Что такое политика. Что – наука о политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:16, лекция

Описание

Политика как явление общественной жизни: происхождение, сущность и основные черты. Структура политики. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Задачи политологии. Политическая система и политика. Структура политической системы. Некоторые функции политической системы. История политологии как науки. Учение древнегреческих мыслителей. Учение древнеримских мыслителей. Средне вековые философы о политике. Политическая мысль древней Руси. Позднее Средневековые и Эпоха Возрождения.

Работа состоит из  1 файл

лекция1.doc

— 489.50 Кб (Скачать документ)

По форме вопросов:

1.    О фактах или действиях.

Вопросы, характеризующие экономическое, демографическое, социальное положение опрашиваемого лица, вопросы о размере и видах покупок, ценах, по которым приобретен товар.

2.    О мнениях или намерениях.

Мнения меняются очень быстро.  Важно сочетать открытые и закрытые

вопросы.

По характеру вопросов.

1.    Исследовательские - непосредственно связаны с объектом исследования.

2.    Фильтрующие - не относятся ко всем опрашиваемым.

3.    Контрольные - для проверки достоверности ответов.

Проверка первоначального плана анкеты осуществляется по следующим направлениям:

1.  Необходимость всех вопросов.

2.  Размер анкеты.

3.  Достигается ли цель с помощью этих вопросов.

4.  Отвечать техническим требованиям.

Формулирование вопросов также требует осторожности. Формулировки вопросов анкеты должны быть тщательно разработаны и отвечать следующим требованиям:

1. Вопрос должен быть ясным и понятным опрашиваемому и не допускать двусмысленности.   Для   этого   важно,   чтобы   слова,   включенные   в формулировку вопроса, были понятны опрашиваемому.

2. Вопросы  не должны  содержать  двойного  отрицания  (например,  "Не считаете ли Вы, что не следует ...").

3. Интервалы  вариантов  ответов   (при  закрытых  вопросах)  не  должны пересекаться (например, до 20: 21-30; 31-40 и т.д.).

4. Вопросы не должны содержать слова "часто", "очень часто", "много", "мало", "редко", и т.п., так как количественное восприятие этих понятий различными людьми далеко не однозначно.

Состав и последовательность вопросов анкеты также не должна носить произвольного характера и при их определении следует руководствоваться следующими требованиями:

1.  Следует избегать вопросов, носящих праздный характер.

2.  В целях проверки искренности и устойчивости позиции опрашиваемого в анкете    следует    предусмотреть    несколько    контрольных    вопросов, позволяющих выявить возможные противоречия в его ответах.

3.  Последовательность    вопросов    должна    учитывать    их    логическую взаимосвязь, в основе которой следует положить принцип "от общего — к частному".

4. Вопросы,    классифицирующие    опрашиваемых   и   направленные   на выяснение личных качеств, помещаются в самом конце анкеты, т.к. при их постановке возрастает вероятность отказа опрашиваемого продолжать беседу.

5. Первые вопросы анкеты должны быть простыми, не носящими личного характера, т.к. призваны расположить опрашиваемого к беседе и вызвать у него интерес. Трудные и личные вопросы не следует задавать в начале интервью. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых людей на группы, задают в  последнюю  очередь,  потому  что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих людей.

6.  Следует избегать  вопросов   (без   крайней  необходимости)   о  точном возрасте,    точном доходе  и точном месте    жительства. Следует ограничиваться указанием "вилки".

7. Количество вопросов в анкете не должно быть слишком большим (обычно стараются ограничиться 10-15 вопросами), т.к. чем длиннее анкета, тем вероятнее, что она будет отвергнута.

Форма вопроса может повлиять на ответ. Исследователи выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос предоставляет опрашиваемому набор альтернативных ответов, из которых он должен выбрать один или несколько, наилучшим образом отражающих его позицию. Эти вопросы могут требовать однозначного ответа ("да" или "нет") или предоставлять множественный выбор.

Открытый вопрос даёт опрашиваемому возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы часто дают больше информации, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают. Их недостаток состоит в том, что возникают трудности перед исследователем при анализе ответов из-за расхождений оттенков слов и выражений и невозможности их однозначной интерпретации. Поэтому на практике наибольшее распространение при проведении все возможных исследований нашли закрытые вопросы.

Шкалирование отражает попытку определить количественные измерители субъективных и иногда абстрактных понятий. Виды шкал:

    графические рейтинговые шкалы (респондент должен выбрать точку на графике, соответствующей его отношению к объекту исследования)

    точечная рейтинговая шкала - респондент выбирает ответ из ограниченного числа порядковых категорий

    ранжированная шкала - респондент сравнивает одну позицию с другими и ранжирует их

    шкала парного сравнения  - респондента просят выбрать одну из двух позиций в группе каких-либо критериев

    шкалы постоянной суммы  - респондента просят разделить определенную сумму (100) среди двух и более характеристик по степени важности с точки зрения респондента

    Q - классификация - особая форма ранжированной шкалы, при которой используются официально разработанные тестовые карточки

    шкала семантического дифференциала - метод оценки сильных и   слабых   сторон   продукта,   предприятия   путем   парного сравнения

    шкала   скрепления   (модификация   шкалы   семантического дифференциала,   в   середине   которой   находится   нулевая отметка, соответствующая нормальному значению признака)

Выборка - сегмент населения, призванный олицетворять собой население в целом. Исследователь должен разработать такой план выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам, стоящим перед исследователем.

Различают вероятностные и не вероятностные методы выборки. Вероятностные   -   методы,   в   которой   каждый   элемент   генеральной совокупности известен и имеет определенную вероятность попадания в выборку.

Случайная - отбор производится из всей массы единиц генеральной совокупности без предварительного разбиения ее на какие-либо группы, и каждый элемент имеет равную вероятность попадания в выборку.

Механическая - необходимо выбрать шаг отсчета, т.е. расстояние между выбираемыми единицами и выбрать начало отсчета, т.е. номер той единицы, которая будет выбрана первой:

    с помощью жеребьевки

    за начало отсчета принимается середина первого интервал

(Алфавитный порядок, успеваемость - ранжированный порядок).

Можно выделить несколько основных типов выборки.

Систематический случайный отбор. Используемое при исследовании больших совокупностей людей, члены  которой занесены  в   какие-либо списки (телефонный    справочник,   список зарегистрированных избирателей, оглавление и т.д.).

Гнездовая выборка. В качестве единиц отбора выступают не индивиды, а группы, как правило, обладающих  максимальном  схожестью.  В  отобранных  методом случайной  выборки  группах, производится сплошной опрос.

Типическая - выборка обеспечивает равномерное представительство в выбранной совокупности различных частей или типов явлений. Проводится в 2 этапа:

1. Генеральная совокупность разбивается на 2 или более подгруппы по какому-либо признаку.

2. Определяется число единиц, подлежащих наблюдению в каждой группе.   Используется   пропорциональное   и   непропорциональное размещение.

Серийная - в случайном порядке отбирается группа единиц, которые потом подвергаются сплошному обследованию. Такая выборка часто производится при уже сложившихся территориальных образованиях, когда степень однородности выделенных районов не подвергается регулированию со стороны исследователя.

Многофазная серийная выборка - внутри отобранных групп производится не сплошное, а выборочное случайное обследование.

Не вероятностные    методы имеют  основной недостаток невозможность рассчитать ошибку выборки.

Удобная - используется из соображений удобства ее проведения. Компании часть проводят предварительное тестирование нового продукта, используя при этом служащих собственной компании.

Выборка мнений - выборка, в которой отобранные критерии базируются на индивидуальном мнении исследователя, что конкретный элемент представляет изучающую совокупность.

Квотный -  выборка,   сконструированная  из  единиц  определенных категорий   (квот),    которые   должны   быть   представлены   в   заданных пропорциях. Различия между квотным отбором и типической выборкой:

1.  Респонденты   для   квотного   отбора   выбираются   не   случайным образом

2. В стратификационной    выборке    факторы,    используемые   для стратификации, должны быть отобраны на основе существующих взаимосвязей  с  поведением  потребителей,   а  в  квотном  отборе факторы     выбираются   не основе  мнений   или суждений исследователя.

Выборка снежного кома - выборка, в которой отбор дополнительных или последующих респондентов производится после ссылки на них первоначально отобранных респондентов; такая процедура используется при изучении особенных редких неслучайных явлений.

              При разработке выборки решают следующие задачи:

1.    Определение объема выборки;

2.    Определение возможного предела ошибки выборки;

3.    Определение вероятности того, что ошибка выборки не превышает допустимой погрешности.

Составление плана выборки.

Первое, кого опрашивать? Например, следует ли при опросе включать в выборку предпринимателей, или наемных работников, или военнослужащих, а может быть, она будет составлена из их сочетаний? Исследователь должен решить, какая именно информация ему нужна и кто, скорее всего ею располагает.

Второе, какое количество людей необходимо опросить? Большие выборки надежнее, но исследователю трудно надеяться опросить более 1 % населения.

Третье, каким образом следует отбирать членов выборки? Можно воспользоваться методом случайного отбора. Можно отбирать их по признаку принадлежности к определенной возрастной группе или факту проживания в определенном районе. Отбор может основываться и на интуиции опытного исследователя, который полагает, что именно эта группа лиц может быть хорошим источником информации.

Часто в ходе исследования речь идет не о субъективной позиции конкретного человека, а об изучении собственно политических тенденций общественной жизни, не требующие участия большого количества участников исследования, технически несложен, не имеет жестких временных ограничений. Близок к ним контент - анализ.

5. Контент-анализ.

Очень часто исследователь многое может узнать о каких-либо тенденциях политического развития общества, из средств массовой информации. Наиболее точно изучить источники СМИ позволяет контент-анализ, то есть систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника. (В качестве носителя информации можно упомянуть, помимо традиционных видов СМИ, книги, буклеты, плакаты и т.п., носящие политический характер). Первый шаг контент-анализа — определение совокупности источников информации, а так же единиц измерения. Контент-анализ бывает содержательный (внимание исследователя сосредоточено на содержательной стороне источников) и структурный (когда политолог в первую очередь обращает внимание на смысл и подачу информации, иногда – на временные рамки информационного давления). В качестве сложностей этого недорогого и практически удобного метода следует выделить субъективизм подаваемой информации с одной стороны и степень ее реального воздействия на общество - с другой, то есть его результаты необходимо проверять другими методами.

Метод контент-анализа документов, т.е. метод качественно-политического изучения документальных источников, и перевода информации на язык счета. В качестве документа может выступать какой-либо материальный носитель информации - это могут быть книги, журналы, газеты, письма, протоколы, плакаты, а так же аудио и видеозаписи, фильмы теле и радиотрансляции и т.д.

Контент-анализ представляет собой поиск в документе определенных смысловых понятий (единиц анализа) и выявление частоты их употребления в рамках общего содержания документа. Подготовка к исследованию начинается с принятия решения о единице анализа. Это может быть какой-либо значимый элемент сообщения, которое подлежит изучению. Следует также определить способы классификации единиц анализа. Классификация заключается в распределении единиц анализа  по  категориям - экономика,  политика,   пространственно  временные  рамки  событий, содержание темы и т.д.

В   качестве   единиц   анализа   могут   выступать:  

1) характер главного героя, обладающего  определенными   социальными   качествами;  

2} суждения - как отношение  или высказывания автора документа:;

3) ситуация — единица анализа, отражающая его часть действительности. Сюда входят субъект деятельности, их интересы и мотивы, характер деятельности, сфера его действия; а также представления субъекта автором сообщения, его отношения к субъекту.

Информация о работе Что такое политика. Что – наука о политике