Федеральная избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..1

1. Выборы в системе государственной власти…………………………………………………………..2

1.1 Демократия и выборы……………………………………………………………………………2

1.2 Выборы как политическая ценность и правовой институт…………………..…………………2

1.3 Принципы организации и проведения выборов……………………………..…………..……....3

1.4 Обязательность выборов…………………………………………………………………………4

1.5 Периодичность выборов…………………………………………………………………………5

1.6 Открытость и гласность выборов…………………………………………………………..……6

1.7 Свобода выборов……………………………………………………………………………..…..6

1.8 Альтернативность выборов………………………………………………………………..……..7

2. Уровни и виды выборов………………………………………………………………………….……7

3. Понятие и виды избирательных систем………………………………………………………………9

3.1 Понятие избирательной системы…………………………………………………………….......9

3.2. Мажоритарная система………………………………………………………………………....10

3.3 Пропорциональная система………………………………………………………………...…...12

3.4 Полупропорциональные системы………………………………………………………….……13

3.5 Система единственного передаваемого голоса……………………………………………..…..14

3.6 Смешанные системы…………………………………………………………………………......14

4. Источники избирательного права Российской Федерации……………………………………..…...15

4.1 Конституция Российской Федерации как источник избирательного права………………...…15

4.2 Федеральные законы как источники избирательного права……………………………...……16

4.3 Законы субъектов Российской Федерации как источники избирательного права………….....17

4.4 Акты местного самоуправления как источники избирательного права…………………..…...18

5. Федеральная избирательная система……………………………………………………………...….19

5.1 Выборы депутатов Государственной Думы……………………………………………...……..19

5.2 Порядок формирования Совета Федерации…………………………………………...………..20

5.3 Роль избирательных комиссий в организации и проведении выборов……………...…………21

Заключение……………………………………………………………………………………...………..23

Литература………………………………………………………………………………………...……...

Работа состоит из  1 файл

курсовая Выборы.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

   3.5 Система единственного передаваемого голоса.

   Эта система в теории считается самой  справедливой, так как позволяет  сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства  партий. Однако ее распространению  препятствует определенная техническая  сложность определения результатов выборов.

   В многомандатном округе кандидаты выдвигаются  в таком же порядке, как при  системе единственного непередаваемого  голоса, то есть каждая партия может  выдвинуть столько кандидатов, сколько  сочтет необходимым, и допускается  выдвижение независимых кандидатов. Избиратель же действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, то есть против фамилии наиболее желательного кандидата отмечает первую преференцию, затем против фамилии следующего - вторую и так далее. Формально он не связан партийной принадлежностью кандидатов, хотя на практике, скорее всего, будет принимать ее во внимание, считаясь с рекомендациями партии, которой симпатизирует.

   После установления общего числа проголосовавших  или общего числа действительных бюллетеней определяется избирательная квота. Затем бюллетени раскладываются по пачкам с учетом первых предпочтений, выраженных определенным кандидатам. Кандидаты, получившие квоту, считаются избранными. Однако обычно такие кандидаты получают сверх квоты определенный излишек голосов, который им не нужен. Этот излишек передается кандидатам, не получившим квоты, в соответствии со вторыми предпочтениями.

   3.6 Смешанные системы.

   Смешанная избирательная система возникает  тогда, когда при выборах одной  и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки.

   Определения результатов выборов по земельным спискам. Сначала подсчитываются вторые голоса, поданные за каждый из земельных списков. При этом не учитываются вторые голоса тех избирателей, которые свой первый голос отдали за кандидата, победившего в избирательном округе, если этот кандидат был выдвинут не партией, а избирателями, или партией, земельный список кандидатов которой в соответствующей земле не был допущен земельным избирательным комитетом. Из общего числа депутатских мандатов от данной земли исключаются мандаты, полученные в одномандатных избирательных округах кандидатами, которые выдвинуты избирателями, а также партиями, не допущенными к распределению мандатов по пропорциональной системе (не преодолевшими заградительный пункт).

   Таким образом, кроме вторых голосов, поданных за земельные списки партий национальных меньшинств, при распределении мандатов по пропорциональной системе учитываются вторые голоса, только поданные за земельные списки партий, преодолевших заградительный пункт. Оставшееся число мандатов распределяется между этими списками следующим образом.

   Общее число этих мандатов умножается на число вторых голосов, поданных за земельные  списки партии по стране, и делится  на общее число вторых голосов, поданных за все участвующие в распределении  земельные списки. Каждый земельный  список получает сначала число мандатов, равное целому числу в полученном частном от деления. Оставшиеся мандаты распределяются между земельными списками согласно наибольшим дробям. Если земельный список, за который подано более половины вторых голосов, участвующих в распределении, получает не более половины мандатов, ему из числа мандатов, распределяемых по дробям, в любом случае передается еще один мандат.

   Из  числа мандатов, получаемых земельным  списком партии в результате пропорционального  распределения, вычитается число мандатов, уже полученных ею в одномандатных избирательных округах. Соответственно при передаче мандатов кандидатам из земельного списка партии не учитываются те из них, кто избран в этих избирательных округах. Если на земельный список пришлось больше мандатов, чем в нем значится кандидатов, излишние мандаты никому не передаются. Если же партия получила в одномандатных избирательных округах больше мандатов, чем ей положено в результате пропорционального распределения, все ее мандаты сохраняются за ней.

   4. Источники избирательного права Российской Федерации

   Источниками избирательного права Российской Федерации  являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан  Российской Федерации избирать и  быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления и регулирующие порядок осуществления этого права.

   Источники избирательного права образуют определенную систему, в которой каждый вид  источников имеет свое функциональное назначение. При этом различные источники избирательного права имеют разную юридическую силу. Наивысшую юридическую силу имеют нормы избирательного права, содержащиеся в Конституции Российской Федерации.

   4.1 Конституция Российской Федерации как источник избирательного права.

   Статьей 3 Конституции Российской Федерации установлено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Это положение составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Тем самым устанавливается иерархическое положение выборов в системе других демократических институтов.

   Конституция является основой для развития всего  избирательного законодательства. Это  проявляется в различных формах.

   Во-первых, Конституция определяет содержание избирательных прав граждан Российской Федерации.

   Во-вторых, в Конституции Российской Федерации  проводится разграничение компетенции  между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере  избирательного законодательства.

   В-третьих, Конституция Российской Федерации определяет круг федеральных государственных органов, избираемых гражданами Российской Федерации, и устанавливает уровень их нормативного регулирования. К числу таких органов относятся Президент Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

   В-четвертых, Конституция исходит из того, что  демократические принципы избирательного права являются частью правовой системы  Российской Федерации. Особенностью Конституции  Российской Федерации, принятой в 1993 году, по сравнению с Конституцией 1978 года является отсутствие в ней специального раздела "Избирательная система". Прежняя Конституция России устанавливала демократические принципы избирательного права (всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании) применительно к выборам всех уровней. Такого рода общность правового регулирования была возможна в силу единства в организации системы Советов. В действующей Конституции эти принципы определены только в отношении выборов Президента Российской Федерации.

   В-пятых, в самой Конституции установлен общий механизм защиты конституционных  норм, определяющих избирательные права  граждан.

   Нормы Конституции Российской Федерации  согласно статье 15 Конституции имеют  прямое действие. В силу этого при  разрешении различного рода споров по поводу избирательного права обоснованна ссылка на нормы Конституции. Суды всех уровней обязаны принимать меры по обеспечению прямого действия Конституции. Сейчас активно формируется практика применения судами содержащихся в Конституции Российской Федерации норм избирательного права.

   В-шестых, Конституция определяет меру самостоятельности  населения соответствующих территорий в формировании органов местного самоуправления. Согласно статье 131 Конституции  Российской Федерации население  соответствующих территорий самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления. Тем самым создается основа для регулирования актами органов местного самоуправления ряда вопросов, возникающих при проведении муниципальных выборов.

   4.2 Федеральные законы как источники избирательного права.

   Федеральными  законами регулируется проведение выборов  в федеральные органы государственной  власти, а также устанавливаются  основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при  проведении выборов во все органы государственной власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации. Последняя задача решается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", принятым Государственной Думой 5 сентября 1997 года.

   Указанный Федеральный закон имеет особое значение в системе источников избирательного права, так как, во-первых, имеет универсальный  характер, поскольку в нем устанавливаются  гарантии избирательных прав граждан, общие для всех выборов независимо от их уровня, и его действие распространяется также на референдумы, проводимые в Российской Федерации, а во-вторых, конкретизирует содержание конституционного права граждан избирать и быть избранными, формулирует гарантии его реализации применительно к различным стадиям избирательного процесса, определяет основные понятия и термины избирательного права, устанавливает порядок защиты избирательных прав граждан, а также закладывает организационно-правовые основы построения избирательной системы России как федеративного государства.

   Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" имеет  более высокую юридическую силу, нежели другие законы.

   Очевидно, что после принятия Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" принятые ранее акты федерального законодательства и законодательств субъектов Российской Федерации должны были быть приведены в соответствие с его положениями. В настоящее время эта работа проводится на уровне Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных органов субъектов Российской Федерации.

   Эти федеральные законы, которыми регулируются отдельные институты избирательного права (статус общественных объединений, участвующих в выборах, деятельность средств массовой информации в связи с предвыборной агитацией, ответственность за нарушение избирательных прав граждан и некоторые другие), упорядочивают некоторые стороны избирательного процесса и определяют правовые категории, наиболее важные для построения избирательного законодательства.

   4.3 Законы субъектов Российской Федерации как источники избирательного права.

   Если  федеральные законы с различной  степенью полноты регулируют выборы во все органы государственной власти и местного самоуправления в стране, то законы субъектов Российской Федерации устанавливают порядок выборов только в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления.

   Важными источниками избирательного права  субъектов Российской Федерации  являются конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В этих нормативных правовых актах, являющихся основополагающими для всей системы законодательства субъектов Российской Федерации, закрепляется ряд важнейших норм избирательного права: определяется срок полномочий выборных органов государственной власти, порядок назначения выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также условия осуществления гражданами Российской Федерации пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В ряде конституций и уставов субъектов Российской Федерации содержится специальная глава "Избирательная система'", в которой наряду с решением вышеуказанных вопросов в общей форме формулируются принципы проведения выборов на территории субъекта Российской Федерации.1 Следует отметить, что Конституционным Судом Российской Федерации рассматривались дела о соответствии конституций ряда республик (Хакасия, Башкортостан) Конституции Российской Федерации. Как правило, указанные дела касались вопросов осуществления пассивного избирательного права.

   В настоящий момент система избирательных законов каждого субъекта Российской Федерации, как правило, состоит из законов о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти, о выборах главы исполнительного органа государственной власти (губернатора, главы администрации, президента), о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и о выборах главы муниципального образования. Зачастую вместо двух последних законов принимается один общий закон о муниципальных выборах. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы об избирательной комиссии субъекта Федерации, о гарантиях избирательных прав граждан. Некоторые субъекты Российской Федерации провели кодификацию своего избирательного законодательства. В частности, избирательные кодексы приняты в Воронежской и Свердловской областях.

Информация о работе Федеральная избирательная система