Имидж политического лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение особенностей политического имиджа, на примере президентов РС(Я) создание примерного идеального политического лидера.
Задачи работы – охарактеризовать составляющие политического имиджа; рассмотреть психологическое содержание, общие требования, условия формирования политического имиджа; определить психологические модели политического имиджа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

I.Глава. Теоретические аспекты формирования имиджа политического лидера ……………………………………………………………………………..4

II.Глава. Формирование «идеального» имиджа политического лидера Республики Саха (Якутия)……………………………………………………...16

Заключение………………………………………………………………..24

Приложения……………………………………………………………….25

Список литературы……………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

КурСоВая.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Имидж политического  лидера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

 

I.Глава. Теоретические аспекты формирования имиджа политического лидера ……………………………………………………………………………..4

 

II.Глава. Формирование «идеального» имиджа политического лидера Республики Саха (Якутия)……………………………………………………...16

 

Заключение………………………………………………………………..24

 

Приложения……………………………………………………………….25

 

Список литературы……………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Тот, кто обладает харизмой и способен применить правильные средства, сильнее Бога и может заставить его подчиниться своей воле»

(М. Вебер)

Актуальностью данной работы является то, что понятие лидер существует во всех сферах общественной жизни - в бизнесе, науке, искусстве, семье и школе. Но особенно ярко лидерство проявляется в сфере политики.

За счет чего формируется  имидж, в том числе и имидж политика?

Во-первых - это прямая имиджформирующая информация: манера одеваться, держаться, говорить, жестикулировать, профессиональная грамотность, эрудиция, деловитость, инициатива, политическая платформа, программа действий, т.е. личностные и профессиональные качества политика, полученные непосредственным путем: в личных встречах, выступлениях по радио, телевидению и т.п. Эта информация может усваиваться как на сознательном, так и на подсознательном уровне.

Целенаправленное формирование политического имиджа - трудоемкий процесс, который под силу уже  не одиночкам, а специализированным агентствам. Сейчас без помощи подобных специалистов не обходится ни один уважающий себя политик.

Целью работы является рассмотрение особенностей политического имиджа, на примере президентов РС(Я) создание примерного идеального политического лидера.

Задачи работы – охарактеризовать составляющие политического имиджа; рассмотреть психологическое содержание, общие требования, условия формирования политического имиджа; определить психологические модели политического имиджа. 
 Работа состоит из введения, двух глав, вывода, заключения и списка литературы.

I.Глава. Теоретические аспекты формирования имиджа политического лидера

 

Если речь идет о формировании имиджа политика, то необходимо следить не столько за тем, что он говорит, сколько за тем, как говорит (правильность и ясность речи – осознанная и частично подсознательная информация), а также за тем, как он себя держит (положение головы, рук, взгляд, жесты – подсознательная информация).

Лидер (англ. 1еаdеr – ведущий, руководитель) – это лицо, способное воздействовать на других в целях организации какой-то совместной деятельности. Но особенно ярко лидерство проявляется в сфере политики.

Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политическому лидеру надо обладать природными качествами такими, как сила характера, воля, обаяние, решительность, тонкая интуиция. Профессиональные качества лидеров заключаются в аналитических способностях, в умении быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению.

В качестве политических лидеров выступают президент, премьер – министр и члены кабинета, члены парламента, лидеры и активисты политических партий, региональные руководители и мэры крупных городов. В истории политической мысли существует целый спектр теорий, обосновывающих неизбежность и необходимость выдвижения и возвышения лидеров в политике.

Политический имидж – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ политического лидера. Формирование имиджа происходит как стихийно, неосознанно, так и сознательно, когда тщательно отслеживаются особенности восприятия политика, продумывается новая стратегия и тактика формирования благоприятного образа.

Улучшение или корректировка  имиджа известного политика невозможна без учета того, что в большей  степени воздействуют на сознание людей, поступки и проступки. Ведь и народная мудрость гласит – «по одежке встречают, по уму провожают».

Во-первых, что оказывает влияние на формирование имиджа – это личность политика, его слова и дела.

Во-вторых, это косвенная имиджформирующая информация: слухи, сплетни, анекдоты, досье, компромат, сведения об образе жизни, работе, отдыхе, о друзьях, родственниках и т.п.

Косвенная имиджформирующая информация влияет на имидж политика, в значительной степени. При этом официальная косвенная имиджформирующая информация – досье, послужной лист, несет, как правило, нейтральный или положительный заряд. Газетные статьи, интервью могут иметь противоположные оценки, в зависимости от того, заказаны они сторонниками или противниками конкретного политика. Неофициальная косвенная имиджформирующая информация – слухи, сплетни, направлены чаще всего на подрыв доверия к политику, хотя бывают и исключения. Давно это было, но еще можно припомнить какую бешеную популярность принес Б.Н. Ельцину эпизод с покушением на его жизнь и падением с моста в реку. Болезнь Б.Н. Ельцина и его выздоровление, интуиция и жесткий курс могут раздражать кого-то, но именно такой стиль и порождает не только легенды, но и новых способных политиков.

Если одни в своей  деятельности опираются на внешний  имидж политика, наличие четкой и  поддающейся корректировке для  доступности большинству электората политической программы, то другие – на создание внутреннего имиджа, стиля, класса, нестандартности и привлекательности внешнего облика.

«Мы определяем, куда и насколько нужно сдвинуть представление людей об этом кандидате, и соответственно моделируем процесс информационной политики. Реклама, информационная кампания, контрпропаганда, слухи, сплетни. У нас есть и специальная группа анекдотов, слухов, сплетен, которая создает определенное настроение. За пять дней можно сделать так, что жители города начнут оперировать нашими образами»,- говорят профессиональные имиджмейкеры.

По мнению профессора А.Ю. Панасюка: «личностный имидж – это как база, а профессиональный – как надстройка». Недаром говорят, что у людей память на чувства сильнее, чем память на рациональные аргументы.

Отсюда очевидный для любого имиджмейкера вывод: формируя имидж политика, необходимо основной упор делать на создание позитивного личностного имиджа.

Ядро имиджа: легенда, позиции, установки.

Легенда – это самое главное. Именно она позволяет политику «держаться на плаву», меньше тратить усилий на рекламу в избирательной кампании. Легенда делает его запоминающимся, популярным, узнаваемым. Вопрос только в том, какая это легенда – хорошая или плохая. Легенда складывается из общего впечатления о человеке и формируется на уровне подсознания.

Хорошая легенда создает  ситуацию, когда человеку прощают  некоторые слабости, ошибки. С плохой легендой часто безнадежно идти на выборы.

Политическая деятельность – удел мужественных людей, за которыми, как правило, стоит легенда. Это может быть серия поступков, очень важных для людей, реакции на события в стране, четко сформулированные идеи, лозунги, и, наконец, в действительности, человеческий подвиг.

Существует много способов создания легенд. Первый, пожалуй, самый  важный, это найти ее в биографии кандидата. Второй – связан с особенностями поведения, с внешностью, за которой на уровне подсознания некая легенда «считывается». Люди часто домысливают события, которых на самом деле и не было. Третий – в выработке политической идеи и умении ее отстаивать и т.д.

Политическая идея – это самое главное достояние политического деятеля. Идея может быть своя, а может и не быть таковой. Можно развивать чужие идеи, если они нужны. Идеи политические связаны, прежде всего, с особенностями общественного развития и устройства общества, системой целей и способов их достижения.

Самыми сильными являются новые идеи, или старые, но выраженные новой формой, связанные с наиболее насущными общественными проблемами. Недаром говорят, что в салонах  времен Бальзака царили те, кто говорил то же самое, что и все, только более четко.

Если кандидат имеет  идеи и может их публично выразить, так, чтобы их восприняли, если за ним  легенда и он в позиции победителя – у него много шансов на успех. Причиной поражения такого кандидата могут быть более сильные идеи, позиции и легенды.

Большинство политических и общественных деятелей уверены в том, что имидж связан в основном с внешностью. Но это не так. Внешность – это важная составляющая имиджа, но отнюдь не единственная. Есть еще «внутренняя» и «процессуальная» составляющие имиджа.

Внешняя составляющая имеет  множество качеств, например «от носков до самой головы», т.е. от обуви до прически, включая мимику, манеры, костюм, прическу, походку, голос, жесты. О каждой из этих составляющих можно много говорить.

Внутренняя составляющая – это менталитет, т.е. образ мыслей, интеллект, профессионализм, интересы, ценности, хобби, тезаурус понятий и многое из того, что относится к душе и разуму. Но для политика, прежде всего – это политические идеи. Политик без политических идей является как бы бесцветным. Он ничего не отстаивает, никуда не зовет, ни за что не борется. Выработка политических идей – это то, что делает политика. А то, как он отстаивает свои идеи – это процессуальная составляющая имиджа.

Процессуальная сторона  имиджа включает эмоциональную выразительность, страстность, энергию, скорость реакций – все то, что относят к темпераменту. А также: чувство юмора, артистичность, лицедейство.

Все эти составляющие помогают оставить след в памяти и сердцах людей, помогая им сделать свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В современной политологии  существует несколько основных классификаций  типов политических лидеров.

Самая общая и распространенная из них делит политических лидеров на обычных («реальных») и великих (как великих героев, так и великих злодеев). Разница между ними – в масштабности деяний, в том следе, который оставляют великие и обычные люди в истории.

Также весьма распространенным является деление на формальных и  неформальных лидеров. Первые утверждают свое влияние в результате занятия официального поста, вторые – опираясь исключительно на свои личные качества и используя ситуацию.

Широко известна классификация  лидеров в зависимости от используемого  ими стиля управления американского социолога и психолога К. Левина (т.н. «социология малых групп», получившая развитие в США в 20 – 40-ые гг.), в соответствии с ней выделяются:

1) Авторитарный лидер  и соответствующий ему авторитарный  стиль предполагают ставку на  жесткие меры в управлении при игнорировании мнений и интересов подчиненных;

2) Демократического лидера  и стиль отличают коллегиальность  принятия решений, учет мнения  подчиненных и привлечение их  к участию в управлении;

3) Либеральный лидер  и соответствующий ему стиль  управления подразумевают учет мнений и пожеланий подчиненных без их непосредственного привлечения к принятию решений и управлению.

Широко известна и  популярна типология политических лидеров, предложенная немецким социологом М. Вебером.

Он подразделяет политических лидеров в зависимости от опоры на конкретный тип легитимности. Соответственно им выделяются:

опирающиеся на силу традиций (религиозных, моральных, политических и др.) и непререкаемых социальных норм традиционные лидеры (вожди племен, монархи и др.);

опирающиеся на особый возвышающий их над другими людьми дар (воля, сила духа, слово, ораторский дар и др.), харизматические лидеры, избранные демократическим путем;

опирающиеся в своей  деятельности на формально – правовые нормы, легально – бюрократические лидеры. Сам М. Вебер ведущую роль в политической жизни отводил именно харизматическим лидерам – пророкам, вождям, основателям государств и выдающимся полководцам – которые инициируют социальные перемены, сплачивают вокруг себя членов общества в кризисные периоды, мобилизуя их усилия по выходу из кризиса.

Функциональная классификация (в зависимости от осуществляемых социальных функций) выделяет четыре собирательных типа («образа») политических лидеров: знаменосца, служителя, торговца и пожарного:

1) Лидер – знаменосец – это человек, одержимый яркой и новой идеей, программой радикального переустройства общества в соответствии с определенным идеалом, привлекающим многих людей (В.И. Ленин, Мартин Лютер Кинг, и др.);

2) Лидер – служитель всегда выступает выразителем воли и интересов своих приверженцев и избирателей, бескорыстно служит им и ориентируется на их мнение (афинский реформатор Солон, премьер – министр Швеции У. Пальме и др.);

3) Лидер – торговец стремится получить поддержку определенных слоев общества в обмен на обещание отстаивать их интересы, т.е. ведет определенный торг;

4) Лидер – пожарный выдвигается в ситуации, требующей немедленного решения какой – либо острой общественной проблемы (например, ставший в годы «великой экономической депрессии» президентом США Ф. Рузвельт или генерал Ш. де Голль, возглавивший Францию в ситуации острого политического кризиса середины 50 – х гг.).

Информация о работе Имидж политического лидера