Что такое политика. Что – наука о политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:16, лекция

Описание

Политика как явление общественной жизни: происхождение, сущность и основные черты. Структура политики. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Задачи политологии. Политическая система и политика. Структура политической системы. Некоторые функции политической системы. История политологии как науки. Учение древнегреческих мыслителей. Учение древнеримских мыслителей. Средне вековые философы о политике. Политическая мысль древней Руси. Позднее Средневековые и Эпоха Возрождения.

Работа состоит из  1 файл

лекция1.doc

— 489.50 Кб (Скачать документ)

    Необходимой составляющей является детальный анализ уже имеющихся данных по исследуемой проблематике. Во многом именно в ходе этого этапа окончательно формируются подходы к интерпретации результатов.

2.    После осуществления этого, подготовительного этапа, начинается этап подготовки к исследованию. Вторая его часть, научно-теоретическая, заключается в формировании:

    Проблемы исследования (здесь необходимо учитывать, что синтез нескольких проблем (а проблема исследования — понятие достаточно общее), приводит к: необходимости теоретизировать материалы, а следовательно выстраивать своеобразную логику политической теории.

    Следующий этап - построение гипотезы - процесс сугубо теоретический, но в известной мере конкретизирующий проблему исследования, так как гипотеза выделяет достаточно узкий крут вопросов, в частности, ставит проблему, ответы на которую, в сущности, и составляют смысл исследования.

    При постановке рабочей гипотезы необходимо определить рабочие уровни измерения, т.е. критерии, относительно которых возможно, какое-либо определение качества результатов. Одной из наиболее точных является методика межматематического (статистического) анализа. Здесь особое внимание следует уделить фактору валидности, т.е. соответствие измерений понятиям, которые эти измерения должны отражать. Необходимо так же определить стержень надежности теоретических оценок (в связи с очевидностью того, что совершенства достичь в этом вопросе практически не возможно, а соответственно речь должна идти о вероятно меньшей погрешности).

3.    Следующий этап посвящен формированию программы исследования. В первую очередь необходимо определение цели и программы исследования, это является окончательной конкретизирующей (цели) и регистрацией запланированных этапов (программа). В ходе составления оперативной части программы есть необходимость учета альтернативных (конкурирующих) гипотез, определения сфер их влияния и возможной реализации. Так же имеет смысл (особенно если планируется достаточно широкий фронт исследования, либо исследование посвящено узким вопросам), проведение экспериментальных (пробных) исследований.

4.    Отбор   и   формирование  экспериментальных  групп  -  неотъемлемая   часть  любой формы исследовательских программ. Здесь важно не только необходимое количество респондентов, и их социальный статус, политические взгляды, но и влияние реальной повседневной жизни, текущий момент, бытовые настроения, ряд других факторов субъективного характера. Наличие всего вышеозначенного материала, учет возможных ошибок позволяет перейти непосредственно к осуществлению практической части работы.

 

Методы политологических  исследований.

Методика сбора данных (первичного материала) предполагает комплексное использование следующих методов:

I.Прикладные (социологические) методы.

1. Опрос.

Посредством опроса собирается в некоторых случаях до 100 % первичной информации. В зависимости от масштабов, целей, задач исследования рекомендуется остановить свой выбор на одной из предложенных форм опроса.

Анкетирование (поcтроено на последовательном  письменном ответе респондента на блок вопросов, является наиболее популярной формой письменного опроса, имеет ряд преимуществ, связанных прежде всего с широким крутом респондентов, относительно небольшими затратами времени и средств, дает возможность сравнительно легкого анализа полученных результатов, демонстрации субъективной оценки заданной проблематики, в качестве недостатков же следует отметить тот  же субъективизм оценок и ответов, и относительную схематичность оценок респондента).

Анкета, рассылаемая по почте, может быть средством вступления в контакт с лицами, которые либо не согласятся на личное интервью, либо на ответах которых может сказаться влияние интервьюера. Почтовая анкета требует простых, чётких вопросов. Процент возврата таких анкет обычно мал.

Особой формой анкетирования являются панельные обследования. Лица и семьи, включенные в панель, регулярно ведут записи и заполняют соответствующие планки по определенной программе. Панельное обследование проводится при изучении доходов и расходов семей, видов покупок и цен на них. Самостоятельным видом анкетирования являются экспертные оценки - опросу подвергаются квалифицированные специалисты, которые не только не дают какие-либо сведения, но и высказывают свои оценки, мнения, характеристики по изучаемым явлениям. Как выбрать опрашиваемого?

Тестирование, как разновидность анкетирования, сохраняет те же положительные черты, более того, поскольку варианты ответов предопределены заранее, легче предварительно прогнозировать результаты, ответы проще моделировать их математически. Недостатки же усугубляются фактором возможного полного отсутствия подходящего для отвечающего ответа, в связи с чем вытекает необходимость более четкого списка вопросов, что приводит иногда к необходимости предварительного тестирования и редакции опросной базы.

Обе вариации письменного опроса (анкетирование и тестирование) предполагают предварительное определение этапов проведения и построение выборки, в случае использования дополнительного персонала - его подробный инструктаж, обязательный мониторинг в ходе опроса, отслеживание промежуточных результатов, возможно контрольное тестирование по итогам для проверки, первичный (либо вторичный) анализ результатов.

Отдельным, но обязательным, блоком факторов является подготовка инструментария и решение технических и административно-организационных вопросов, а так же проблем, связанных с финансированием анкетирования или тестирования. Примерно с теми же вопросами приходится сталкиваться и в ходе устных форм опроса, в том числе, как наиболее популярная методика:

Интервью, то есть подготовка блока вопросов, как в случаях письменных форм и последующая  устная постановка перед респондентом. Имеет, как метод, большое количество технических недостатков, среди которых непременно следует отметить крайний субъективизм респондента, сравнительно незначительное количество респондентов, массу трудностей чисто технического характера. С другой стороны именно личное участие респондента делает интервью одной из наиболее интересных форм  опроса. Следует отметить  и возможность достаточно подробных, распространенных   ответов, а так же возможность коррекции форм вопросов и их последовательности в ходе самого интервью, это иногда дает неожиданные результаты, но требует своеобразной подготовки исследователя.

Достоинство этого метода состоит, прежде всего, в практически неограниченной области его возможного применения. Опросы практически не имеют альтернативы в тех случаях, когда нужна информация о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности, об имидже государства, как в целом, так и отдельных его единицах.

К недостаткам этого метода относится относительно большая трудоемкость и значительные затраты на проведение опросов, а также возможное снижение точности полученной информации, обусловленное неправильными или искаженными ответами.

Изначально интервьюирование должно носить направленный или специализированный характер. Основное различие между выборочным и направленным интервьюированием лежит в степени стандартизации процедуры опроса. Второе различие заключается в том, что выборочное интервьюирование обычно плановое, заранее определенное, при направленном же плана обычно нет, его заменяет ментальность того типа микросоциума, на который направлен опрос, но именно возможность получения необычной, незапланированной информации и делает этот тип интервью наиболее привлекательным.

Содержание следующей процедуры зависит от выбранного исследователями метода сбора данных и орудия исследования.

Подготовка проведения сбора информации с помощью опроса предусматривает решение следующих задач:

    выбор способа связи с аудиторией;

    подготовка анкеты;

    проведение тестирования и доработка анкеты.

Опрос может последовать в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью. Опросы  разделяются:

    по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.);

    по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью);

    по количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько (омнибус));

    по уровню стандартизации (свободная  схема или структурированная, полностью стандартизованная);

    по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос).

При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению.

При  устном опросе участники отвечают на вопросы в устной форме.

Способы связи с аудиторией.

По телефону, по почте или посредством личного интервью:

    интервью по телефону - лучший метод быстрого сбора информации. В ходе его интервьюер имеет возможность разъяснить непонятные для опрашиваемого вопросы.   Два основных недостатка телефонных интервью:  опросить можно только тех, у кого есть телефон, и беседа должна быть краткой и не носить личного характера.

    личное интервью - универсальный метод проведения опроса. Можно задать много вопросов, дополнить результаты беседы своими наблюдениями. Это самый дорогой из тех методов. Он требует более тщательного планирования и контроля.

Личные интервью бывают двух видов: индивидуальные и групповые. Индивидуальные предполагают посещение людей на дому, по месту работы или встречу с ними на улице. Интервьюер должен добиться сотрудничества, беседа может длиться от нескольких минут до нескольких часов. В ряде случаев в качестве компенсации за потраченное время опрашиваемым людям вручают денежные суммы или небольшие подарки.

При групповом интервью приглашают не более 10 человек для беседы со специально подготовленным интервьюером о товаре, услуге, организации или проблеме. К достоинствам этого способа относятся:

    относительно небольшая доля отказов от ответов, обеспечиваемая высокой квалификацией интервьюеров;

    относительно высокая точность обследования, обеспечиваемая применением более сложных и длинных анкет (чем при опросе по телефону или по почте), что обусловлено возможностью и способностью опытного интервьюера разъяснить все непонятные вопросы;

    возможность совмещения личного опроса с наблюдением, позволяющая получить дополнительную информацию об опрашиваемых.

Основным недостатком личного опроса является относительно большие  организационные усилия и материальные  затраты   на  его проведение, а также возможность оказания интервьюером вольного или невольного влияния на мнение опрашиваемых при наличии у него определенных пристрастий.

Достоинствами опроса (интервью) по телефону является относительно высокая оперативность  и  дешевизна проведения  опроса, а также возможность, а отличие от опроса по почте, разъяснить задаваемый вопрос.

К недостаткам этого метода относятся:

    возможность опроса только тех, у кого есть телефон, что нередко не позволяет обеспечить адекватность выборки;

    относительно высокая вероятность получения отказа от ответов (по сравнению с личным интервью), особенно на вопросы личного характера, а также в связи с необходимостью уточнения в ряде случаев личности опрашиваемого уже в начале беседы;

    вынужденная краткость беседы, обусловленная занятостью опрашиваемого, ожиданием им телефонного звонка, потребностями в использовании телефона другими его пользователями, не расположенностью опрашиваемого к продолжительным телефонным разговорам и другими причинами.

Достоинство опроса по почте,  т.е. производимого с помощью рассылаемых по почте анкет, состоит  в устранении всякого  влияния интервьюера, в обеспечении наилучших предпосылок для ответов на вопросы личного характера, а также в относительной дешевизне охвата географически рассредоточенной аудитории.

К недостаткам этого способа относятся:

    низкая оперативность;

    возможность не возврата значительной доли разосланных анкет (обычно исследователям не возвращается более половины разосланных анкет) и обусловленная этим возможность самоотбора опрашиваемых;

    отсутствие возможности разъяснить вопрос, что требует от исследователя ограничиться лишь простыми и четко сформулированными вопросами;

    возможность ответа на вопросы не тех лиц, к которым они адресованы.

Ответственность обусловлена, прежде всего, опасностью получения в результате опроса недостоверной информации, причинами которой являются:

    труднодоступность некоторых категорий опрашиваемых, ведущая либо к значительному росту трудоемкости сбора данных в связи с необходимостью совершения повторных попыток интервьюера вступить с ними в контакт, либо к смещению результатов опроса в связи с недостаточно полным охватом этой категории опрашиваемых;

    отказы опрашиваемых участвовать в опросе;

    неискренность или пристрастность опрашиваемых;

    неискренность или пристрастность интервьюера, влияния указанных выше факторов на результаты организации сбора информации и контроля за ними.

Организация сбора информации включает:

Информация о работе Что такое политика. Что – наука о политике