Бизнес и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:29, реферат

Описание

Последние десятилетия ознаменовались глубокими трансформационными изменениями в экономических системах, охватившими страны бывшего социалистического лагеря — изменениями, означающими переход, от административно-командной, бюрократической системы к рыночно ориентированной экономике. Обобщение институциональных особенностей и закономерностей такого перехода было и остается предметом обстоятельного исследования экономистов — как теоретиков, так и практиков, а также юристов, политологов, социологов.

Работа состоит из  1 файл

Biznes_i_politika.docx

— 43.41 Кб (Скачать документ)

Анализ документов

 

При  написании данной работы был использован учебник  Бабосова Е.М. «Экономическая социология», в данной книге излагается теория и история экономической социологии, социальные аспекты экономического поведения и деятельности, социальные механизмы развития экономики. Для раскрытия темы реферата из данного издания была почерпнута информация о сущности экономических функций, выполняемых государством во взаимодействии с миром бизнеса. А так же  об обобщенной структуре организации государственного регулирования экономики.

Часть информации, касающаяся, рассмотрения теоретических основ взаимоотношений государства и частных компаний,  анализа предпосылок перехода экономических функций от государства к частному бизнесу и исследования факторов достижения равновесного состояния между ними, почерпнута из статья  Осадчая Н.М. на тему: «Государство и бизнес:  современные теории», опубликованной в научном журнале «МЭ и МО» («Мировая Экономика и Международные Отношения») за 2006 год.

Анализ модели взаимодействия государства в Республике Беларусь с частным предпринимательством, осуществлен при помощи аналитических статей различных научно-теоретических журналов страны.

Так  в работе использована статья «Роль государства как гаранта в развитии частного предпринимательства в Республике Беларусь» Орлова И.П. опубликованная в «Вестнике БГУ» №1 за 2008г.  В данной работе уделяется большое внимание значению психологической и социальной готовности населения страны жить в условиях функционирования института частной собственности. Уделяется внимание важности поддержки государства, не только путем вмешательства в экономическую деятельность субъектов хозяйствования, а именно моральной поддержки бизнес начинаний общества.

Статья «Государство становится партнером» Герменчука В.В. и Герменчук Е.В., опубликованная в журнале «Беларусская думка» №10 за 2012 год, раскрывает политические и правовые аспекты либерализации экономики Беларуси. Из данной публикации взята информация о инициативных действиях государства на пути к сотрудничеству власти и бизнеса, а также о реакции хозяйствующих субъектов на новые институциональные решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Последние десятилетия ознаменовались глубокими трансформационными изменениями в экономических системах,  охватившими страны бывшего социалистического лагеря —  изменениями,  означающими переход,  от административно-командной,  бюрократической системы к рыночно ориентированной экономике.  Обобщение институциональных особенностей и закономерностей такого перехода было и остается предметом обстоятельного исследования экономистов —  как теоретиков,  так и практиков,  а также    юристов,  политологов, социологов.

В переходных процессах всех этих стран огромную роль играло и  играет государство,  которое само должно было перестраиваться,  обновляя свои функции.  Эта роль государства была особенно важна в деле создания одного из столпов современной рыночной экономики – бизнеса. В современной Белоруссии эти трансформационные процессы еще далеки от своего завершения.

Складывающиеся отношения  между государством и бизнесом, порой  слишком «дружелюбные»,  а порой и враждебные,  нуждаются в дальнейшем усовершенствовании, особенно с точки зрения выработки соответствующих институциональных рамок этих отношений.

Задача достижения равновесного состояния требует длительного времени на закрепление форм взаимоотношений между всеми участниками экономических процессов.  Это создает объективную потребность в оценке эффективности данных взаимоотношений и сопутствующих им рисков для характеристики уровня развития институционального устройства и выработки стратегии долгосрочного развития национальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государство — это основной институт политической системы, организация, выполняющая функции нормативно-регулятивного  управления обществом.

Главным признаком государства  является публичная власть, которая  опирается на механизмы принуждения, используя правовые санкции, и реализуется  через деятельность государственных  служащих.

Во взаимодействии с миром бизнеса государство выполняет целый ряд регуляционных экономически функций.

Первая из таких функций  заключается в том, ято государство осуществляет защиту права собственности, создаваемой и приумножаемой гражданами за счет их трудовых доходов от участия в общественном производстве, от ведения хозяйства и доходов от средств, инвестированных в создание и развитие предприятий фирм и т.п., а также вложенных в банки и другие финансово кредитные учреждения.

Вторая экономическая  функция государства состоит  в обеспечении свободы предпринимательства, стимулировании деловой активности и противодействии монополистическим  тенденциям в развитии производства, в ценообразовании, в продаже  экономических благ и услуг.

Третья экономическая  функция государства воплощается  в обеспечении законности и правопорядка в осуществлении экономической  деятельности, связанной с производством  распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

Четвертая функция государства  в экономической сфере воплощается  в регулировании денежного обращения, в обеспечении устойчивости национальной валюты.

Пятая функция заключается  в разработке стратегии социально-экономического развития страны, государственного программирования и стратегического планирования, в осуществлении государственных заказов отраслям экономики, промышленно-финансовым группам и крупным предприятиям на основе системы макроэкономических показателей и основных направлений экономического развития.

Шестая функция государства в развитии экономики проявляется в регулировании взаимоотношений между трудом и капиталом, между предпринимателями и наемными работниками, в создании условий для эффективного взаимодействия между ними, т.е. для полной реализации социально-экономических прав, которые обеспечивают свободу действий общественных организаций трудящихся и предпринимателей, создают предпосылки для их социального партнерства.

Седьмая функция государства  в регулировании социально-экономических процессов проявляется в перераспределении доходов, прежде всего в дифференцированном взимании налогов с прибыли и личных доходов граждан, ориентированным на регулирование сверхвысоких доходов наиболее богатой части населения через прогрессивное налогообложение, препятствующее чрезмерному имущественному расслоению социально-экономических групп, способному привести к дестабилизации социально-политической обстановки.

Восьмая функция государства в развитии экономики заключается в законодательном регулировании занятости, призванном обеспечить равные возможности всем гражданам страны в получении рабочего места; содействовать такой структуре занятости, которая является экономически целесообразной,  эффективному распределению и перераспределению трудовых ресурсов в соответствии с динамикой профессионально-квалификационной структуры, отвечающей интересам и перспективам социально-экономического развития страны.

Девятая функция государства  состоит в обеспечении экономической  безопасности страны.

Десятая функция в развитии экономики включает в себя регулирование внешнеэкономической деятельности почти всех субъектов хозяйствования, ориентированное на активное участие в международном разделении труда и мировом рынке в качестве взаимовыгодного дополнения к национальной экономике.

Одиннадцатая экономическая  функция государства состоит  во всемерном развитии социальной сферы  как главного фактора роста производства, поскольку ведущей производительной силой общества являются высококвалифицированные  кадры, выращиваемые в данной сфере, а также в обеспечении социальной защиты экономически уязвимых слоев  населения – инвалидов, безработных, пенсионеров, многодетных семей.

В процессе осуществления  государством его регулятивных экономических  функций складывается сложноструктурированная система взаимодействий государства с основными сферами и отраслями экономики, регионами страны и хозяйствующими субъектами. В этой  системе можно выделить три основных структурных элемента. Первый из них составляет совокупность мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых государством и его органами в центре и на местах. Второй элемент – совокупность средств, использование которых позволяет достигать делаемого результата государственного регулирования экономики. Третий элемент этой системы – сферы, отрасли, регионы, отдельные крупные предприятия (фирмы), на которые оказывается государственное воздействие, а также ситуации, требующие государственного вмешательства.

Взаимоотношения бизнеса  и государства — тема очень  широкая, имеющая давнюю историю и сочетающая большое разнообразие точек. Есть ли у государства основания иметь свои интересы в бизнесе отдельных компаний или ему необходимо проводить единую политику в отношении  коммерческих предприятий?  Или же наоборот,  бизнесу надлежит использовать государство как инструмент для достижения собственных задач? Однозначных ответов на подобные вопросы нет ни у государственных чиновников, нуждающихся в ограничении своих полномочий,  ни у частных компаний,  которым необходимо защищать свои интересы.

Рассмотрим подробнее основные подходы к анализу взаимодействия бизнеса и государства, сформировавшиеся на сегодняшний день.  Интерес к этой проблеме возник очень давно.  Еще А.  Смит указывал на роль защищенности прав собственности в развитии торговли и предпринимательства. В одной из первых книг, положивших начало изучению экономики, он писал: «В странах,  где гарантируется надежная защита  [собственности],  каждый обычный человек может использовать капитал и получать прибыль в текущем или в будущем периоде. … В тех же несчастных странах, где существует постоянная угроза, исходящая от власть предержащих, предприниматели вынуждены  хранить значительную часть своего капитала в надежном месте с тем,  чтобы вовремя укрыться с ним в безопасное место».

Из этого положения  следует,  что государство,  заинтересованное в повышении благосостояния своих граждан,  обязано заботиться о таких аспектах предпринимательской деятельности,  как безопасность,  надежность правоотношений, гарантия выполнения договоров и другие принципы,  которые принято относить к понятию  «права собственности». Долгое время считалось,  что роль государства должна ограничиваться обеспечением защиты этих прав и не допускать вмешательства государственных органов в дела отдельных компаний. За этим убеждением стояла вера в способность рынка к самостоятельному решению всех возникающих проблем. Однако по мере развития и укрепления капитализма эти проблемы становились все сложнее и острее. Отдельные объединения предпринимателей захватывали целые рынки и поднимали цены, чем наносили ущерб обществу и государству, а проблема контроля над ними выдвигалась на передний план.

Бурное развитие корпораций на базе акционерного капитала, начавшееся во второй половине XIX  в.  и продолжившееся в начале XX  в.,  охватившее Америку и Европу, показало, что естественных ограничений, о которых писал Адам Смит, недостаточно для предотвращения монополизации рынка.  К концу XIX  в.  доля всей собственности, находящейся под управлением корпораций, оценивалась разными авторами в пределах от 25%  до 80%.  Многие современники этого процесса начали выражать тревогу,  что в результате корпоратизации будет поставлена под вопрос свобода личности индивида, который теперь оказывался неконкурентоспособен в качестве самостоятельной предпринимательской единицы и был вынуждена довольствоваться участием на рынке труда. Когда из корпораций стали формироваться более крупные объединения — тресты, картели и синдикаты,  стало понятно,  что сама по себе монополизация не прекратится и потребуется вмешательство государства.

Первой страной, которая  пошла по пути введения законодательных  ограничений на деятельность корпораций,  стали США,  принявшие в 1890  г.  предложенный сенатором Шерманом Акт против трестов (Sherman Anti-Trust Act).  Согласно этому закону, объявлялась нелегальной любая деятельность,  ведущая к ограничению свободной торговли, а нарушение этого правила преследовалось в судебном порядке. Долгое время этот акт использовался преимущественно против трестов и картелей, пока в 1914 г. его не сменил Акт Клейтона,  который конкретизировал предмет правонарушений и ввел ограничения на деятельность монополий. Тем самым государство официально признавало существование угрозы собственной безопасности и эффективности рыночной конкуренции со стороны формирующихся объединений экономических агентов и предпринимало меры для борьбы с ними.

Какие объективные процессы лежали в основе этого процесса объединения,  удушающего конкуренцию и ведущего к появлению монополии?

Одним из первых на этот вопрос ответил К. Маркс,  показав,  что  сам процесс конкуренции и накопления капитала ведет к его концентрации и централизации, на базе которых и вырастает его противоположность — монополия. Более того, К. Маркс (затем В. Ленин и др.),  развивая теорию классов и классовой борьбы,  связал экономическое господство монополизированного капитала с его властью над институтами государства.

Подобное «инструментальное»  представление о государстве как о продолжении власти класса капиталистов наталкивается на ряд серьезных контраргументов.  В первую очередь потому, что на практике значительная часть деятельности государства осуществляется в интересах общества в целом,  в том числе в интересах социально незначительных слоев населения, вследствие чего большая доля государственных расходов идет на социальные цели,  а также попадает в распоряжение среднего и мелкого бизнеса.  Кроме того, оказывается,  что класс капиталистов не всегда выступает как единое целое —  в рамках «класса» тоже имеет место конкуренция между отдельными фирмами и отраслями.

Информация о работе Бизнес и политика