Что такое политика. Что – наука о политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:16, лекция

Описание

Политика как явление общественной жизни: происхождение, сущность и основные черты. Структура политики. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Задачи политологии. Политическая система и политика. Структура политической системы. Некоторые функции политической системы. История политологии как науки. Учение древнегреческих мыслителей. Учение древнеримских мыслителей. Средне вековые философы о политике. Политическая мысль древней Руси. Позднее Средневековые и Эпоха Возрождения.

Работа состоит из  1 файл

лекция1.doc

— 489.50 Кб (Скачать документ)

Нарождающийся класс буржуазии и его идеологи были заинтересованы в том, чтобы сорвать покров святости с государства, пытались полностью отделить вопросы государства и права от религии. Ранние буржуазные революции в Голландии (1566-1609), Англии (1640-1660) были признаком новой эпохи. В этот же период начинается победное шествие естествознания.

Первым крупным теоретиком естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций, написавший знаменитый трактат "О праве войны и мира. Три книги" (1625 г.). Исходный пункт учения Гроция - природа человека, его прав, социальные качества людей. Согласно Гроцию, некогда существовало "естественное состояние", когда не было ни государства, ни частной собственности, люди имманентно, не задумываясь, имели права на жизнь, на общение, на собственность, на свободу. Они просто определялись человеческим разумом. По Гроцию, естественные права, к которым он относит воздержание от чужого имущества, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, воздание людям заслуженного наказания, должны быть закреплены в праве. В связи с этим, он вводит понятие "волеустановленное право". Оно должно соответствовать предписаниям естественного права, однако на деле волеустановленное право часто противостоит нормам естественного права, поэтому противоестественно человеку. Этим самым Гроции критикует существующие феодальные порядки, выдвигает требование создания нового права, в основе которого лежал бы общественный договор. При создании государства, по Гроцию, народ может избрать любую форму правления, даже монархию (Гроции жил в условиях нидерландской республики), но, избрав ее, народ обязан подчиняться правителям, т.к. договоры, согласно естественному праву, должны выполняться неукоснительно.

Различают три школы теории естественного права и общественного договора, важнейшими представителями которых являются Гоббс, Спиноза, Локк, Монтескье, Руссо.

Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) считал, что люди передали все свои естественные права монарху в обмен на сохранение порядка в обществе. В своей известной книге "Левиафан" (библейское чудовище, которым он обозначает государство) он выступает сторонником монархии, утверждая, что воля государя - высший закон и все должны подчиняться ему. Разделение властей он считал недопустимым, т.к. это ведет к ослаблению государства. А сильное государство - это средство избавления от человеческих недостатков.

Английский философ Джон Локк (1632-1704), автор работы "Два трактата о правлении" в отличие от Гоббса считал, что, заключая общественный договор, люди сохраняют почти все свои права и свободы и умеренно используют государство для защиты своей свободы, своих прав, которые являются неотчуждаемыми. Локк один из первых выдвинул теорию разделения властей на законодательную, исполнительную, союзную (сфера внешней политики), считая при этом наиболее значительной законодательную власть, которая должна "повелевать" другим властям. Он был сторонником ограниченной монархии, считал, что абсолютизм хуже, чем естественное состояние. Гарантия и воплощение свободы - равный и постоянный для всех закон. Не без оснований, поэтому Локка считают родоначальником либерализма.

Французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) в свою очередь заявлял, что народу следует властвовать непосредственно, не может быть никаких ограничений для общей воли. Руссо одним из первых показывает разницу между государством и гражданским обществом. Он критикует высказывания Гроция, Гоббса о том, что повелители и повинующиеся всегда необходимы: в естественном состоянии не было ни рабов, ни господ. А поскольку люди передают власти свои права на основе договора, то суверенитет власти принадлежит народу. Идея демократии пронизывает все учение Руссо о народном суверенитете. Законы - акты общей воли людей, государь не может быть выше законов. Демократия и свобода существуют лишь там, где законодателем является сам народ. Являясь ярым поборником равенства людей, Руссо, однако, осознает разницу между равенством юридическим и физическим. "Законы полезны для имущих и вредны для неимущих".

Шарль Луи Монтескье подвергал сокрушительной критике абсолютистский режим Франции, указывая, что деспотизм несовместим со свободой. Он пытается создать равновесие сил, стремящихся к преобладанию. Это равновесие он стремится осуществить посредством разделения абсолютной власти государя на три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную, которые призваны взаимно сдерживать друг друга. Основой правления Монтескье считает законы. Верховный суд контролирует как законодательство, так и исполнение законов. Монтескье утверждает, что формы государственного управления зависят от размера территории: небольшие по территории государства должны быть республиками, государства средней величины - монархиями, обширные государства - деспотиями. При этом он допускал возможность создания республик на больших территориях при условии федеративной организации.

Широкий спектр политических взглядов, связанных с идеей естественного права, стал теоретической основой Французской (1789-1794) и Американской (1775-1783) революции. Якобинцы, пришедшие на конечном этапе Французской революции к власти, идеи Ж.Руссо превратили в официальную идеологию. Но уже на первом этапе революции конституционалисты - представители крупной буржуазии, провозгласили феодализм уничтоженным, отменили все дворянские титулы, провели ряд прогрессивных социально-экономических и политических преобразований. 26 августа 1789 года Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина, в которой торжественно провозглашалось: люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.

Еще радикальнее была якобинская программа: она предусматривала замещение всех должностей выборным путем, установление всеобщего избирательного права, отчет депутатов перед своими изби­рателями, право отзыва депутатов, провозглашала право на труд, свободу совести.

Надежды и чаяния зарождавшегося пролетариата и сельской бедноты были выражены в программе "бешеных" - Ж.Руссо, ТЛеклерка, Ж.Варле и др. Движение "бешеных" породило коммунистическую идею, которая наибольшее воплощение нашла в учении революционного коммунизма, сформулированного в программе "Заговора во имя равенства" - тайного общества, которым руководил Гракх Бабеф. Бабеф считал, что коммунистический строй не может быть образован путем реформ, для его утверждения нужна решительная борьба. Созданная им Директория общественного спасения готовила народное восстание.

Ожесточенная классовая борьба в США в период войны за независимость (1775-1783), называемой Американской революцией, получила свое отражение и в идеологии Прогрессивные идеи отстаивали Т.Джеферсон и Т.Пейн, выразителями политических взглядов плантаторов-рабовладельцев и крупной буржуазии были А Гамильтон и Ф.Джей.

Т.Джеферсон, автор великого революционного документа той эпохи - Декларации независимости Соединенных Штатов Америки. Основными положениями Декларации являются: все люди имеют равные прирожденные права на жизнь, свободу, собственность, на счастье и безопасность; народ -источник власти и ему принадлежит суверенитет, правительство - слуга народа; все государственные власти должны действовать в интересах народа, и если они нарушают эти интересы, народ вправе уничтожить неугодное ему правительство; разделение властей. По сути, это была первая Декларация прав человека.

С радикальными политико-правовыми взглядами в период Американской революции выступал и буржуазный революционный демократ Томас Пейн. Он считал, что Англия держит американский народ в рабстве, что на насилие они вправе ответить насилием. Борьба за независимость является неотчуждаемым естественным правом любого народа. Одним из первых он проводит различие между обществом и государством, указывая при этом, что государство - продукт общества.

Таким образом, кризис феодальной культуры  углубился, первые симптомы  которого появились  в Эпоху Возрождения.  Консерватизм, пессимизм, иррационализм – таковы главные  черты духовного кризиса.

В 17 в. Феодально-католическая  реакция потерпела кризис в области науки, не в силах уничтожить её великие завоевания. Это столетие с полным правом  можно назвать веком  познания научных законов и овладения природой, временем подчинения её власти человека.

В этот период начинается  подобное шествие  естествознания. Развернувшаяся  в начале 17 в.  научная революция  заложила основы опытного знания. Открытия  Галилея (1564-1642) и Кеплер (1571 – 1630 гг)  создали новую механику и новую астрономию.

Это было время великих открытий Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики, такие ученые как Гарвей, Мальпиги, Сваммердам и Левенгук  внесли  важный вклад  во многие разделы  биологии. Трудами исследователей  была создана  база для технического прогресса, параллельно развиваются  новые политические  доктрины, в первом ряду которых  находится теория  общественного права. Согласно этой теории государство и право созданы не Богом, а общественным договором людей в соответствии  с законами человеческого разума.

И так, взгляды на сущность происхождение и высшее предназначение государства  от античности к новому времени, в целом значительные изменения. В период античности преобладал взгляд на государство как на единственно  возможный способ существования самого человека. Так,  Платон еще мыслил государство по аналогии с человеческим  организмом (отголосок древнейших, доантичных представлений). Что касается Аристотеля, то он понимал государство как некое «высшее общение», своего рода сообщество политических существ (т.е. людей), которых влечет к объединению в государство ничто иное, как их собственная природа (внутренняя сущность). У Цицерона это - «правовой инстинкт», вложенный в души людей вселенским Разумом (Законом). Однако к концу средневековья и началу нового времени в политико-философской мысли все более утверждается совершенно противоположный взгляд на государство, а именно: государство - это своего рода соглашение, которое люди заключают повинуясь уже не инстинкту', заключенному в самой природе человека, а свободной воле, под влиянием разного рода мотивов (обеспечение безопасности, гарантия прав и т.д.).

Что касается объяснения причин, которые могли подтолкнуть людей к объединению в государство, то здесь также прослеживается определенная тенденция. Еще у Платона государство не рассматривается как нечто извечно существующее. Однако его взгляды на государство еще не были вполне свободны от мифологических представлений. Поэтому возникновение у людей неопределенной потребности к объединению в государстве связано у Платона с действиями божества, выпустившего космос из-под своего управления. Однако в конце средневековья переход от догосударственного («естественного») состояния к государственности объясняется уже вполне материалистически, а именно - влиянием внешних факторов (рост численности людей, развитие различных искусств и ремесел и пр.) Которые не зависят ни от вмешательства божества, ни от внутренней сущности. "Так все более и более зреет мысль о том. Что государство возникает именно на определенный ступени материального производства и самого человека, т.е. закладывались основы естественно - исторического подхода к возникновению государства, который был окончательно разработан уже Ж. -Ж. Руссо. Соответственно, и высшая цель государства стала пониматься несколько иначе. Если в целом сохранилось понимание цели государства как некоего «общего блага», блага всех «блага подданных», то в более поздний период в подобные термины вкладывалось уже иное содержание, нежели в античности, а именно не воплощение высшего нравственного идеала, а защита безопасности, прав и свободы граждан (т.е. понимание «общего блага стало вполне рациональным»)

Однако сама сущность государства не выводилась напрямую из причин его возникновения и той благой цели, которую  оно должно было осуществлять. Факторы материального порядка рассматривались лишь как побудительные мотивы, которые сами по себе не могли создать государство. Государство не мыслилось без основополагающего принципа. Если в период античности таким принципом считалось, как правило, сама природа человека, то на рубеже средневековья и нового времени искусственное соглашение между людьми, акт их свободной воли. Эта идея получила свое окончательное оформление в концепции общественного договора. Руссо развил договорную теорию до конца, невольно обозначив её методологическую несостоятельность, поскольку, исходя из того понимания сущности государства, которое было характерно для взглядов Руссо,  практически все государства, реально существовавшие в прошлом и существующие теперь, следовало бы объявить не соответствующими самому определению государства. В них отсутствовал (и теперь отсутствует) главный, с точки зрения Руссо, признак государства, а именно народ как носитель суверенитета, т.е. обладающий законодательной властью.

              Таким образом, эволюция взглядов на государство, существующих на протяжении длительного периода от античности к новому времени, является не просто последовательной сменой тех или иных учений другими, а представляет собой единый, закономерный и диалектичный процесс, основная линия которого -  отказ от учений, выводивших сущность и происхождение государства непосредственно из природы человека, к таким концепциям, которые рассматривали государство как искусственное творение свободной воли людей. Совершенно на иных политических воззрениях строятся взгляды А. Гамильтона. В основе его политической теории лежит идея разделения людей на "низших" (бедных) и "высших" (богатых). Главное назначение государства Гамильтон видел в охране частной собственности от народа. Поэтому он считал, что права людей должны распределяться соразмерно их имущественному положению. А. Гамильтон выступал против демократии, ратовал за конституционную монархию, а когда его требование не прошло, настаивал на установлении пожизненной президентской власти с ее неограниченными полномочиями.

 

Политическая мысль нового времени.

Н. Макиавелли. Т.Гоббс подчеркивали ценность, прежде всего эмпирического материала, его рациональную интерпретацию, высказали догадку о том, что политические явления поддаются математическому вычислению. Но позитивизм как  принцип, основа  поиска парадигм в социологии и политологии связан с О. Контом (1798-1857). Он первым предложил очертить границы научного знания об обществе фиксированием точных связей между конкретными явлениями, действиями,  функциями, институтами. Контовские понятия, законы функционирования и развития общества носили по преимуществу феноменологический характер, то есть основывались только на непосредственном наблюдении. Поиск истоков явлений, которые лежат за пределами видимого, отвергался Контом.

Информация о работе Что такое политика. Что – наука о политике