. Эйзенхауэр);

2) В ситуации, когда необходимые  умеренные изменения, выдвигаются  лидеры – патерналисты и лидеры – популисты с программой изменения основных сфер жизни общества (Бисмарк и Сталин), либо лидеры – пересмотрщики, планирующие перемены в некоторых областях жизни

(Р. Рейган и М. Тэтчер);

3) В ситуации, требующей широкомасштабных  изменений в жизни общества, выделяются  лидеры – идеологи (Мао Цзе Дун, Гитлер) с широкой программой изменений либо лидеры – реформаторы (Ф. Рузвельт), планирующие глубокие изменения в отдельных областях.

Психологический образ политического  имиджа и его формирование.

Важно осознавать, что имидж – это манипулятивный психический образ, причем обладающий большой регулятивной силой. Имидж призван влиять больше не на сознание избирателя, а на его эмоциональную сферу и уровень бессознательного. А вот авторитет или репутация – это категории рассудочные, чтобы сделать заключение, нужна аргументация. Имидж же основан скорее на вере, чем на анализе, размышлении и убеждении, на эмоционально окрашенным пониманием причин. Чтобы более глубоко разобраться в этом, обратимся сначала к существующим ключевым понятиям и определениям.

Имидж (от англ, image) – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо (в нашем случае – политика).

Рассмотрим психологические основания  деятельности, направленной на создание эффективных имиджей. Эти основания непростые и определяются сущностными характеристиками имиджа. В психологии бытует мнение, что по своей сути имидж – это «реальность мнимого пространства». Данную идею надо пояснить. Считается, что мы одновременно живем как бы в двух мирах – реальном и мнимом (иллюзорном).

В реальном, мире существуют явления, происходят события, действуют люди, доминируют отношения, смысл, значения и характеристики которых адекватно соответствуют их истинному содержанию. В нем нет искажения, лукавых версий.

В мнимом же мире реальность искажается, преподносится специально в соответствии с какими-то целями и интересами. Поэтому полностью справедливо утверждение, что человек на протяжении всей своей жизни постоянно находится под действием манипулятивных воздействий. Ему дается не истинная информация, а ее образы, соответствующие чьим-то интересам. Поэтому и мир воспринимается сквозь призму внушаемых установок. Например, во время избирательных кампаний, как упоминалось, конкурируют не политики, а их имиджи.

Мир иллюзорный обладает высокой регулирующей силой, а поэтому и влиянием на людей. Это происходит вследствие того, что он буквально наполнен психологическими воздействиями. Но дело не только в этом, - он еще психологически гораздо комфортнее, чем реальный мир.

По словам Г. Почепцова, мнимый мир обладает следующими характеристиками, обусловливающими его влияние. Он принципиально непроверяемый, следовательно, в нем меньше разочарований; там много чудесного, привлекательного; он иррационален, поэтому принимается как данность; в нем внутренняя целостность и непротиворечивость, он по-своему гармоничен; в этом мире существует иная иерархия, на которую мы сами можем влиять по произволу, что повышает самоуважение. В психологическом отношении очень важно, что следование ценностям мнимого мира освобождает от мук выбора и ответственности – человек ведет себя так, как ему подсказывают, как ведут себя привлекательные и успешные персонажи (скажем, кумиры или герои рекламы и пр.).

Люди на протяжении всей жизни живут  одновременно и в реальном и мнимом мире, часто переходя из одного в другой. Если человек ориентирован на мир реальный, то его отличает высокая степень самостоятельности, низкий конформизм, рациональный ум, критичность мышления. Такие люди проницательны, они практически не поддаются манипулятивным воздействиям. Если же человек ориентирован на мнимые миры, то он живет под влиянием внушенных установок, подвержен влиянию окружающих, критичность мышления у него невысокая, собственное мнение является проекцией мнений кого-то. Идея политиков и политических технологов как раз направлена на «формирование» такой личности и направлена их деятельность.

Мир реальный и мнимый имеют разные измерения, в них функционируют  разные законы, но, тем не менее, они иногда совпадают или пересекаются, между ними существует взаимодействие. Имидж – это реальность мнимого мира, в которой есть что-то метафорическое, знаковое и символическое. Это образ человека, который обязательно должен вызывать симпатию и доверие, независимо от его истинных личностных черт, хотя в степень их близости может быть различной – от практически полного совпадения до противоположности.

Исходя из данного понимания  психологической сущности политического  имиджа, следуют его важные отличительные  особенности, которые необходимо учитывать  при его создании.

Во-первых, политический имидж должен обязательно формироваться под конкретную задачу.

Во-вторых, в научных  исследованиях неоднократно отмечалось, что имидж в большинстве случаев  должен соответствовать социальным ожиданиям масс – это главнейшее условие формирования эффективного политического имиджа. Социальные ожидания (или экспектации) – это система ожиданий и требований относительно норм исполнения лидером социальных ролей и соответствующей им деятельности. Это разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений. Социальные ожидания проявляются двояко: как право ожидать соответствующего поведения и обязанность вести себя в соответствии с социальными ожиданиями. Социальные ожидания формируются на базе несоответствия «того, что есть, с тем, как хотелось бы». Несоответствие касается обычно деятельности лидеров, руководителей. Чем больше это несоответствие, тем сильнее желание иметь иного лидера.

Итак, если деятельность власть имущего лидера оценивается  негативно, то формируется потребность  в выдвижении другого лидера, обладающего качествами, способными обеспечивать деятельность, удовлетворяющую ожиданиям (обычно это качества, прямо противоположные качествам прежнего лидера). Таким образом, имидж должен быть механизмом между социальными ожиданиями и личностью нового лидера.

Формирование эффективного политического имиджа

Формирование эффективного политического имиджа - процесс непростой  и длительный, зависящий от многих факторов. Однако любой имидж должен обязательно удовлетворять нескольким общим требованиям:

1. В политическом имидже должны обязательно быть черты победителя. Это должно проявляться, прежде всего, в оценках личности.

2. Необходимо, чтобы в политическом имидже присутствовали «черты отца». Данное требование является отражением фрейдистских взглядов на проблему лидерства, которые трудно опровергнуть. По 3. Фрейду, «масса просто нуждается в лидере, как семейство нуждается в авторитетном отце». Данные устойчивые социальные ожидания и стали основой этого важного требования к имиджу.

3. Стереотипная многоплановость имиджа. Мы говорили о том, что имидж не должен быть сложным, его сила - в стереотипности. Но данная стереотипность должна быть вариабельной и многоплановой, т.е. направленной на отдельные социальные группы или страны, так как у них свои специфические стереотипы.

4. Открытость (видимая доступность). Это требование можно считать следствием второго и третьего. Открытость воспринимается как эффективная обратная связь избирателей с лидером. Многие склонны считать, что только это помогает политику, верно, ориентироваться в ситуации. К тому же многие склонны верить, «что они напишут... и им помогут, или многое изменится».

5. Эффективные коммуникации. Имидж транслируется в процессе многочисленных политических коммуникаций.

6. Окружение. Существует крылатое высказывание «короля делает его свита». Оно полностью справедливо и в случае формирования эффективного имиджа во время избирательных кампаний.

7. Рациональная инновация, неординарное решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Глава. Формирование «идеального» имиджа политического лидера Республики Саха (Якутия)

 

Мною был проведен опрос в виде интервьюирования на тему «Имидж политического лидера нашей  республики». Было опрошено 50 респондентов разной возрастной категории. Были заданы следующие вопросы: 1. Чем запомнился тот или иной политический лидер?  2. Имидж того или иного политического лидера?. 3. Мнение о том или ином политическом лидере?.

 

Михаил Ефимович Николаев

 

На основе проведенного мною опроса выяснилось, что Михаил Ефимович Николаев обладает большой популярностью у населения, частности в сельских местностях. Николаев М.Е. в трудные 90-е годы не дал, окончательно развалиться сельскому хозяйству, всячески поддерживал крестьянское хозяйство и сельских жителей за счет введения льготных кредитований и субсидирования сельхоз продукций. Но, к сожалению, не все его программы были эффективны, из-за этого не все согласны с его политикой.

По классификации лидеров К.Левина Николаев М.Е. относится к либеральному лидеру, так как соответствующий ему стиль управления подразумевает учет мнений и пожеланий подчиненных без непосредственного привлечения к принятию решений и управлению. Например, он запомнился всем как реформатор образования, при этом он слушал мнения общественных деятелей, в то же время принятые им решения носили узко национальный характер.

 По типологии политических лидеров немецкого социолога М. Вебера Николаев М.Е. является лидером, опирающимся на силу традиций (религиозных, моральных, политических и др.). Так, он ввел ориентир на возрождение национальной культуры, национальной самобытности республики, что было, несомненно, удачным решением. Народ, зараженный энтузиазмом Николаева М.Е., развивался, как аграрный сектор, широкое развитие получили культура, образование, медицина, другие социальные сферы. Впервые нашу республику посетили много иностранцев, что подняло имидж республики на всемирном уровне. С проведением первых международных детских игр «Дети Азии» о нашей республике заговорила вся Азия, как о республике, начавшей сплочение народов, что дало скачок для развития спортивного духа населения.

По функциональной классификации  Николаев М.Е. больше подходит к типу лидера – знаменосца, человека, одержимого яркой и новой идеей, программой радикального переустройства общества в соответствии с определенным идеалом, привлекающим многих людей (В.И. Ленин, Мартин Лютер Кинг, и др.). Одной из его идей был полет в космос якутянина, несмотря на нереальность идеи, она поддерживается населением. В настоящее время создана детская аэрокосмическая школа (ДАКШ) при Октемском лицее, на родине самого Николаева М.Е.. Школа оснащена современным оборудованием, на основе договоров с ведущими ВУЗами научными центрами ведется целенаправленная работа по подготовке будущих космонавтов.

По классификации социолога  Ж. Блонделя Николаев М.Е. относится к лидерам-спасателям с широкой программой деятельностью (У. Черчилль, Ш. де Голль). Респондент считает, что благодаря его деятельности жители республики достойно пережили тяжелое время перестройки.

 В 20 декабря 1991 года был избран первым Президентом Якутии, получив 76,7 % голосов избирателей. Он запомнился тем, что добился   значительных средств от алмазной промышленности для республики, которые вливались на развитие социальных структур, сельского хозяйства и алмазогранильной промышленности. Будучи очень хорошим оратором, он развивал национальные идеи. Возглавляемое Николаевым М.Е. население республики начало зарабатывать себе на хлеб, создавая различные частные предприятия, товарищества, в частности начала, развиваться переработка местной продукции.

 В 1996 году был переизбран на второй срок, набрав 58,96 % голосов избирателей.

Далее перейдем к анализу  имиджа первого президента. Респонденты считают Михаила Ефимовича Николаева человеком уравновешенным, с правильной речью, с приятной внешностью, который импонирует домохозяйкам. Его отличает от других политических лидеров то, что он имеет беспрекословный авторитет среди населения: при его появлении на стадионах присутствующие обязательно стоя аплодируют, это уже показывает, что проводимая им политика находит одобрение среди народных масс.

Внешность Николаева является типичным для выходца из народа, что дало ему много преимущество среди избирателей. Его глаза излучают спокойствие, седина волос свидетельствует о его мудрости, гордая осанка выдает в нем личность незаурядную, при его маленьком росте даже среди высоких сопровождающих его лиц, он выделяется.

Он является, несомненно, сильной личностью, что позволяет многим следовать за ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вячеслав Анатольевич  Штыров

Информация о работе Имидж политического лидера