Федеральная избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..1

1. Выборы в системе государственной власти…………………………………………………………..2

1.1 Демократия и выборы……………………………………………………………………………2

1.2 Выборы как политическая ценность и правовой институт…………………..…………………2

1.3 Принципы организации и проведения выборов……………………………..…………..……....3

1.4 Обязательность выборов…………………………………………………………………………4

1.5 Периодичность выборов…………………………………………………………………………5

1.6 Открытость и гласность выборов…………………………………………………………..……6

1.7 Свобода выборов……………………………………………………………………………..…..6

1.8 Альтернативность выборов………………………………………………………………..……..7

2. Уровни и виды выборов………………………………………………………………………….……7

3. Понятие и виды избирательных систем………………………………………………………………9

3.1 Понятие избирательной системы…………………………………………………………….......9

3.2. Мажоритарная система………………………………………………………………………....10

3.3 Пропорциональная система………………………………………………………………...…...12

3.4 Полупропорциональные системы………………………………………………………….……13

3.5 Система единственного передаваемого голоса……………………………………………..…..14

3.6 Смешанные системы…………………………………………………………………………......14

4. Источники избирательного права Российской Федерации……………………………………..…...15

4.1 Конституция Российской Федерации как источник избирательного права………………...…15

4.2 Федеральные законы как источники избирательного права……………………………...……16

4.3 Законы субъектов Российской Федерации как источники избирательного права………….....17

4.4 Акты местного самоуправления как источники избирательного права…………………..…...18

5. Федеральная избирательная система……………………………………………………………...….19

5.1 Выборы депутатов Государственной Думы……………………………………………...……..19

5.2 Порядок формирования Совета Федерации…………………………………………...………..20

5.3 Роль избирательных комиссий в организации и проведении выборов……………...…………21

Заключение……………………………………………………………………………………...………..23

Литература………………………………………………………………………………………...……...

Работа состоит из  1 файл

курсовая Выборы.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

   4.4 Акты местного самоуправления как источники избирательного права.

   Актами  местного самоуправления может определяться содержание ряда избирательных процедур при проведении выборов в органы местного самоуправления. Эти акты принимаются в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Установление избирательных процедур актами органов местного самоуправления основано на статье 131 Конституции Российской Федерации, согласно которой население соответствующих территорий имеет право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, то есть решение о конкретном составе выборных органов местного самоуправления может быть принято только на местном уровне.

   Согласно  статье 8 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 в уставах муниципальных образований  определяется структура и порядок формирования органов местного самоуправления, а также срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Под порядком формирования органов местного самоуправления следует понимать определение того, какие органы местного самоуправления избираются непосредственно населением, а какие - формируются иным способом. Регулирование муниципальных выборов относится к ведению муниципальных образований не в полном объеме, так как согласно статье 23 указанного Федерального закона порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации.

   Состав  избирательных процедур, подлежащих регулированию актами местного самоуправления, устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Так, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает, что порядок составления списков избирателей устанавливается "настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований" (ст. 18). Согласно статье 23 данного Федерального закона, законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления может быть предусмотрена деятельность территориальной избирательной комиссии на постоянной основе.

   Федеральный закон, как правило, допускает регулирование  тех или иных избирательных процедур уставами муниципальных образований. Это связано с тем, что устав  является основным нормативным правовым актом муниципального образования. Это достаточно стабильный источник муниципального права. Уставы подлежат государственной регистрации в соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Важность избирательных процедур для осуществления местного самоуправления предопределяет их регулирование уставами муниципальных образований.

   5. Федеральная избирательная система

   5.1 Выборы депутатов Государственной Думы 

   Исторически сложилось так, что порядок проведения выборов депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации в значительной мере определял основные направления развития всей системы российского избирательного законодательства, содержание основных институтов и процедур избирательного права, применяемых при проведении выборов всех уровней. В этой связи анализ законодательства о выборах в Государственную Думу и практики его применения является ключевым моментом для оценки состояния избирательного законодательства Российской Федерации в целом и необходимым условием для выработки предложений по совершенствованию всей избирательной системы в России.

   В 1995 г. было 45 коллективных участников выборов  в Государственную Думу, причем в  распределении мандатов участвовали  лишь 4 крупных политических объединения, победивших на выборах. 39 избирательных объединений не набрали необходимого числа голосов избирателей. Они распылили голоса значительной части голосовавших (49,5%). В результате 4 избирательных объединения получили призовые мандаты за счет почти половины избирателей, их не поддержавших.

   В этом отношении Государственная  Дума третьего созыва, избранная в 1999 г., оказалась более легитимной. Формально  представительность нижней палаты парламента подтверждена на выборах в значительно  большей степени, хотя нет никаких  гарантий того, что при сохранении нынешней избирательной системы на следующих выборах не повторится ситуация 1995 года. При этом следует учитывать итоги выборов не только по федеральному округу, но и по одномандатным округам. В 1995 г. мажоритарная система относительного большинства, применявшаяся в этих округах, привела к тому, что депутаты здесь оказались избранными 29% проголосовавших избирателей. Причем 39 из 225 депутатов, или более 17% получили менее 20% голосов. Если же учитывать общее число зарегистрированных избирателей, то окажется, что депутаты от мажоритарных округов были избраны менее чем одной пятой их голосов. Такое же положение было на выборах 1999 года. В ряде одномандатных округов (Иркутский, Рязанский, Тульский, Ярославский, Ленинградский, западный - Санкт-Петербургский и других) депутаты получили менее 25% голосов. В 8 округах выборы не состоялись, поскольку здесь против всех кандидатов было подано больше голосов, чем за кандидата, выигравшего у своих соперников (в 5 из этих округов относительное большинство голосов составило от 11 до 16% всех голосов избирателей). В целом, как и на выборах в 1995г., депутаты в одномандатных округах оказались избранными примерно 20-25% голосов зарегистрированных избирателей.

   5.2 Порядок формирования Совета Федерации

   Как известно, в 1993 г. депутаты Совета Федерации избирались всеобщими прямыми выборами.

   В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя  от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

   Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным  законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" : палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации - глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.

   8 августа 2000 года вступил в силу  новый Федеральный закон от 5 августа  2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"2 . Теперь палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации.

   Членом  Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации  не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

   Кандидатуры для избрания представителя в  Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе - поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа - совместным постановлением обеих палат.

   Избрание (назначение) всех членов Совета Федерации  в соответствии с новым Федеральным  законом завершено к 1 января 2002 года.

   Вновь избранные (назначенные) представители  будут работать только на постоянной основе.

   Совет Федерации является постоянно действующим органом. Периодичность его заседаний определяется самой палатой. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств

   5.3 Роль избирательных комиссий в организации и проведении выборов

   Закрепленная  в федеральном законодательстве система избирательных комиссий в Российской Федерации является главным организационным механизмом, который призван обеспечивать периодическое демократическое избрание федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

   Федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", а  также Федеральный закон "О  выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации" содержат принципиально новые положения и нормы, кардинально изменившие порядок формирования избирательных комиссий. Сужен круг потенциальных участников выборов из числа общественных объединений. Теперь выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы и соответственно работать в избирательных комиссиях могут только общероссийские политические общественные объединения (политические партии, иные политические организации, политические движения), созданные и зарегистрированные в Минюсте России не позднее чем за год до дня голосования в порядке, установленном федеральными законами (статья 32 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы).

   Значительно повысился статус самих избирательных  комиссий. Заметно расширен перечень их функций. Впервые на них возложена обязанность не только реализовывать, но и защищать избирательные права граждан. Все это конкретизируется положениями статей 18-31 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы.

   В выборах депутатов Государственной  Думы участвовали самостоятельно или в составе избирательных блоков 65 политических общественных объединений, а гарантированные места в избирательных комиссиях предназначались только четырем - имеющим парламентские фракции. Из статистических данных следует, что члены комиссий с правом решающего голоса, представлявшие избирательные объединения, которые имели фракции в Государственной Думе второго созыва, составили в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации 25%, окружных - 27%, территориальных - 21%, участковых - 11%. Как видим, условия участия избирательных объединений в работе избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва нельзя считать равными.

   Важным  условием соблюдения избирательными комиссиями в полной мере требований законодательства и обеспечения прав участников избирательного процесса являлся общественный контроль за голосованием и подведением итогов выборов.

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   На  основании изложенного можно  сделать вывод о том, что для  значительной части избирателей сегодня отсутствуют законодательные гарантии обеспечения общественного контроля за проведением голосования и подведением его итогов при проведении выборов всех уровней. Более того, существуют установленные федеральным законодательством препятствия для самостоятельного закрепления таких гарантий субъектами Российской Федерации.

   Можно предположить, что законодатель, устанавливая возможность общественного контроля со стороны избирателей только при  проведении выборов в органы местного самоуправления, руководствовался тем, чтобы не осложнять работу избирательных комиссий вследствие назначения большого числа наблюдателей, поскольку при проведении региональных, а тем более федеральных выборов, в избирательные кампании вовлекается значительное количество избирателей. Однако на этот счет можно было бы предусмотреть в законодательстве ряд мер, которые, с одной стороны, поставят препятствия на пути назначения неограниченного количества наблюдателей избирателями, а с другой - позволят расширить демократические формы общественного контроля и распространить практику их использования на выборах в федеральные и региональные органы государственной власти.

   Но  уже сейчас региональные законы о выборах развиваются с каждым годом и являют собой достаточно зрелые документы, детально и полно прорабатывающие основные аспекты организации и проведения избирательных кампаний. Правомерно говорить об их соответствии в целом международным стандартам демократии, о реальном усилении юридических гарантий избирательных прав граждан. Однако политический процесс в России динамично развивается, появляются все новые избирательные технологии. В этой связи, поскольку принятие новых федеральных законов о выборах задерживается, более решительно должны бороться против "грязных" выборов региональные законодатели...

 

    ЛИТЕРАТУРА

  1. Авакъян С. А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России // Журнал российского права. 1995. № 6. С. 51-68
  2. Васильев В. И., Постников А. Е. Комментарий к Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы. М.:БЕК, 1999.
  3. Выборы в Государственную Думу: Правовые проблемы: Сб. статей / Отв. ред. В. И. Васильев, А. Е. Постников. М.: БЕК, 1999.
  4. Гунель М. Введение в публичное право: Институты. Основы. Источники. М., 1995.
  5. Иванченко А. В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: История. Теория. Практика. М.: Весь Мир, 1997.
  6. Ковлер А. И. Избирательные технологии: Российский и зарубежный опыт / ИГП РАН. М., 1998.
  7. Колюшин Е. И. Избирательное право в системе публичного права // Вести. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 1. С. 55-64.
  8. Конституционное право: Учеб. М.: БЕК, 1999.
  9. Лейкман Д., Ламберт Дж. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М., 1998.
  10. Легитимность. Политические исследования. 1999. № 5. С.134-143.
  11. Лейпхарт А. Конституционные альтернативы для новых демократий // Политические исследования. 1999. № 2. С. 135—146.
  12. Лысенко В. И. Выборы в представительные органы в новой Европе: Политологический опыт и тенденции 80—90-х годов. М.: Наука, 1999.
  13. Маклаков В. В. Избирательное право стран - членов европейских сообществ / ИНИОН РАН. М., 1998.
  14. Мерло П. Электоральная практика: права человека и общественное доверие к демократической системе // Политические исследования. 1995. № 4. С. 123-130.
  15. Очерки по истории выборов и избирательного права / Фонд "Символ". М.; Калуга, 1999.
  16. Постников А. Е. Избирательное право России. М.:ИНФРА М-НОРМА, 1996.
  17. Реформы избирательной системы в Италии и России: Опыт и перспективы / ИГП РАН. М., 2000.
  18. Становление новой российской государственности: реальность и перспективы: Открытый доклад. М., 2000.
  19. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. М.: Юристъ, 1997.
  20. Что такое демократия? // Политические исследования. 1999. № 4. С. 38-51.
  21. Шабо Ж. Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Политические исследования. 1999. № 3. С. 155-165.
  22. Шапиро И. Демократия и гражданское общество // Политические исследования. 1999. № 4. С. 17-29.

Информация о работе Федеральная избирательная система