Имидж политического лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:59, курсовая работа

Описание

Предметом изучения данной работы является политический имидж как таковой, а так же его трактовка в различные исторические эпохи и в современности.
Автор стремился, избегая мировоззренческих и политических пристрастий, создать объективную картину проблем политической имиджелогии и возможных путей их решения. Для выполнения этой задачи было необходимо внимательное и тщательное изучение целого ряда литературы аналогичной проблематики как отечественного, так и иностранного авторства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОБЛЕМА ИМИДЖА В ИСТОРИИ 6
Глава 2. ИМИДЖ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 13
2.1 Структура политического имиджа 18
2.2 Основные приемы построения политического имиджа 26
2.3 Политическая реклама в процессе формирования имиджа……………………………………………………………………………44
3. ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА НА ПРИМЕРЕ СТАЛИНА И.В………………………………………………………………………………...56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69

Работа состоит из  1 файл

имидж политического лидера.doc

— 1.07 Мб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию 

ГОУ  ВПО 

Нижегородский государственный Университет им. Н.И. Лобачевского  
 
 

Факультет международных отношений 

Кафедра международно-политических коммуникаций и страноведения 
 
 
 

Курсовая  работа

«Имидж  политического лидера» 
 
 
 

  Исполнитель: студента  группы N 35

Пашинян Ж.Г.

  Научный руководитель:

Рыхтик  М.И.

 
 
 
 
 

      Нижний  Новгород

      2009г. 

Содержание: 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Начиная данную работу, автор был уверен в непосредственной актуальности выбранной темы, исходя из такой особенности политической культуры наших сограждан, как предпочтение на выборах отдельной харизматической личности грамотно и логично построенным программе, идеям и проч. Данный проект был призван, в рамках курсовой работы, рассмотреть проблему формирования политического имиджа применительно к России и, возможно, быть использованным в качестве определенной научно-теоретической базы при построении предвыборной кампании. Но, в связи с инициативой президента РФ В.В. Путина по укреплению вертикали власти, возможности практического применения данной теоретической конструкции значительно сузились, как, в общем, и сама постановка вопроса о политической имиджелогии в данном ключе. Тем не менее, данная проблематика остается актуальной при рассмотрении выборов глав местных самоуправлений, депутатов Государственной Думы, президента (если не последует новых законопроектов, корректирующих выборность данных функционеров) и для рассмотрения мировых политических процессов. Именно это стало для автора определяющим для продолжения работы над данным проектом.

       В качестве приоритетной цели работы можно выделить попытку построения научно-теоретической модели  «идеального» политического имиджа  с учетом потребностей электората. Задачами работы явились по возможности подробное исследовательское рассмотрение структуры политического имиджа, основных приемов построения политического имиджа, функций и классификации политического имиджа.

    Предметом изучения данной работы является политический имидж как таковой, а так же его трактовка в различные исторические эпохи и в современности.

    Автор стремился, избегая мировоззренческих и политических пристрастий, создать объективную картину проблем политической имиджелогии и возможных путей их решения. Для выполнения этой задачи было необходимо внимательное и тщательное изучение целого ряда литературы аналогичной проблематики как отечественного, так и иностранного авторства.

    На западе исследования в области имиджмейкинга получили более широкое распространение. Было бы неправильным утверждать, что в нашей стране они не проводились вообще, но они имели узкую идеологическую направленность и были закрыты для широкого доступа общественности.

    Развитие рыночной экономики повлекло за собой увеличение категорий субъектов, заинтересованных в правильном и действенном формировании собственного имиджа. В то же время наработанные западом схемы решения подобных задач не соответствуют в полной мере условиям жизни постсоветского общества.

      Сегодня рынок не испытывает  недостатка в объеме переводной  литературы по вопросам Public Relations и, в частности, формирования  имиджа. Однако по мнению наших  специалистов, дословные кальки  с этих изданий нуждаются в  переработке и адаптации к особенностям восприятия и стереотипам российского общества. По указанным причинам в данной работе использованы, в основном, материалы российских изданий.

  Особое  место в развитии данного вопроса  занимают труды Почепцова Г.Г., которые во многом дали нам заведомо верное направление при изучении тематики данной работы. При анализе политического имиджмейкинга через призму Public Relations особо интересными для автора явились работы Блажнова Е.А., Викентьева И.Л. и Борисова Б.Л. Так же при написании работы был использован целый ряд газетных публикаций и статей из различных сборников.

    Были использованы принцип историзма и научной объективности, метод контент-анализа, эмпирический метод поиска научных фактов, так же методы синтеза и анализа, индукции и дедукции. Особое место при работе над данным курсовым проектом занимал бихевиоральный (поведенческий) метод. Суть его состоит в изучении политики через анализ поведения групп и отдельных личностей путем наблюдения или анкетирования. Для нас же он был особенно актуален, т.к. при формировании политического имиджа необходимо исходить из электоральных предпочтений для наиболее успешного моделирования ситуации.

    Хотелось  бы отметить, что автор, будучи ограниченным размером курсовой работы, постарался наиболее полно осветить поставленные задачи и дать довольно емкое представление о том, что такое имидж, политический имидж и каковым может быть решение задачи «идеального» политического имиджа.

Глава 1. ПРОБЛЕМА ИМИДЖА В ИСТОРИИ

 

    В современном понимании, имидж (англ. image от лат. imago - образ, вид) - это стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании1. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенную группу лиц, организацию, товар и т.д. В основе имиджа лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняющаяся особенностями, чертами характера, внешними данными, одеждой и проч. Имидж формируется как на основе реального поведения индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей. Как мы можем заметить, имидж представляет собой образ, основанный на стереотипах, то есть образ обобщенный, упрощенный и ригидный2. Следует также отметить, что для проникновения имиджа в массовое сознание надо его туда внедрить и для поддержания – актуализировать. Для политического успеха необходимо, чтобы имидж формировался на основе реальных особенностей и присущих личностных черт. Предпочтение во внедрении следует отдавать внешностным характеристикам и личным качествам, но не политической позиции. При этом из имеющегося набора характеристик выбираются те, которые необходимым образом будут влиять на общественное мнение.

    В целом, мы имеем возможность определить политический имидж как легкоузнаваемый  образ какого-либо конкретного субъекта или явления политической жизни, спроецированный на массовое сознание так, что ракурс его восприятия умышленно смещается, то есть восприятие намеренно акцентируется лишь на отдельных чертах.

    Практически на протяжении всего существования человеческого общества фактор имиджа оказывал значительное влияние на ход политических процессов. Именно этим обусловлен тот факт, что к проблеме образа идеального государства, идеального государя так или иначе, обращались многие мыслители древности, античности, средних веков и нового времени. Они задумывались над вопросами того, каким должен быть правитель (политик) в глазах масс, насколько ему реальному необходимо и возможно отличаться от представлений о нем.

    Признавалось, что правителями были самые достойные, самые сильные, самые смелые люди, которых поддерживали окружающие. Геродот, Тит Ливий, Плутарх3 и другие историки в своих трудах отводили первые роли именно правителям, указывая и на их выдающиеся особенности. Философы же при этом не только рисовали идеальные образы, но и давали рекомендации прикладного характера относительно того, как достичь максимально полного соответствия им. Авторы Библии, Конфуций, Лао-Цзы, Протагор, Платон, Мор, Макиавелли4 и другие в своих трудах ставили в непосредственную зависимость судьбы и благополучие целых народов от соответствия правителя выведенному и обоснованному ими идеальному образу.

    В странах Древнего Востока от Египта и до Китая одним из таких незаурядных  качеств, которые обязательно должны быть присущи правителю, считалось его божественное происхождение. Эта черта образа внедрялась и актуализировалась всей мощью государственных и религиозных учреждений. Учитывая то, что утверждение, лишенное аргументации является весьма эффективным методом внушения, не удивительно, что божественное происхождение стало неотъемлемым атрибутом правителя в древности. Не имеющие его владыки даже страдали от своего рода комплекса неполноценности. Александр Македонский, например, не смотря на то, что жил в эпоху, которую можно охарактеризовать как античное Просвещение, развернул широкую пропагандистскую кампанию, целью которой было убедить империю в его божественном происхождении. В более поздние времена такая черта имиджа правителя как божественность происхождения несколько видоизменилась. Божественное происхождение приписывалось уже не человеку, облеченному верховной властью, но самой власти, цари-"боги" превратились в царей-"помазанников".

    Но  цари-"помазанники", также должны были иметь черты, выделяющие их из массы и превозносящие над ней: внешняя красота (или уродство), ум, отвага или просто одежда. Вот как, например, описывается первый еврейский царь Саул, который известен как один из первых царей, не приписывающих себе божественное происхождение: "Молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его: он от плеч своих был выше всего народа"5. Именно его Яхве избрал царем для евреев и приказа пророку Самуилу помазать на царство. Как видно из дальнейшего развития событий, Саул не раз разочаровывал бога. В конце концов, Яхве сказал; "Жалею, что поставил Я Саула царем"6. Этим словам более трех тысяч лет, но и в наше время по прошествии выборов их повторяют избиратели. То есть, в ситуации с Саулом, Бог, не смотря на то, что, в отличие от современных избирателей, мог иметь (и в силу своих сверхъестественных способностей имел) всю информацию о своем кандидате, впоследствии разочаровался в своем выборе. Библия свидетельствует, что практически всем (в том числе богу) свойственно делать свой выбор, основываясь преимущественно на имидже, обманываясь подчас, принимая желаемое (идеальное представление) за действительное. Примеры мы можем найти и в мифологии других народов.

    Отчасти это происходит потому, что люди принимают решение в условиях дефицита информации и времени. Иногда - просто не желая думать, заменяя построение сложного, углубленного и многогранного портрета человека его имиджем. Следует заметить, что в ряде случаев черты имиджа проецируются намеренно, принимая во внимание эту особенность человеческой психики, чтобы определенным образом манипулировать общественным сознанием.

    Необходимо  также отметить, что фактор имиджа оказывался одним из решающих не только в случае, когда речь шла об избрании или поддержании власти правителя. Например, имидж несправедливо обиженного использовал царь Персии Дарий. Он преднамеренно изувечил лицо своего приближенного Зопира, в верности которого был уверен, и отослал его к неприятелю. Зопира сочли злейшим врагом Дария. В результате, он сдал Дарию порученный ему для обороны Вавилон. Имидж жестокости служил Чингисхану не хуже его многочисленных туменов: слава об истреблении монголами населения непокорных городов шла впереди орды и сеяла панику среди народов, подвергшихся вторжению. Б. Хмельницкий, в свое время, зная страх польского шляхетского ополчения перед татарской конницей, прибегал к такой хитрости как переодевание повстанцев в крымчаков. Таким образом, он проецировал имидж татар на собственную армию, перенимая их наиболее характерные и легкоузнаваемые черты.

    Фактор  имиджа использовался не только с целью приобретения каких-либо благ для того, кому он принадлежит, но и для сознания негативного о нем представления, т.е. речь идет о негативном имидже. К примеру, германский кайзер Вильгельм II в письмах, адресованных своему кузену русскому императору Николаю II, уговаривал его не доверять французам и не идти с ними на политическое и военное сближение. Вильгельм аргументировал свою позицию тем, что французы "в свое время отрубили голову королю и королеве, а не так давно допустили у себя Парижскую коммуну". Таким образом, кайзер проецировал на них образ отъявленных цареубийц и революционеров-республиканцев, естественных врагов любой монархии. Вильгельм воздействовал на эмоции. Манипулируя Николаем, он намеревался спровоцировать его на действия, выгодные Германии, но противоречащие интересам России.

    Из  древних мыслителей, обращавшихся к  проблемам, связанным с имиджелогией, как одного из характерных, считаем  необходимым отметить Эзопа. Сам  жанр басни, в котором он написал  более 400 произведений, по сути, представляет собой облечение легкоузнаваемых черт, присущих какому-либо лицу, в иную форму. Именно благодаря своему имиджу тот, кто описан в басне в облике, например, животного, легко узнаваем. Однако Эзоп предостерегал от ошибок в суждениях, основанных лишь на поверхностных впечатлениях: "Видимость обманчива: за хорошими словами часто проступают дурные дела, за величавым видом - ничтожная душа"7. Огромное внимание проблемам имиджелогии уделяли софисты. Они были известны не только своей просветительской деятельностью и тем, что сумели превратить науку в занятие способное приносить значительный доход. Софисты также готовили судебные речи для представителей различных социальных групп таким образом, чтобы учитывались характерные особенности этих групп, а также личностные черты заказчиков. В результате практически ни у кого из слушателей не возникало сомнений в том, что автором речи является именно говорящий.

Информация о работе Имидж политического лидера