Избирательные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:22, реферат

Описание

В этой работе речь пойдет об избирательных системах как о способе распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. Таких способов существует несколько, и каждый из них, будучи применен к одним и тем же итогам голосования, может дать иной результат. Выбор той или другой избирательной системы влечёт за собой большие изменения в расстановке политических сил. Избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как понимают интересы своей партии и общества, каковы политические традиции и культура. Поэтому политики осторожно подходят к изменениям избирательного законодательства. Нарушение баланса сил в стабильном обществе всегда ведет к непредсказуемым последствиям, может дестабилизировать политическую жизнь.

Работа состоит из  1 файл

Избсист.docx

— 19.87 Кб (Скачать документ)

В этой работе речь пойдет об избирательных системах как о способе распределения  мандатов между кандидатами в  зависимости от итогов голосования. Таких способов существует несколько, и каждый из них, будучи применен к  одним и тем же итогам голосования, может дать иной результат.

 Избирательные  системы и их типы

 

Избирательная система - это  порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических  нормах, способы определения результатов  голосования и порядок распределения  депутатских мандатов.

Выбор той  или другой избирательной системы  влечёт за собой большие изменения  в расстановке политических сил. Избирательная система в каждой стране создается в зависимости  от того, как понимают интересы своей  партии и общества, каковы политические традиции и культура. Поэтому политики осторожно подходят к изменениям избирательного законодательства. Нарушение  баланса сил в стабильном обществе всегда ведет к непредсказуемым  последствиям, может дестабилизировать  политическую жизнь. Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от типа избирательной  системы. В мире существует большое  количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено  к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (от французкого majorite -большинство) - избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов.

Мажоритарная избирательная  система - система выборов, при которой  избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей  по избирательному округу, где они  баллотируются. Различают мажоритарные системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

При мажоритарной системе  от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах  считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе, если по одному и тому же округу баллотируются  не два, а несколько кандидатов, победу может одержать и тот, кто набрал менее 50% голосов.

При этой системе большинство, полученное победившей стороной, может  быть двух видов - абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается  кандидат, завоевавший 50% плюс 1 голос  всех участвовавших в голосовании  избирателей. В случае, если ни один кандидат не получит требуемое число  голосов, назначается второй тур  выборов, в котором принимают  участие уже два кандидата, завоевавшие  наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем выходит  уже кандидат, набравший относительное  большинство голосов. При мажоритарной системе относительного большинства  победу одерживает кандидат, получивший больше голосов, чем все остальные  кандидаты, каждый в отдельности. Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии.

Во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят два  кандидата, набравшие наибольшее число  голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число  голосов при условии, что число  голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него. Чтобы выборы считались действительными, в них должно принять участие не менее 50 процентов зарегистрированных избирателей.

Если в первом туре ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный  срок проводится второй тур голосования  по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.

Основные достоинства  мажоритарной избирательной системы:

- обеспечивает победившей  партии большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных  и смешанных формах правления  формировать устойчивое правительство;

- предполагает формирование  крупных политических партий  или блоков, способствующих стабилизации  политической жизни государства;

- способствует формированию  прочных непосредственных связей  между избирателями и кандидатом.

Тем не менее, для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и  некоторые существенные недостатки.

Во-первых, эта система  может исказить реальную картину  социально-политических сил страны в пользу победившей партии. Проголосовавшие  за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести своих  представителей в выборные органы. Т.е. нарушается принцип всеобщности  избирательного права.

Во-вторых, данная система  может вызывать недоверие к существующему  строю, т.к. ограничивается доступ представителей проигравших небольших партий в  депутаты. Кроме того, сформированное правительство может и не пользоваться поддержкой большинства населения  страны.

В-третьих, непосредственная зависимость депутатов от выборщиков «своего» избирательного округа побуждает  их защищать в первую очередь местные  интересы в ущерб общегосударственным.

В-четвертых, частая нерезультативность первого тура выборов при мажоритарной системе абсолютного и квалифицированного большинства требует дополнительных расходов для проведения второго тура выборов.

Пропорциональная  избирательная система - порядок  определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов. Существуют различные виды пропорциональных избирательных систем:

- списочные (голосование  за список);

- несписочные (кандидаты ранжируются внутри списка);

- с открытым списком;

- с закрытым списком.

Часть стран, например, Испания, Греция, Португалия, Израиль, придерживаются правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать  всего лишь партию, проголосовав за список целиком. 

О популярности пропорциональной избирательной системы  свидетельствует то, что в десяти из двенадцати стран ЕС (кроме Великобритании и Франции) используется именно эта  система. Эта система является наиболее демократичной, позволяя учитывать  политические симпатии населения страны. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия  для деятельности небольших политических партий. В некоторых странах применяется другой вариант - система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение определенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок кандидатов по списку, составленного партийной элитой. Метод предпочтения используется, например, в Бельгии, Италии. В Нидерландах, Дании, Австрии применяется система полужестких списков, при которой первое место, которое получила партия, предназначено кандидату, стоящему в списке под первым номером. Вместе с тем продолжением названных достоинств пропорциональной системы являются и ее недостатки. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, не очень стабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось около полусотни правительств. За 50 лет Италия более четырех лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность демократии.

Пропорциональная система  не дает возможности избирателю оценить  личные достоинства кандидата, поскольку  он выбирает не человека, а партию. Кроме  того, может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку  более крупных партий требуют  постов, привилегий и т.д., не соответствующих  их реальному месту в политической системе. Это создает условия  для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за «теплые места» и т.д. Нарушается сам принцип пропорциональности.

Для преодоления недостатков  и использования достоинств мажоритарной и пропорциональной избирательных  систем в послевоенный период началось формирование смешанной избирательной  системы.

Смешанная избирательная  система - избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной.

Суть этой системы заключается  в том, что одна часть депутатских  мандатов распределяется на основе принципов  мажоритарной системы, а другая - в  соответствии с принципами пропорциональной системы. Указанная система применяется  в Болгарии, Германии, Грузии, Литве  и др. государствах. В ФРГ половина состава бундестага избирается на основе мажоритарной системы в один тур, а другая - на основе пропорциональной системы. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе  абсолютного большинства, а сенат - по системе пропорционального представительства. При этом отмечено, что мажоритарная система в один тур способствует установлению двухпартийности, пропорциональная система, наоборот - многопартийности, а мажоритарная в два тура - объединению партий в коалиции.

К достоинствам смешанной  избирательной системы относится  то, что она:

- способствует укрупнению  политических партий или блоков  при одновременном соблюдении  принципа пропорциональности, а  это обеспечивает формирование  устойчивого правительства;

- предоставляет возможность  сохранения связи между избирателями  и выбранными ими депутатами, которая в определенной степени  нарушается пропорциональной системой. 
 
Заключение

 

Актуальность темы «Избирательные системы» очевидна. Избирательная система  определяет порядок проведения выборов  в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними. Однако избирательная  система не может формировать, а  тем более играть существенную роль в процессе становления государственности, наоборот, государственность является институтом, полностью и исключительно отвечающим за структуру и форму избирательной системы.

 
 
 
Список использованных источников

 

1. Бобков В.А., Браим И.Н, Егоров А.Н. и др. (В.П.Макаренко) Политология: Учебник. Мн.: «Интерпрессервис», «Экоперспектива»,2003

2. Гаджиев К.С. Политическая  наука. Пособие для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных  вузов. М.: «СОРОС - Международные  отношения», 1994

3. Зёркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999

4. Решетников С.В., Денисюк  Н.П., Чудаков М.Ф. и др. Политология:  Учебник для вузов. Мн.: «ТетраСистемс», 2001

5. Глоссарий

 


Информация о работе Избирательные системы